Новости  |  Снос-2023  |  Исследования  |  #архрейтинг  |  Ратная палата (YouTube)
 

 Интервью

Игорь Водопьянов: «Чтобы Петербург развивался, нужна святая Генпланида» 

22/10/2018 14:19

Минувшим летом РПЦ боготворила мецената, который восстановил и отдал под службы Пантелеймоновскую церковь на Свердловской набережной. Этим человеком оказался руководитель управляющей компании «Теорема» Игорь Водопьянов. «Канонер» поговорил с ним не только о храме, из-за которого КГИОП назначил 300-тысячный штраф, но и том, почему частный парк у храма более популярен, чем соседний сад «Нева», и когда застроят жильем «Пластполимер» с «Химволокном».

— Наиболее крупный проект «Теоремы» в Петербурге — офисный городок «Полюстрово» между Свердловской набережной и улицей Жукова. Некоторое время назад его планировалось увеличить за счет двух новых бизнес-центров, но не вышло. Какова перспектива проекта?

— Туманная. Экономическая ситуация в стране делает строительство бизнес-центров невыгодным. Давайте считать. Новое здание мы будем строить два года и еще примерно семь с половиной лет ждать, пока оно окупится за счет аренды. Если закредитоваться в банке — а под проектное финансирование дают 12–14% годовых, — то денег будет хватать ровно на то, чтобы гасить проценты банка.

Игорь Водопьянов, Теорема

Игорь Водопьянов

— Есть вероятность, что к проекту когда-нибудь вернетесь? Что должно измениться?

— В этом случае либо арендная ставка должна вырасти до 2,5 тыс. рублей, либо кредитование должно быть за 7% годовых. Либо должны быть бесплатные деньги в тумбочке.

— А когда получали разрешение на строительство, ситуация была иная?

— Это было еще до 2014 года. Тогда и рубль к доллару имел другое отношение, и возможности кредитования были другие.

— «Полюстрово» — не только офисные здания, но и общедоступный парк, где можно покормить белок. С какой целью он был сделан?

— Это просто прикольно. Больше никакой цели.

— Влияет ли парк на количество арендаторов?

— У меня и так всё забито на сто процентов. Даже если я всех белок пущу на беличий суп и варежки, то количество арендаторов никак не изменится.

— Содержание этого парка стоит значительных средств?

— Да, обслуживание парка — по-настоящему серьезная нагрузка. Люди то тут то там траву вытаптывают, нужно ухаживать и за деревьями: сажать новые, пилить старые.

Улица Жукова, парк
Парк в составе офисного городка «Полюстрово» на улице Жукова

— Кого в вашем парке больше — арендаторов или местных жителей?

— Наш проект — яркий пример того, что частное лучше, чем государственное. Рядом расположен городской парк — сад «Нева», но почему-то все мамы с колясками ходят гулять к нам. Им тут как-то уютнее и безопаснее.

Хотя я специально не сделал детскую площадку. Как только она появится, тут такое количество местных жителей образуется, что у меня резко возрастут затраты. Некоторые, впрочем, уже сейчас пытаются здесь шашлык жарить. Но арендаторов в парке, конечно, значительно больше, чем местных жителей.

— Ваша компания вложила деньги в восстановление Пантелеймоновской церкви в составе «Полюстрова». В августе в ней начались службы. Кто автор идеи восстановить храм?

— Я. Сам уже удивляюсь, зачем мне это понадобилось. Тогда у меня еще были иллюзии, что в этом есть какой-то здравый смысл, но по итогу я с ними расстался. Сейчас церковь у нас в качестве бесплатного арендатора. Мы отапливаем помещение, электричество подаем и мелкие ремонты делаем.

Пантелеймоновская церковь на Свердловской набережной
Пантелеймоновская церковь на Свердловской набережной

— Такой же бесплатный арендатор, как «Упсала-цирк», тоже расположенный на территории «Полюстрова»?

— Я думаю, «Упсала-цирк» — более осмысленное мероприятие, приносящее в сравнении с церковью больше пользы.

— Власти шли навстречу ради богоугодного дела?

— Единственное участие государства в этом процессе — это штраф от КГИОПа на 300 тыс. рублей. Пока я восстанавливал церковь, они приехали и сказали, что работы незаконны. Когда же я обратил их внимание на ветхое состояние примыкающей дачи Кушелева-Безбородко, охранители дали понять: она разваливается в полном соответствии с законодательством.

