Эксперты: в Петербурге увеличится число памятников, но смысл?
23/07/2013 15:27
В 2013 году петербургскую старину ожидает беспрецедентное историко-культурное исследование. По его итогам около трех десятков зданий могут как получить, так и потерять статус памятников архитектуры. Эксперты же говорят, что из-за нынешней позиции КГИОПа смысл охранного статуса во многом потерян: почти любую постройку можно безнаказанно снести.
В мае КГИОП объявил конкурс на поиск подрядчика, который проведет историко-культурные экспертизы по двум десяткам объектов, некоторые из которых включают несколько зданий. Что удивительно, чиновники поставили кажущийся малореалистичным срок выполнения работы: два месяца. Именно за это время нужно провести научное исследование с использованием архивных данных, чтобы объяснить ценность или отсутствие таковой.
Трамвайный парк на Среднем проспекте Васильевского острова, 77–79
Вспомним некоторые адреса. Несколько лет назад, когда собирались построить дворец искусств вокруг трамвайного парка на Среднем проспекте Васильевского острова, 77–79, из-под охраны вывели ровно половину дореволюционного депо, причем более старую. Она мешала строительству нового здания по проекту архитектурной мастерской Михаила Мамошина. Планы активно лоббировала экс-вице-губернатор Алла Манилова. Но новая администрация города от этого проекта отказалась, и теперь КГИОП, по всей видимости, намерен вернуть Василеостровскому вагонному парку (таково его официальное название) исторические границы, благо снятые с охраны постройки не успели снести.
Еще один скандальный проект — Пушкарские бани на одноименной улице Петроградской стороны. От них до сегодняшнего времени остался, по сути, только фасад, а сзади пристраивается бизнес-центр «Сенатор» по проекту архитектора Александра Кицулы (мастерская «Я.К.»). Можно предположить, что остаток бани в виде стены хотят снять с охраны.
Пушкарские бани на Пушкарской улице, 22
В списке есть и другой памятник — дом Паткуль в Пушкине на Малой улице, 13. Его не стало прошлой осенью, причем незаконно: сотрудники КГИОПа заявили, что не выдавали строительной компании «Корф» никакого разрешения на эти работы. Более того, они обратились в правоохранительные органы с просьбой возбудить уголовное дело по статье 243 («уничтожение или повреждение памятников истории и культуры»). Правда, в МВД «Карповке» недавно заявили, что «состава преступления» не обнаружено. Возможно, теперь исчезнувший дом Паткуль снимут с охраны.
В списке есть Пальмовая оранжерея в Таврическом саду — на углу Потемкинской и Шпалерной улиц. Это здание 1900 года до сих пор является рядовым зданием, никак не охраняемым. Его история необычна. Изначально оранжерея была построена в Царском Селе (по ней дано название местной Оранжерейной улице), а в 1935 году это сооружение из металла и стекла было перенесено в центр Ленинграда. Многим оно известно по фильму про Шерлока Холмса: внутри снимали кадры лондонского Лоусерского пассажа. В Пушкине же сохранился лишь южный каменный фасад оранжереи, встроенный в забор, — его недавно признали памятником, а через несколько лет обещают воссоздать и саму Большую Пальмовую оранжерею. Таким образом, их окажется две.
Пальмовая оранжерея в Таврическом саду
Еще об одной курьезной новости недавно «Карповка» уже писала: дом Семеновой на 13-й линии В. О., 10, еще в 1960 году получил статус федерального памятника, на нем до сих пор висит черная металлическая доска «Охраняется государством». Однако в 2001 году, когда правительством Петербурга утверждался перечень объектов исторического и культурного наследия, здание забыли в него включить. И теперь оно формально считается обычным дореволюционным домом.
Год назад пять физических лиц — Марина и Виталий Чаликовы, Ирина Абрамова, Хазар Максудов и Михаил Печаткин — получили разрешение на реконструкцию здания под медицинский центр. По словам очевидцев, там уничтожаются интерьеры (правда, Марина Чаликова «Карповке» заявила, что все ценные интерьеры будут сохранены). По закону, сейчас ничто не мешают пяти коммерсантам оставить от фактического федерального памятника только одну фасадную стену, да и ее при желанию могут разрушить, выдав состояние за «необратимо аварийное».
