Воссоздание колокольни Новодевичьего монастыря может начаться весной
19/09/2018 18:28
Воссоздание утраченной в советское время колокольни Новодевичьего монастыря на Московском проспекте, 100, может начаться весной. Инициаторы говорят, что имеют представление о способах получения финансирования.
Четырехъярусная звонница с золоченым куполом стояла у тротуара Московского проспекта перед центральным ризалитом монастыря. Она была возведена в 1895 году по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В 1933-м колокольню взорвали под предлогом расширения проспекта, хотя фактически пятно осталось незастроенным до сего дня.
На протяжении XXI века не раз говорили о возможности воссоздания. Так, ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“» Рафаэля Даянова разработало проект, поддержанный монастырем. Однако до строительных работ дело так и не дошло.
Весной 2016 года с инициативой за свой счет разработать новую проектную документацию выступило ООО «Группа „Три С“» (3S Development). Владелец фирмы Евгений Чистяков сегодня сказал «Канонеру», что его подвиг на это родной отец Олег Чистяков. Компания «Три С» по основному профилю архитектурная, однако к фактическому проектированию было привлечено ООО «Кант».
Главный архитектор проекта, владелец «Канта» Игорь Пасечник пояснил сегодня «Канонеру», что материалы «Литейной части-91» были использованы, но само бюро к проекту не подключали. Рафаэль Даянов это подтвердил и заметил, что не испытывает чувства ревности.
Колокольня будет воссоздана точно на своем месте. Фундамент, наличие которого подтвердили в ходе шурфового обследования, будет сохранен и усилен. Внешний облик сооружения максимально приблизят к оригиналу, а вот достаточных данных для восстановления интерьеров обнаружить не удалось. В итоге решено сделать помещения на основе аналогов. Стены выполнят в кирпиче.
На первом этаже разместят пост охраны и экскурсионную лавку. Также не исключается возможность, что колокольню, а именно нижний ярус звонов, монастырь будет использовать как видовую площадку для ограниченного количества посетителей. В общей сложности тутаевские мастера из ООО «Универсал» предлагают установить пятитонный праздничный колокол и несколько малых общим весом еще около трех тонн.
Сегодня «Кант» представил свой проект на заседании совета по сохранению культурного наследия. По словам Игоря Пасечника, если КГИОП и другие ведомства дадут зеленый свет, то ориентировочно весной можно будет приступить к строительным работам. Евгений Чистяков заметил, что имеет представление о том, как найдут деньги.
Представитель Новодевичьего монастыря сказал «Канонеру», что для обители различные реставрационные проекты не являются новостью, а потому руководитель монастыря Юлия Силина (она же игуменья София) не сомневается в благополучном завершении проекта воссоздания колокольни.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Представлен новый проект жилого дома у Мытного двора на Евгеньевской
Разрушенный особняк Мессонье на Кожевенной линии воссоздадут
В Павловске «воссоздали» дореволюционное здание на Конюшенной
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Началась разборка дачи Мюзера на Театральной улице в Зеленогорске
Комментарии
???
Павел П
Ценность этого места в его природе — излучине Невы и устье Охты. Которые не застраивались ничем высоким со времен Ниеншанца. Таким и надо оставить.
вѢсовщикъ
«Газпром решил воссоздать колокольню»
------
возможно он решил опять об этом напомнить в силу нынешнего нового этапа возни с конкурирующими археологическими эксппертизами по Ниеншанцу.
Ввиду маниакального желания Газпрома его застроить коммерческой недвижимостью, то давнее намерение может сыграть роль сахарной косточки для озабоченной общественности
а я вот лично таки не имею представления о действительной ценности этого места...посему и нет позиции в таком возможном торге
???
Цвета, материала, качества покрытия куполов на облик постройки, а также влияние пагубной привычки воспринимать художественность как второстепенную составляющую строительства.
Алексей Хваль
Влияние чего?
???
Вот здесь хорошо видно влияние на облик:photo.foto-planeta.com/vi...nskoe-881011.jpg .
Алексей Хваль
Это я.
???
Павел П
И этот человек ругал намного более скромные проекты, потому что «сайт не будут воспринимать всерьез».
Алексей Хваль
Понятно, что какая-то ограда женскому монастырю была нужна. Мои комментарии касаются прежде всего того, что в (маловероятном, конечно же) случае достройки монастыря, таманскими корпусами придётся пожертвовать (возможно, воссоздав фасады где-нибудь в другом месте).