— В процессе восстановления не возникало желание переделать церковь, скажем, под офисы или культурный центр? Закон же не запрещает использовать свою частную собственность как угодно.

— Идея с культурным центром была. Было даже подписано соглашение с Русским музеем. Но потом музей слился. Мною двигала не любовь к православию, а скорее желание восстановить некую историческую справедливость. Если бы это был храм другой конфессии, я бы все равно его восстановил.

— Перенесемся на другой конец шоссе Революции, где «Теорема» больше десяти лет пытается отдать под жилую застройку предприятия «Пластполимер» и «Химволокно». Что не получается?

— Мне кажется, единственный путь развития этого проекта — пойти в церковь и поставить свечку святой Генпланиде. Должна быть такая святая, которой поставишь свечку — и что-то начнет происходить.

У меня такое ощущение, что, пока главой КГА является господин Григорьев, я ничего не смогу сделать. Наверное, в его представления о прекрасном я никак не вписываюсь. По объективным или субъективным причинам.

— В сентябре стало известно, что в генплан Петербурга решено заложить трассу проспекта Маршала Блюхера прямо через «Химволокно». Поясните подробнее, что вы думаете по поводу этой ситуации и каковы дальнейшие действия? Ведь выполненный по заказу «Теоремы» проект застройки этой территории уже почти готов.

— Это просто издевательство, когда целый год разрабатываешь проект планировки территории, а потом тебе пишут: «Через твою территорию пройдет проспект Маршала Блюхера». Проектировщикам уже заплатили деньги за работу. Год назад на градсовете все хлопали, хвалили архитектора Герасимова и его проект, а теперь всё заново.

Главное, что и заново я сейчас ничего не могу сделать. Потому что пока они утвердят генеральный план, потом согласуют правила землепользования и застройки, пройдет около года. До этого момента мне никто ничего не согласует.

Будет хорошо, если следующим летом они утвердят ПЗЗ, а весной 2020 года — проект планировки по «Химволокну». Только потом я начну что-то разрабатывать по новой и, дай бог, в 2021 году начну там копать. Но, скорее всего, «Химволокно» будет застраиваться после «Пластполимера», поэтому все арендаторы могут не волноваться. При этом понятно, что никакой проспект Маршала Блюхера в ближайшие лет двадцать никто строить не будет.


Концепция застройки «Пластполимера» и «Химволокна»

— А «Пластполимер» можно начинать застраивать уже сейчас?

— По «Пластполимеру» сейчас согласовывается второй этап ППТ. От того проекта, что на градсовет выносили, уже мало что остается. Ведь и там тоже приходится что-то перерисовывать в связи с новыми рекомендациями. Например, комитет по развитию транспортной инфраструктуры захотел, чтобы внутриквартальный проезд вдоль Охтинского разлива был прямой, а не изогнутый. «Пластполимер» будет застраиваться долго и 70% арендаторов в ближайшие годы не будут затронуты стройкой.

— Какие сроки по «Пластполимеру»?

— Если к лету следующего года утвердится ППТ, то стройка может начаться году в 2020-м.

— Кто будет застройщиком новых жилых кварталов — «Теорема» или сторонний девелопер?

— Сейчас в целом непонятно, кто, как и на каких условиях может строить после поправок в законодательство — в первую очередь о долевом строительстве. Надо подождать. За ближайший год, наверное, ситуация прояснится.

— На территории «Пластполимера» есть памятники. Что с ними будет?

— На территории «Пластполимера» два памятника. Они останутся такими, какими были. Там есть прекрасная водонапорная башня, которую мы уже отремонтировали. Какие-то здания, даже не являющиеся памятниками, будут оставлены. Так спроектировал господин Герасимов. Женя — талантливый парень, надеюсь, к нему же обратимся, когда будем проектировать здания.


Концепция застройки «Пластполимера», сохранение старинных зданий

— Отойдем от проектов «Теоремы». Сейчас едва ли не 80% строек в Петербурге — это жилье. Так и должно быть?

