Возродить или разрушить: что могут сделать в Петербурге с архитектурным памятником за 10 лет
09/03/2022 16:08
Издание «Деловой Петербург» составило бизнес-рейтинг «Проект года». В гостиничной сфере лучшим проектом назвали реконструкцию дома Вавельберга, начатую более 10 лет назад. Помимо развития туристической сферы проект также важен для сохранения исторической части города – здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Примечательно, что Доходный дом М. И. Вавельберга был одним из ОКН, переданных инвестору в рамках программы развития гостиничной инфраструктуры, запущенной в 2010 году при губернаторе Валентине Матвиенко. Несмотря на финансовый кризис 2007—2008 годов, правительство Петербурга планировало масштабное развитие туристической сферы, которая является одной из ключевых для города. Под программу попало множество объектов недвижимости и земельных участков, в том числе несколько ОКН. Прошло более 10 лет, Петербург сменил трех губернаторов, однако успехом увенчалась только часть грандиозных планов.
Доходный дом М. И. Вавельберга: повезло так повезло
Необычную постройку возвели на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы в 1911—1912 годах для представителей польского банкирского дома. Примечательна она тем, что сочетает пышный стиль венецианского Возрождения и строгую облицовку из гранита. Долгое время в ней размещались кассы «Аэрофлота», пока в 2010 году не было принято решение о реконструкции объекта под современные нужды. А в центре крупного туристического города очевидной нуждой признали создание отеля.
Проект изначально вызвал скепсис градозащитников, его называли абсурдной затеей. Работы действительно шли тяжело, концепцию корректировали, менялись бенефициары. Тем не менее в прошлом году в здании открылась гостиница Wawelberg. Проделанную работу высоко оценил губернатор Александр Беглов, отметив, что исторические интерьеры бережно сохранены.
«Это здание сохранило историю. Проект был очень сложный. Инвестор провел очень много согласований с Комитетом по государственному использованию и охране памятников. Получился очень удачный пример приспособления исторического здания под гостиницу», – подчеркнул градоначальник.
В отеле 79 номеров, в том числе с видовыми террасами, а также банкетный зал, ресторан, сауна и другое. Судя по онлайн-сервисам заказа номеров, отель пользуется популярностью, несмотря на очередное кризисное время.
Павловские казармы: еще немного потерпеть
В 2009 году распоряжением президента Владимира Путина городу в собственность передали памятник федерального значения: бывшие казармы лейб-гвардии Павловского полка по адресу Марсово поле, 1. Грандиозное здание, построенное в 1817—1821 годах, считается одной из первых значительных работ архитектора В. П. Стасова в Петербурге. В 90-х здесь размещались офисы ОАО «Ленэнерго», но в 2000-х компания переехала. Здание решили реконструировать под фешенебельный отель.
Проект закономерно вызвал претензии у градозащитников, однако в 2014 году появление суперотеля одобрили в Совете по культурному наследию при городском правительстве и Научно-экспертном совете петербургского отделения. С работами также не слишком спешат, за прошедшее время успел поменяться исполнитель. Тем не менее завершить реконструкцию обещают к 2023 году. Инвестиции составят не менее 5 млрд рублей.
Конюшенное ведомство: когда все это кончится?
Завершить реконструкцию Конюшенного ведомства в Смольном перестали даже обещать. К облику архитектурного ансамбля на Конюшенной площади также причастен архитектор В. П. Стасов, в наши дни здание признано ОКН федерального значения. Бывшие императорские конюшни долгое время служили городу, пока в 2010 году не закрылись на реконструкцию под отель. Рядом – Спас на Крови, Марсово поле, Михайловский сад. Размещение в так называемом «золотом треугольнике» обеспечило бы объекту высокую степень востребованности у туристов.
Однако планам инвестора не суждено было сбыться. Традиционно против вмешательств в конструкцию здания выступили градозащитники. И уже следующий после Валентины Матвиенко губернатор, Георгий Полтавченко, их позицию поддержал. При этом после ухода бизнеса город не оставил попыток реконструировать комплекс. Но собственных средств хватило только на его консервацию. Все инвесторы, предлагавшие свою помощь, остались не у дел вместе со своими проектами.
Позже выяснилось, что для реконструкции предварительно необходимо выполнить исследование грунта и несущих конструкций. Почему работы не были выполнены ранее, когда это произойдет и что в итоге будет с архитектурным сооружением – не известно, в администрации Петербурга вопрос обсуждать не готовы. Примерно раз-два в год на аварийном фасаде меняют баннер, чтобы не распугивать туристов, гуляющих по городскому центру.
Это далеко не все примеры удачного и неудачного сотрудничества города с инвесторами в вопросе сохранения ОКН. Всего в Петербурге, по подсчетам экспертов, около 7-8 тыс. исторических зданий с охранным статусом.
К настоящему времени градостроительная политика претерпела изменения. Современные архитекторы склоняются к тому, что такому городу, как Петербург нужно больше общественных пространств, под которые можно приспосабливать ОКН. Без помощи бизнеса сделать это не удастся. Но чтобы инвесторы хотели браться за столь рискованные проекты, необходима реальная, а не формальная поддержка со стороны структур Смольного.