Дом Семеновой на 13-й линии В. О., 10
Памятником могут наречь необычное и прежде почти неизвестное место в Осиновой Роще — земляную крепость. Она находилась на воинской территории, прежде чем ее начали застраивать. В результате вокруг крепости появилось несколько десятков жилых домов, три улицы — Апраксинская, Голицынская и Бухвостовская. А двум переулкам присвоили имена как раз «в честь» защитного сооружения — Крепостной и Шанцевый. В итоге старинная руинированная постройка оказалась в центре микрорайона — между Приозерским, Юкковским шоссе и Голицынской улицей.
Здания, подлежащие обследованию:
- Василеостровский вагонный парк (уточнение состава) — Средний проспект, 77–79;
- дот — Белоостров, Тупиковая улица;
- парк «Марьина гора» — между Приморским и Средне-Выборгским шоссе (ДОЛ «Молодежное);
- комплекс зданий «Дворцовое садоводство (4 оранжереи)» — Павловск, Садовая улица, 27 (в границах ОКН федерального значения «Парк Мариенталь»);
- женский приют Тепловых — Новочеркасский проспект, 8, корпус 3;
- дача Вырубова — Репино, Приморское шоссе, 446, 448;
- особняк Брюн — Почтамтская улица, 19;
- особняк Корсаковой — Почтамтская улица, 21;
- бульвар Большого проспекта В. О. — Большой проспект В. О.;
- Фабричный поселок, бумажная фабрика купца Печаткина — Красное Село, Фабричный поселок, 2, 4, 5, 7, 8, 1а;
- усыпальница сенатора Манасеина — Казанское кладбище города Пушкина;
- Дом политкаторжан — Троицкая площадь, 1;
- здание бань Овчинникова — Большая Пушкарская улица, 22;
- особняк Чевкина (Троепольского) — Миллионная улица, 13;
- особняк и доходный дом Черткова — Миллионная улица, 23;
- земляная крепость в Осиновой Роще — поселок Осиновая Роща;
- место битвы войск Александра Невского со шведами в 1240 году (уточнение режимов использования территории) — поселок Усть-Ижора, берег реки Невы;
- Адмиралтейство (уточнение состава объекта) — Кронштадт, Якорная площадь, 7;
- дом Паткуль — Пушкин, Малая улица, 13;
- дача Цвета — Сестрорецк, набережная реки Сестры, 51;
- Вавиловский сад с прудом — Пушкин, Ленинградская улица;
- здание Пальмовой оранжереи в Таврическом саду — Потемкинская улица, 2.
Женский приют Тепловых на Новочеркасском проспекте, 8
Однако эксперты, опрошенные «Карповкой», всерьез задумались, а так ли важен статус памятника домам в центре Петербурга. В последнее время КГИОП не раз показывал, что на самом деле означает охрана культурного наследия: был почти полностью снесен региональный памятник архитектуры — ленинский дом на Невском проспекте, 102, а бывшая прачечная лейб-гвардии Московского (Литовского) полка на Литовской улице оказалась уничтожена полностью ради офиса «Балтроса». Много памятников было, если выражаться словами градозащитников, «обезображено или изуродовано» в соответствии с требованиями КГИОПа.
«Безусловно, сам по себе статус памятника имеет значение, так как в законодательстве худо-бедно прописаны ограничения. Но законодательство имеет ряд лакун, которыми активно пользуются», — пояснила «Карповке» обозреватель «Новой газеты» Татьяна Лиханова.
Судьба памятников сейчас во многом зависит от его предметов охраны. По мнению КГИОПа, только их обязательно сохранять. Госпожа Лиханова привела свежий пример: у здания кинематографа «Гранд-палас» (Карповка, 27, литера Г, выходит на Каменноостровский) предметом охраны является только лицевой фасад, и это позволяет застройщику снести все остальное.
Ленинский дом на Невском проспекте, 102
Координатор «Живого города» Дмитрий Литвинов согласен: будущее того или иного памятника во многом зависит от эксперта, который проводит историко-культурное исследование: «Если не прописать в предметах охраны конфигурацию кровли и высотность, то такое здание, вполне вероятно, надстроят. Пример — улица Глинки, 4».
Эксперты удивлены и нововведением КГИОПа. Если раньше комитет объявлял отдельный конкурс на каждый памятник, то на этот раз объекты наследия было решено выставить оптом. «По-хорошему, нужно проводить экспертизы по каждому дому. Эксперт не может одинаково хорошо разбираться во всех исторических эпохах. Это побуждает выигравшую компанию провести экспертизу спустя рукава», — сетует градозащитник.