— А что еще строить? Я уже рассказал, что в строительстве бизнес-центров экономического смысла нет. В торговых комплексах, мне кажется, тоже. По-моему, у нас самая большая обеспеченность торговыми площадями в Европе. Одна из крупнейших компаний, специализирующихся на торговых центрах, — «Адамант» — больше ничего строить в Петербурге не собирается. А если так решил «Адамант», значит, новые крупные торговые комплексы действительно уже не нужны.

— Жилье тоже разное. Чаще всего новые дома ставят там, где удалось добиться разрешения, а не где они будут гармоничны. Как, на ваш взгляд, должна выглядеть гармоничная среда обитания? Можно ли ее добиться в нынешних условиях?

— Это к главному архитектору. Он знает, как. Главная задача КГА — остановить всё. И эта позиция понятна. Как только строят дома, сразу возникает вопрос с детскими садами и школами. А еще, не дай бог, застройщик не достроит, появятся обманутые дольщики. А так — всё остановил, тишь да гладь, да божья благодать.

Раньше я думал, что этот подход не распространяется на «крупных» людей, что для них есть какие-то преференции. Но на одном из заседаний комиссии по изменениям генплана я узнал, что самой ЛСР не дали перевести площадку на Октябрьской набережной из промки в жилье. Будут строить там технопарк. Кто там будет технопарковаться? Загадка.

У властей есть желание развивать промышленность (интервью записывалось, еще когда губернатором был Георгий Полтавченко, но по просьбе собеседника публикация была отложена. — Прим. ред.). Но для них промышленность — это когда гудит гудок и стройными рядами мужики со вчерашним перегаром в промасленных робах идут к станку. Они не понимают, что сейчас другой экономический уклад, при котором промышленность — это в том числе бизнес-центры, где люди строчат программные коды. Я к этой тотальной архаике отношусь с юмором.

— Кстати, об Интернете. Если проанализировать соцсети, то разные девелоперы в них так или иначе участвуют. Тиктинский из RBI философствует о своем бизнесе, Заренков из ЛенспецСМУ постит уточек с Кипра, Туркин из «Росстройинвеста» ставит фотографии разных уголков Петербурга…

— На Кипре живет уважаемый человек, который построил огромное количество прекрасных домов высочайшей архитектуры! Это настоящий мастер, как ни посмотришь — всё шедевр. Особенно «Самоцветы» на Уральской. Это на гребне европейской архитектуры. Поэтому можно смело отдыхать и постить фоточки.

Уральская улица, 6
Жилой комплекс «Самоцветы» на Уральской улице

— Вячеслава Заренкова каждый может обидеть. Давайте не будем этого делать и вернемся к соцсетям, где вы среди других застройщиков, наверное, самый активный пользователь: участвуете в обсуждениях, делитесь опытом, шутите, наконец, подкалываете градозащитников и журналистов. Понятно, что это скорее ваше хобби, нежели метод продвижения…

— Мне делать нечего. Моя основная проблема сейчас — отсутствие какой-либо самореализации. Я убежден, что сейчас ничего не делать — это самая правильная стратегия. Мы находимся в позиции вынужденного ожидания, в такой ситуации, когда каждый шаг может только ухудшить положение. В шахматах это называется цугцванг.

Я бы, конечно, все продал, да покупателей нет. Вот и приходится заниматься сиюминутным менеджментом в надежде получить какую-нибудь согласованную бумажку. Государство же не дремлет: проверки, штрафы. Наш юридический отдел работает активнее остальных.

Сейчас, к примеру, идет небывалая борьба со звездами на крышах корпусов нашего жилого комплекса «Пять звезд» на улице Жукова. Оказывается, по мысли чиновников, плохо, что горят пять звезд над городом. Они уверены: это реклама. Хрен с ним, говорю, давайте я одну погашу, пусть четыре горят, уже не будет отсылки к названию комплекса. Но такое решение тоже не устраивает.