Фасад особняка Бутурлиной весьма хорош. Он, кстати, в значительной степени воссоздан после войны:ic.pics.livejournal.com/k...17/22517_900.jpg
вѢсовщикъ
прочитал текст в «миртесен», он написан дилетантом, а не ученым.
( одно название «Смольный собор» чего стоит, вместо Воскресенского...это же собор,а не монастырь)
автор всеръез полагает что в !8 веке врхитектор мог отменять по своей воле
стройки, выполнявшиеся по Высочайшему указу...да еще ппосле взгляда на модель
???
Вот здесь на стерео-паре как будто совсем другая ограда:pastvu.com/p/793737 , коллективное творчество на протяжении достройки собора? а какие маркизы! Как почитатели супрематизма не различают облезшей штукатурки на фасадах конструктивизма, так иным трудно различить топорность обароченных построек. Стасовские и таманские фасады если и не сливаются с постройками гения, то стирают временные границы стиля. Барокко в этом смысле самый счастливый стиль: перенесите, например, Боссе (притяжательное прилагательное) фасад на Чайковского, 10 поближе к Зимнему дворцу...
Алексей Хваль
Существуют ли снимки, где он покрыт свежей медью? Вот, в 1977 году году Фёдоровский собор ещё стоит без купола:pastvu.com/p/133891 . в 1984 году — то ли тоже без: pastvu.com/p/126408 , то ли уже с: pastvu.com/p/128222 , в 1987–1988 — точно с куполом: pastvu.com/p/612661 .
Алексей Хваль
Интересно было бы докопаться, у кого впервые появился довод об отмене колокольни в связи с изменением облика собора. Цитированный ниже предреволюционный Грабарь об этой версии, видимо, не знает, и пишет, что колокольня была признана слишком дорогостоящей — что верно, но применительно уже в Екатерине II, не пожелавшей достраивать монастырь. Предреволюционная же книга Курбатова упоминает колокольню, но ничего не пишет о причинах её непоявления.
местный
Даже в этом клипе Булановой виден МЕДНЫЙ, потемневший от времени купол собора, если вы не дальтоник, то этот цвет никак не синий. А я до 2000 г. работал рядом — в СПбГУ и помню многие события в этом районе — как на выходные во дворе Федоровского городка снимали ,,Капитанскую дочку,, по Пушкину и в понедельник вокруг городка стояли виселицы — забавно было ...
Алексей Хваль
Я думаю, пытливые люди просто взяли гуляющую в литературе высоту колокольни в 140 метров, в полтора раза выше собора (взятую тоже с потолка, поскольку Растрелли указывает 170 метров, да и по модели видно, что собор где-то вдвое ниже колокольни).
Алексей Хваль
Где-то 80 постов назад промелькнула моя реплика о том, что идея о воле самого Растрелли запущена кем-то из искусствоведов или, хуже того, краеведов, поскольку сам Растрелли в цитируемом где-то 75 постов ниже пассаже называет колокольню построенной и даже указывает её высоту. Но даже и без этого прямого указания я совершенно не понимаю, что такого принципиального изменилось в облике собора от приближения башен на несколько метров к барабану, что бы потребовало отмены самой видной части ансамбля.
Помимо всего прочего, искусствоведы рассуждают так, как будто Растрелли строил собственную дачу. Смольный монастырь сооружался на государственные деньги по прямому заказу Елизаветы Петровны (которая, кстати, настояла на соборном пятиглавии), стоил, надо полагать, чудовищных денег, из которых львиная доля пошла бы как раз на колокольню, и Растрелли не мог вот так просто взять и переделать проект: об этом должны были сохраниться царские указы, в том числе с изменениями в сметах. Ничего этого в литературе нет фигурирует.
Кирилл
Кстати, вот фрагмент из вашей последней ссылки:
«Однако, вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря остался без колокольни по воле самого Растрелли, а не из-за нехватки средств (строительство колокольни приостановлено в 1756 году, до вступления России в Семилетнюю войну), хотя и оба эти факта могли стать решающими. Благодаря упомянутому макету зодчий понял возможную ошибку и сохранил доминирующее влияние единственно здания самого собора. Архитектурно-конструктивные решения также отличаются от представленных в макете.»
Что и мне видно невооружённым глазом.
А «пытливые люди» совершенно очевидно подгоняют желаемое к действительному — уменьшили высоту колокольни в своём коллаже раза в полтора. Нехорошо так делать, в лучших традициях визуализаций от недобросовестных застройщиков.
Алексей Хваль
Да, это меняет угол зрения:otvet.imgsmail.ru/downloa...412ec_i-1104.jpg
Павел П
Неудивительно, что вы смотрите на город глазами китайского туриста.
