От кладбищенских железных дорог Петербурга остались насыпь и мост
08/10/2021 12:40
До революции в Петербурге существовали кладбищенские железные дороги. От одной из веток — она соединяла станцию Парголово и Северное кладбище — сохранились насыпь и устои моста через ручей. Новый выпуск «Ратной палаты» рассказывает о похоронных поездах.
На месте автозаправочной станции на Арсенальной улице, 68, прежде находилась станция совсем другого назначения. Отсюда жители дореволюционного Петербурга провожали в последний путь своих родственников — по железной дороге на погребальных поездах.
В 1870-х годах на северной и южной окраинах города создали два новых кладбища — Успенское и Преображенское. И их решили дополнить революционным способом доставки умерших, а именно железнодорожным. Тела погружали в специальные похоронные поезда на вокзалах-покойницких.
О здании вокзала на Арсенальной улице почти на углу с Минеральной есть свидетельство Льва Успенского. В «Записках старого петербуржца» он рассказывал: «Финляндская железная дорога соорудила тут, на самых путях, свою покойницкую, со своей полупоходной часовней. Каждый день в окна покойницкой можно было видеть цинковые гробы на стеллажах».
Сам путь сохранился в целостности и сохранности. Еще несколько лет назад по нему ходили товарные поезда на заводы «Арсенал» и «Красный выборжец». Теперь рельсы ржавые.
Траурные поезда шли отсюда на Успенское кладбище, в советское время ставшее Северным. От станции Парголово к кладбищу подвели железнодорожный путь. Конечной была станция с очевидным названием — Кладбище. По рассказу краеведа Алексея Шишкина, платформа была деревянной, а автором вокзала при ней стал известный петербургский архитектор Павел Сюзор, создатель дома компании «Зингер» на Невском проспекте.
На самом Северном кладбище о похоронной железнодорожной ветке напоминает трасса Центральной дороги, которая начинается от главного входа и упирается в Выборгскую дорогу. Именно у перекрестка Центральной и Выборгской и находилась платформа.
А неподалеку от кладбища сохранилась почти нетронутая насыпь подъездного пути. Это примерно половина из двух километров. Часть используется под Кемеровскую улицу Парголова — от Торфяной улицы за Красноярскую, часть поросла бурьяном в полях. В западном конце насыпи, неподалеку от кладбища, сохранились остатки мостика через ручей. Самого пролета уже нет, но уцелели оба устоя из каменных блоков. Ну и сам ручей по-прежнему журчит.
Другой траурный маршрут начинался от Московского вокзала, а точнее от приемной станции, которая располагалась между Федоровским собором и Товарным переулком. На станции имелись три отделения — для православных, католиков и протестантов. Здесь же была кладбищенская контора, в которой оформлялись документы на захоронение.
Сохранились два свидетельства, как выглядела приемная станция. Проект авторства Ивана Мерца предполагал резное здание в русском стиле. В центре находилась часовня с луковичной главкой, а по бокам — крылья с пирамидальными куполами. Но на рисунке, предположительно фиксационном, можно увидеть другой облик: формы те же, но никакой богатой резьбы нет.
От станции до железной дороги проложили путь. Как пишет краевед Алексей Шварев, погребальный поезд включал в себя вагон на десять гробов. Отправлялся состав ежедневно в 9:30, а возвращался в 13:30.
Пунктом назначения было Преображенское кладбище. Ныне оно имеет более длинное название — кладбище Памяти Жертв Девятого Января. Под вокзал, как и на Успенском кладбище, отводилось центральное место. На старом плане видно, что возле вокзала находилась полукруглая площадь, от которой начиналась главная аллея кладбища. Сегодня этой площади нет: на ее месте за забором занимаются изготовлением памятников, кроме того, там стоит долговременная огневая точка.
Погребальные поезда действовали менее полувека. После революции они ходить перестали, и с тех пор эта необычная практика не возобновлялась.
Комментарии