На Выборгской набережной передвинули двухэтажный Воспитательный дом
09/01/2024 12:15
На Выборгской набережной передвинули двухэтажный Воспитательный дом, что стало первым подобным случаем в Петербурге. После перемещения на фасадах были обнаружены трещины.
Воспитательный дом на набережной Черной речки, 1, был построен в начале XX века. КГИОП в свое время отказался признавать его памятником, однако здание охраняется как «историческое». Несколько лет назад стало известно, что совладелец ЗАО «Первая мебельная фабрика» Александр Шестаков хочет возвести на участке жилой дом. В 2018 году «Канонер» со ссылкой на главу AAG Александра Завьялова — его компания готовила проектную документацию — сообщил об идее передвинуть дом, чтобы увеличить площадь застройки. КГИОП идею в 2019 году согласовал.
Позднее проектировщиком стало ООО «Интерколумниум». Гендиректор компании Евгений Подгорнов заявил «Канонеру», что решил поддержать начинание AAG и тоже заложил в свой проект передвижку Воспитательного дома. В новой версии он рисовался ближе к Выборгской набережной на одной оси с соседней дачей Головина.
«[Воспитательный дом] будет перемещен ненамного, примерно на 40 метров. А сам процесс перемещения довольно быстрый. Самое сложное выполнить подготовительные работы, а именно залить паркинг, чтобы [на его крышу] передвинуть дом. Этот подземный паркинг будет почти под всем участком, в том числе под жилым домом. Передвижка будет осуществляться по рельсам», — рассказал тогда Евгений Подгорнов.
В ноябре 2022 года ООО «Специализированный застройщик „Дом на Черной речке“», входящее в группу City Solutions Александра Шестакова, получило разрешение на строительство. Господин Подгорнов подтвердил тогда «Канонеру», что принципиально в проекте ничего не изменилось: он, как и раньше, предполагает 40-метровый «переезд» Воспитательного дома к Большой Невке.
Весной «Канонер» рассказал, что на участке ведутся подготовительные работы. В частности, были снесены не стоявшие на кадастровом учете дореволюционный флигель, с севера примыкавший к Воспитательному дому, и угловая автомойка российских лет. Демонтаж провело ООО «УК „Спрингалд“», входящее в группу Springald. Попутно девелопер работал над проектом передвижки.
Как рассказал сегодня «Канонеру» официальный представитель City Solutions, прежде чем здание переехало, в его подвале смонтировали две железобетонные плиты толщиной 30 сантиметров. Верхняя была связана со зданием, а на нижнюю были установлены домкраты, чтобы приподнять верхнюю плиту вместе с домом, а затем под нее установить роликовую систему.
Перемещение состоялось в конце декабря. Работы проходили в два захода. Сперва Воспитательный дом перекатили ближе к Черной речке (путь составил 7 метров), а затем — ближе к Выборгской набережной (45 метров). Таким образом, здание совершило Г-образную «прогулку». Поворачивать его не потребовалось. «Дом ехал со скоростью до 4 сантиметров в минуту до нового места», — уточнил представитель. Теперь двухэтажка, как и планировалось, установлена на крышу подземного паркинга, а значит, она более не будет самостоятельным объектом недвижимости.
Несмотря на то что перед началом передвижки дом скрепили каркасом из арматуры (ради него пришлось частично сломать декор), на фасадах после окончания работ видны трещины. На фотографиях, сделанных до начала процесса, трещин не было. При этом Александр Шестаков уверяет: технология, когда применяется бетонная плита, «полностью исключила вероятность повреждений стен и конструкций здания».
Случай с Воспитательным домом — первое в истории Петербурга перемещение. В России же первым считается перенос деревянной церкви в тамбовском Моршанске, состоявшийся в 1812 году. Первое переехавшее каменное здание находится в Москве, где в 1898 году так сделали на Каланчевской улице. Пик передвижения недвижимости пришелся на 1930-е, когда в столице поменяли местоположение 23 домов.
В Ленинграде тоже ожидалось подобное. В 1948 году под руководством главного архитектора города Николая Баранова был разработан проект восстановления ансамбля Михайловского замка, которым предлагалось убрать с оси Кленовой улицы одну из дореволюционных градостроительных ошибок — Дом офицерского корпуса на Манежной площади, 4. Здание должно было проследовать около 150 метров и встать на том месте, где сейчас находится Старо-Манежный сад. Но сделать это тогда не удалось.
Идею не раз на словах пытались применить и в российское время. В частности, электростанция Варшавского вокзала на набережной Обводного канала, 118а, мешает расширить Измайловский бульвар, а Пионерскую улицу хотят увеличить за счет пятен домов 46 и 48. Никита Явейн предлагал перекатить одно из зданий на проспекте Обуховской Обороны, мешающее увеличению ширины одной из полос при создании Большого Смоленского моста.
До декабря все случаи «перемещения» зданий заключались в их сносе и воссоздании на новом месте. В частности, так произошло с Училищным домом на Рыбацком проспекте, 18 (группа «Эталон»). Сейчас аналогичные работы проводятся на Каменном острове, где на новом месте должны собрать беседку начала XX века (ООО «Невка хаус»). В обоих случае речь о памятниках архитектуры, но КГИОП такое отношение к наследию счел допустимым.
Октябрь 2017 года:
Январь 2024 года:
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Представлен чуть подправленный проект жилого дома на улице Фокина
Группа RBI намерена снести перестроенный доходный дом на Черной речке
Доходный дом на углу Вазаского и Лисичанской капитально отремонтируют
На 12-й линии Васильевского линии сдали жилой дом и гостиницу
Заброшенную «сталинку» на Красной в Старо-Панове надстроили вторым этажом
Комментарии
Руслан
судя по направлению трещины и ослабленным/порванным стяжкам просел северо-западный угол на 1-2 сантиметра
x-code
скрепа же) духовная
Инкери
А флаг зачем ?
x-code
Считаю что практика передвижки весьма перспективна, думаю немало найдется таких мест, где сносить нельзя, но объективно здание не на месте и мешает строительству важных инфраструктурных объектов — мостов, развязок, более прямых дорог, а может даже и станций метро в центре.
Зритель 1967
В Москве перемещали здания в 10 раз массивнее (и тяжелее и выше)