вѢсовщикъ
может Вы и правы, а я этого просто не замечаю
Во всяком случае 30 лет мне это
нравилось
Алексей Хваль
Она, конечно, никакая не стасовская — не его пропорции (даже с учётом обарочивания). Её нет в 1852 рядом со стасовскими фасадами:pastvu.com/p/524532 и нет даже в 1865–1870 рядом с таманскими фасадами: pastvu.com/p/119351
Мне очень нравится стасовская металлическая ограда, но все прочие добавки — как его фасады, так и позднейшие обароченные — кажутся топорными сами по себе и неуместными рядом с собором в силу гораздо худшего качества (растреллиевские кельи тоже не фонтан, честно говоря, но они играют подчинённую роль).
???
Не так плоха была и стасовская (как пишет citywalls, начатая однако в 1750—1760-х гг.) каменная ограда:p1.citywalls.ru/photo_260...pg?mt=1480954072 , вернулись бы уютный дворцово-парковый пригород (без сарказма) и Старый Петербург на площадь имени Растрелли.
Нынешнего. Спасибо. В поисках того самого оттенка собора пришлось белыми ночами наблюдать караваны туристов, сквозь бензиновые облака сверкающих вспышками разных цветов.
Алексей Хваль
Фёдоровский собор по состоянию на 1994 году виден в этом клипе —www.youtube.com/watch?v=lll2fn3-ihY (цвета, правда, оставляют желать много лучшего).
Алексей Хваль
Виктор, Вы не пробовали себя вне рамок дадаизма?
Алексей Хваль
Дореволюционного или нынешнего? Он хорошо выглядит живьём сейчас, в пасмурную погоду или вечером около шести, когда солнце светит по Шпалерной (правда, осенний закатный свет его теплит, что голубому цвету не очень идёт, надо поэтому подойти после пяти, пока ещё солнце не опустилось слишком низко).
Алексей Хваль
Мне они не кажутся вполне завершёнными. Касательно недостройки Смольного монастыря, вспоминается мироновская песня:
Так значит мы не станем,
И значит мы не будем
Покупать билет на пароход.
Пусть китайские туристы быстренько фотографируются на фоне собора и едут дальше, в туристические районы города.
Алексей Хваль
Я лично много раз видел этот однотонный тёмно-синий купол. Если это — естественный цвет неокислившейся меди, пусть будет так, освежу свои познания в неорганической химии. Важно, что он смотрелся породистее и красивее нынешнего золотого, причём этот тёмный окрас оттенял необычный контур купола, пропадающий в бликующем золоте. Нынешний синий цвет шатра над крыльцом — просто ужасен. Зелёный цвет остальных крыш — приличен, но легкомыслен. У Фёдоровского собора пропала изюминка, какой-то необычный строгий надрыв, если можно так выразиться: здание стало просто расползшимся и (нарочито) кустарно оформленным храмом под допетровскую старину, «бутафорией и маскарадом», как выразилась Кириченко. Вот как много значит правильный макияж б)
вѢсовщикъ
Если к стати приложить
Совесть, ум и честь,
Партии член устремится вперед,
Строитель коммунизьма, кстати
местный
НИКОГДА купол Фёдоровского собора не был покрашен ни синей, ни какой либо другой краской. После восстановления купола его покрыли медными листами и он просуществовал в таком виде до этапа позолочения. Это — медное покрытие купола видно и на снимках, Так, что не надо фантазировать про синий цвет, медь не успела окислиться. К стати, почти в то же время начались и какие то работы в Федоровском городке и была восстановлена кровля на некоторых зданиях и башенках — их тоже покрыли медными листами, которые в перестроечное время ободрали сборщики цвет. металла, но до купола собора они не добрались.
Павел П
При Елизавете Петровне город еще только создавался. Поэтому понятна гигантомания и эксперименты. Ей не из чего было выбирать. А вот вас не устраивают сложившиеся ансамбли и традиционная топография города.
???
Хотелось бы представить, насколько цвета перевраны на дореволюционных снимках. Как тут было замечено, это может быть именно особенность старой фотографической съёмки, неброские те же жестяные листы, очарование самого антуража на снимке, но нет этой напыщенной дешевизны. Можно Вас попросить привести пример фото, на котором Смольный собор был бы удачно покрашен?
