Новости  |  Снос-2023  |  Исследования  |  #архрейтинг  |  Ратная палата (YouTube)
 

 Городские новости Санкт-Петербурга

Отказываться от увековечения имен в улицах Петербурга не будут 

16/07/2014 17:41

В Петербурге будут продолжать называть улицы в честь тех или иных деятелей. Традиция, получившая широкое распространение в советское время, атавизмом не станет. При этом показательны результаты опроса на «Карповке»: 70% респондентов считают, что им приятнее жить на улицах с названием в форме прилагательного.

Сейчас большинство названий улиц в Петербурге имеет вид фамилии в родительном падеже, как вариант — профессии или события. До революции такие случаи были единичными. В частности, на карте города во времена Российской империи появились улицы Глинки (прежде Никольская), Гоголя (Малая Морская), Жуковского (Малая Итальянская). Одной из них, улице Гоголя, в 1990-х годах вернулось более старое имя — Малая Морская.

Улица Маяковского

Даниил Петров, вице-президент фонда «Возвращение» (организация ратует за повсеместное обдуманное восстановление исторических названий), считает, что в предреволюционные времена «родительные» названия были оправданы.

«Это были не конъюнктурные, не пропагандистские переименования. Более того, надо понимать, что, в отличие от советских массовых переименований, единичные дореволюционные имели цель сугубо прикладную — сориентировать посетителей города, не вводить их в заблуждение. Ведь легко запутаться в том, какая Итальянская нужна: Малая или Большая. Я уверен, что одну Морскую до революции упразднили в том числе по этой причине — чтобы люди не путали Морские улицы», — говорит господин Петров.

В целом же дореволюционные топонимы имели традиционное происхождение: они фиксировали объекты, которые на них располагались или к которым они вели. В некоторых случаях, когда список ориентиров исчерпывался, шел «кустовой» метод, например по городам (Рузовская, Можайская). Были также примеры увековечения императоров, князей, графов.

После распада Советского Союза в России появилась тенденция к имперским порядкам. Например, сельсоветы местами переименовали в волости, руководителями регионов стали губернаторы, повсеместно прошло возвращение исторических названий улицам и городам. Однако изменить «увековечивальный» подход к топонимии никто не решился. И сейчас после смерти известных людей практически всегда возникают предложения присвоить их имена улицам.

Член топонимической комиссии Петербурга Андрей Рыжков сегодня подтвердил «Карповке», что полностью отказываться от увековечения не представляется возможным. Причем причина не только в давлении авторитетных просителей, но и в нежелании самих топонимистов отказываться от этой новой, преимущественно советской традиции. «Наша задача — стараться минимизировать количество таких „именных“ названий. Я всегда говорил, что топонимия не есть механический способ переноса фамилий на карту, потому что она несправедлива: не все фамилии удобны для ежедневного произношения», — пояснил господин Рыжков.

К методам «минимизации» наш собеседник отнес и превращение «фамильных» названий в форму прилагательного. Так, на июльском заседании комиссия поддержала Гумилевскую, Камероновскую, Пущинскую улицы, Лермонтовскую площадь и Анненский бульвар в Пушкине. «Комиссия старается не забывать простую человеческую форму. Но это возможно только в том случае, если преобразование в прилагательное не вредит пониманию. Например, в „Балтийской жемчужине“ будет улица Летчика Тихомирова, потому что Тихомировская улица уже есть. В Кировском районе будет улица Ивана Зубкова, потому что Зубковская улица есть», — говорит Андрей Рыжков.

Также топонимы не получают вид согласования в следующих случаях: когда есть сложившиеся ансамбли, когда фамилию невозможно преобразовать (Кованько) или когда трудно произнести (комиссия отказала просителям улиц Тимура Сиразетдинова и отца депутата Госдумы Петра Шелища Бориса Шелища).

Тем не менее, как показал опрос читателей в паблике «Карповки» (в нем приняли участие 600 человек), подавляющему большинству респондентов приятнее жить на улице с названием в виде прилагательного — 70%. Безразличны к топономии своего местожительства оказались 22%. Жить на улице Иванова или сходных по наименованию хотели бы чуть больше 5%.



Фото Дмитрия Ратникова

Изображения, прикрепленные к публикации:

Улица Маяковского

 Комментарии 


  1. Глеб Альтшифтер

    17/07/2014 в 10:39 | #1 | Ответить | Цитировать

    Если бы они еще набережную Робеспьера не трогали, вообще цены бы им не было=)

  2. Randyy

    17/07/2014 в 09:37 | #2 | Ответить | Цитировать

    Б.К. :Я как-то отдыхал в Турции и обратил внимание на т опонипмаику города Аланья. Часть улиц и проспектов там имели названия, но бОльшая часть второстепенных улочек были пронумерованы, рядом с Далматаш чадде были улицы 976-я, 1012-я и т.п. (цифры условные)

    для этого не надо в Турцию ездить, велкам в Москву. Правда там такие тысяченомерные проезды временные, подозреваю, что и в Алании так же.

  3. Б.К.

    17/07/2014 в 07:57 | #3 | Ответить | Цитировать

    Я как-то отдыхал в Турции и обратил внимание на т опонипмаику города Аланья. Часть улиц и проспектов там имели названия, но бОльшая часть второстепенных улочек были пронумерованы, рядом с Далматаш чадде были улицы 976-я, 1012-я и т.п. (цифры условные)

  4. Randyy

    16/07/2014 в 18:07 | #4 | Ответить | Цитировать

    если быть точным, без использования имен выдающихся личностей сейчас невозможно решать задачу наименования новых, безымянных проездов. Но именно эта задача должна ставиться во главу угла, а не собственно «увековечение». Пока происходит наоборот...


Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.

 



 RSS-лента комментариев  Лента комментариев к этой публикации