Улица Жукова, 1
Жилой комплекс «Пять звезд» на улице Жукова

Евгения Горбунова
Фото Дмитрия Ратникова

Изображения, прикрепленные к публикации:

Игорь Водопьянов, Теорема Игорь Водопьянов Улица Жукова, парк

 Комментарии 


  1. 4700

    04/11/2018 в 15:29 | #1 | Ответить | Цитировать

    С площадкой на Октябрьской набережной всё гораздо интереснее. Первой заявку подала группа ЛСР, вторыми их соседи АБЗ-1 ссылаясь на заявку ЛСР. Группе ЛСР отказали, а АБЗ-1 перевод из ПД в Т3ЖД-3 согласован. Если учесть что группе ЛСР отказано в переводе площадки на Тепловозной 32 из промзоны в жилую, и согласован перевод в жилую на Партизанской 5 (где вообще невозможно), можно сделать вывод, что это изощрённая месть за «Пыжика» (он же Чижик — концессия)

  2. Денис

    26/10/2018 в 10:25 | #2 | Ответить | Цитировать

    Вот как раз и рапортуют о росте арендных ставок в БЦ СПБ —

    www.rbc.ru/spb_sz/25/10/2...egional_newsfeed

  3. ???

    25/10/2018 в 12:36 | #3 | Ответить | Цитировать

    @Василий

    креативные люди точно не нужны нашей державе. пусть валят отседа

  4. Василий

    25/10/2018 в 11:20 | #4 | Ответить | Цитировать

    Да кому он нафик нужен со своим креативом

  5. ???

    23/10/2018 в 20:17 | #5 | Ответить | Цитировать

    @Бывший арендатор

    так не читай !

  6. ???

    23/10/2018 в 20:16 | #6 | Ответить | Цитировать

    @???

    ждешь ?

  7. ???

    23/10/2018 в 19:08 | #7 | Ответить | Цитировать

    @Randy

    По ходу уже скоро!)) пруд ему могут и не простить))

  8. Алексей 1965

    23/10/2018 в 17:15 | #8 | Ответить | Цитировать

    елена :

    Александровские ворота рядом с территорией Химволокна и Пластполимера ждут своего героя-реставратора-восстановителя.

    Интересное сооружение. Правда находятся в таком месте что не понятно как их сохранять — в том смысле в каком качестве — чтобы охрана была и их вандалы не крушили. Если так на отшибе будут стоять без охраны- сохраняй не сохраняй — гопники и мародеры уделают быстро.

  9. Редактор

    23/10/2018 в 15:12 | #9 | Ответить | Цитировать

    Василеостровец

    :

    Жаль про участок на Смоленке не спросили.

    Зачем?

  10. Редактор

    23/10/2018 в 15:10 | #10 | Ответить | Цитировать

    Павел П

    :

    Жаль, что не спросили про трамвайную подстанцию, которую хотят снести, чтобы не портила вид в парке Полюстрово.

    Он уже про нее ответил — kanoner.com/2017/04/24/154812/

  11. инженер

    23/10/2018 в 12:49 | #11 | Ответить | Цитировать

    @елена

    А чем они знамениты и ценны?

  12. елена

    23/10/2018 в 11:27 | #12 | Ответить | Цитировать

    Александровские ворота рядом с территорией Химволокна и Пластполимера ждут своего героя-реставратора-восстановителя.

  13. Алексей 1965

    23/10/2018 в 10:24 | #13 | Ответить | Цитировать

    Интересное интервью. Проясняет кое-что.Жаль как-то сумбурно и очень кратенько.

    Ну и концовка конечно : Айяяяй-Аяяяй-Бедный я бедный-несчастный-Айяяяй-Аяяяй :))) Плач у стены плача :)))

  14. Василеостровец

    23/10/2018 в 08:43 | #14 | Ответить | Цитировать

    Хорошее интервью. Живое. Жаль про участок на Смоленке не спросили.

  15. Nezoist

    23/10/2018 в 01:56 | #15 | Ответить | Цитировать

    Бывший арендатор :

    Причем тут отношение рубля и доллара то? В стройке? Все строят и не жалуются на курс — только объемы увеличивают.

    Речь об офисах. Их строят мало и объемы не увеличивают.

  16. Бывший арендатор

    23/10/2018 в 00:04 | #16 | Ответить | Цитировать

    Сколько читаю интервью господина Водопьянова — все то у него жизнь плоха, все негодяи чинуши ему бизнес мешают вести, несколько лет назад говорил, что лучше бы он, вообще ,ничего не делал, чем стройкой занимался — больше бы заработал.

    Однако с тех пор что -то строит и все вгоняет себя бедняга в долги.

    Слог у него искрометный, конечно. Но, если вчитаться на правильные вопросы не дает ответа.