Как выяснила «Карповка», конкурс признан несостоявшимся. В нем приняли участие две компании — ООО «Ленстройуправление» и ООО «Аватар», но последнюю не допустили. Теперь у КГИОПа, в соответствии с законом, есть два варианта: либо заключить контракт с «Ленстройуправлением», которое подошло по всем параметрам, либо провести повторный конкурс.
Здание кинематографа «Гранд-палас» на набережной реки Карповки, 27
Гендиректор «Ленстройуправления» Владимир Трушковский сегодня заявил «Карповке», что надеется на первый вариант. По его словам, беспокоиться из-за возможной некачественной работы экспертов не стоит — компания имеет несколько аккредитованных экспертов, кроме того, она вправе пригласить сторонних специалистов, также имеющих аккредитацию при Минкульте. Успокоил он еще и тем, что по нескольким объектам исторических материалов достаточно, их стоит только оформить. Любой человек с улицы не сможет выполнить контракт, чтобы он удовлетворил всем требованиям закона, говорит господин Трушковский: «Это не пирожки — это интеллектуальный труд».
Сопредседатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятников Маргариты Штиглиц тоже полагает, что за два месяца реально провести экспертизы, но при условии отлаженной работы и привлечения широкого круга аккредитованных экспертов. Госпожа Штиглиц призналась «Карповке», что Владимир Трушковский обращался и к ней, в частности по поводу трампарка на Васильевском острове.
Фото Дениса Панова, Дмитрия Ратникова
Организации (компании):
ООО «Архитектурная мастерская Мамошина»
Общественное движение «Живой город»
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
ООО «Строительная компания „Корф“»
Санкт-петербургское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Перестроенные флигеля дачи в Ольгине лишили статуса памятника
Детский приют на Лермонтовском проспекте убрали из списка памятников
Дом Безобразовой на канале Грибоедова лишили статуса памятника
С 2010 года Белый дом лишил статуса памятника 17 объектов в Петербурге
Дом Фомина на Псковской улице лишили статуса памятника
Комментарии
Инженер
Чего употребляли? Грибочки, аль травку?
Этиловый спирт не дает такого эффекта :)
Елена
Ну и в чем смысл конкурса, если сразу очевидно его проведение под Ленстройуправление?
garde
Вспомнили, любезный, не к добру будь упомянут этот злосчастный прожект. Згинь, нечитсая сила, изыди Сатана, вместе с этими воспоминаниями ...Оставим потомкам САД в целости, стройте в Купчино свои дворцы стяжательства и дома терпимости для покупателей и морального разложения.
Инженер
Лично мне жалко Пальмовую оранжерею в Таврическом, если ее захотят зачем-то снести.
Помнится, на это место уже был проект комплекса, весьма значительного объема.
Андрюха
Я так полагаю, рожки да ножки не последняя цель этого проекта((( Опять шахматят.
Лиличка
Как обычно, всё ожидаемо — на ОХРАНУ у них людей и средств нет, а на реконструкцию и снос — быстро находятся.
Максим
Только бы они Штиглиц не предложили делать экспертизу по вавиловскому дендрарию. А то она уже одну такую сделала, вместе с Кириковым по заказу Гасанова — рожки да ножки от объекта остаются по их выводам, на радость застройщику...
Главный редактор
Спасибо за уточнение. Значит, к информации в списках КГИОПа нужно подходить внимательней.
Алексей
Вообще-то «Пальмовая оранжерея» , которую мы видим сейчас построена архитектором Р.А. Бахом в 1900 году., а не в 18 веке. Та, что была построена в 18 веке не сохранилась.
garde
Девальвируется не только рубль, но и понятие ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ. Такова тенденция в нашем государстве. Там где властвуют жестокие законы наживы одних за счет бед и обнищания, ущемления интересов других, там это нормально.
КГИОП сводит свою работу к фиксации сносов и нарушений, а то без них мы можем не зафиксировать когда в каком месяце снесли тот или иной домик или вырубили садик. Это только чиновникам с их зарплатой под силу сделать. Вот такая теперь ОХРАНА: снесли отморозки памятник культуры, пошел запись сделал. КГИОП отвечает только за факт фиксации беспредела, а охранять — это дело кого-то другого, может общественности?