    «— А когда получали разрешение на строительство, ситуация была иная?

    — Это было еще до 2014 года. Тогда и рубль к доллару имел другое отношение, и возможности кредитования были другие.»

    Причем тут отношение рубля и доллара то? В стройке? Все строят и не жалуются на курс — только объемы увеличивают.

    Условия кредитования что ли были лучше до 2014 года? Не были.

  17. инженер

    22/10/2018 в 23:17 | #17 | Ответить | Цитировать

    А вообще-интересное интервью.

    Но что-то он или троллит (эпатирует) интервьюэра, или не говорит всей правды.

    Вобщем -прикалывается.

    И это самое верное решение с его стороны.

  18. инженер

    22/10/2018 в 23:15 | #18 | Ответить | Цитировать

    Денис :

    Ладно Самоцветы, а вот как будет продаваться и как будут жить люди в Охта Хаусе от ЛССМу, в 20-30 метрах от жд ветки с товарняками и в окружении ЛЭП да гаражей, вот что вызывает недоумение.

    В Самоцветах мой друг купил двушку. Для детеныша. Просто удобно и по деньгам.

    Жилье можно (по идее) строить хоть рядом со свалкой. Если цена будет адекватна ситуации, то оно (жилье) найдет своего покупателя.

    Но у нас иная картина в целом.

  19. Вальдемар Крокодилов

    22/10/2018 в 23:09 | #19 | Ответить | Цитировать

    Отнимут у него все активы такими темпами. Совсем спёкся дядька.

  20. Павел П

    22/10/2018 в 21:46 | #20 | Ответить | Цитировать

    Жаль, что не спросили про трамвайную подстанцию, которую хотят снести, чтобы не портила вид в парке Полюстрово.

  21. Редактор

    22/10/2018 в 21:33 | #21 | Ответить | Цитировать

    Денис

    :

    Ладно Самоцветы, а вот как будет продаваться и как будут жить люди в Охта Хаусе от ЛССМу, в 20-30 метрах от жд ветки с товарняками и в окружении ЛЭП да гаражей, вот что вызывает недоумение.

    Так покупатели на месте не выезжают, только после ввода. Им скажут: в зеленом жилом районе рядом с метро — и они купят.

  22. Randy

    22/10/2018 в 21:17 | #22 | Ответить | Цитировать

    Катер :

    Да, огонь! Всё-таки какое трогательное отношение у господина Водопьянова к белочкам и сусликам.

    с ними хоть поговорить можно )

  23. Катер

    22/10/2018 в 20:07 | #23 | Ответить | Цитировать

    Да, огонь! Всё-таки какое трогательное отношение у господина Водопьянова к белочкам и сусликам.

  24. Денис

    22/10/2018 в 19:31 | #24 | Ответить | Цитировать

    Ладно Самоцветы, а вот как будет продаваться и как будут жить люди в Охта Хаусе от ЛССМу, в 20-30 метрах от жд ветки с товарняками и в окружении ЛЭП да гаражей, вот что вызывает недоумение.

  25. вѢсовщикъ

    22/10/2018 в 19:10 | #25 | Ответить | Цитировать

    ??? :

    Великолепное интервью! Всё адекватно и честно!

    Поставте свечку Жене: музей же слился,

    И я,парень с талантом, стал пьяным от воды.

    С вчерашним пергаром налей стакан Планиде

    На гребене европейской ген — рекреации...

    Кря...хряп

  26. ???

    22/10/2018 в 18:10 | #26 | Ответить | Цитировать

    Великолепное интервью! Всё адекватно и честно!

  27. инженер

    22/10/2018 в 16:32 | #27 | Ответить | Цитировать

    Ходил на днях по Самоцветам от ЛССМУ, специально.

    Архитектуры фасадов там по сути нет. Есть дизайн.

    Полукруглый корпус, выходящий к мосту Бетанкура -особо неудачный.

    Ну а так-всё культурно-мультурно. Кругом там пока свиноройно, но это временно. Зато можно выскочить и что-то меховое купить в магазинах Рот-фронта...:)))

  28. Randy

    22/10/2018 в 16:06 | #28 | Ответить | Цитировать

    Водопьянов жгучий товарищ. Жалко будет, если его доконают )



Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.

 



 RSS-лента комментариев  Лента комментариев к этой публикации