Алексей Хваль
Ну, если без сарказма, то у нас до середины девятнадцатого века действительно строили довольно неряшливо (и Растрелли в том числе — ср. наличники на пилястрах по всему фасаду —yandex.ru/maps/-/CBBfIVc8CD ), а содержали часто ещё небрежнее (1901 год: pastvu.com/_p/a/3/6/f/36f...0c76565fcf0f.jpg ). Другое дело, нужно ли так держаться за аутентичность б-)
???
Алексей Хваль
Мне, кстати, в девяностые страшно нравился тогдашний густо-синий цвет купола Фёдоровского собора в Царском Селе (вот он тут, только цвета перевраны на снимках:al-spbphoto.narod.ru/Hram/feodor-sobor.html ). Потом купол полозолотили, и очарование пропало. Но пусть уж золото, главное, чтобы не жесть. Она выглядит ужасно и дёшево и на церквях, и на гражданских зданиях.
Алексей Хваль
Впрочем, никого из нас естественно ни о чём не спросят. В отличие от театра у нас, кажется, нет никакой околоархитектурной общественности: архитекторы заранее знают, что им захотят сообщить благодарные зрители.
Алексей Хваль
Ненавижу Бофиля. Ненавижу постмодернизм.
???
Новодельность собора Новодевичьего монастыря, может быть, связана с ярким, но не насыщенным оттенком тонкого слоя золочения, которое упрощает (вопреки задумке) облик многих современных псковско-византийских церквей, в худшую сторону изменился и внешний вид Владимирского собора.
Алексей Хваль
В который уже раз процитирую Грабаря:
«Ещё великолепнее другая церковь, построенная Растрелли, — собор Смольного монастыря в Петербурге. Смольный монастырь вообще наиболее совершенное создание его гения, развернувшегося здесь на всю свою ширину. Это не только жемчужина в творчестве Растрелли, но и наиболее «русское» из его произведений. Очень точное представление об этом фантастическом замысле даёт нам сохранившаяся модель. Глядя на неё, нельзя не почувствовать, что здесь «русским духом пахнет», что человек, в голове которого родилась эта архитектурная сказка, бывал и в Ростове, и у Троицы Сергия, и русские городки-лубки, монастыри-сказки произвели на него глубокое впечатление. Идею общего плана он заимствовал с трезиниевского проекта Александро-Невского монастыря, план самого собора он снова взял в виде греческого креста, некоторые архитектурные формы заставляют вспомнить Роим эпохи расцвета барокко, но всё это он пересоздал вновь, явив миру красоту, в которой соперничает с величайшими зодчими всех времён. Самой видной и главной части композиции — колокольни — ему построить не пришлось, так как это колоссальное сооружение было признано слишком дорогостоящим. Между тем, как раз эта колокольня представляет органическую связь со всем замыслом и сочинена прямо с бесподобным мастерством. Вот где вылились в законченном виде мечту Растрелли о живописной архитектуре. Здесь говорит каждый кусок, здесь всё в движении и всё в стремлении к небу. Целый лес колонн вздымается кверху, неся с собой лабиринт форм, логически развивающихся одна из другой».
Алексей Хваль
Тут ещё важно, что колокольня будет смотреться совсем по-разному с разных расстояний из-за перспективного сокращения. Например, Исаакий выглядит хорошо на модели и издали, но с Исаакиевской площади он безобразно проседает. Растреллиевская колокольня сблизи должна усесть: для этого, как пишут искусствоведы, на ней эта оттянутая цилиндрическая верхняя часть. Боковые колоколенки нужны, видимо, (а) для распора (как и башни на самом соборе) и (б) для эффекта игры многочисленных монастырских куполов. Мне они кажутся очень удачными, как и сама колокольня.
Алексей Хваль
Не знаю. Золото с цинком сочетается на куполах церкви бывшего подворья Киево-Печерской лавры на набережной революционного Лейтенанта Шмидта. Смотрится дёшево и неряшливо. Серебро должно почернеть.
Алексей Хваль
Так снялось: на самом деле они не столь приставлены друг к другу —goo.gl/jQsdrQ
Вот тут пытливые люди наложили её на современный снимок:mtdata.ru/u28/photo771F/2...jpeg#20316815538 — правда, по-моему, она должна быть повыше (собор без креста 92 метра, колокольня без креста 170 метров).
(Изzhiznteatr.mirtesen.ru/bl...Sankt-Peterburga )
вѢсовщикъ
это было не в практике того времени, в лучшем случае тот же Бенуа мог при встрече с государем высказать такое пожелание, не больше...
ну а их ( Мирискусников) оценка колокольни была всегда восторженной.
так Курбатов писал примерно так: ...".удивительный почти феерический блеск, и хотя не выстроена рвущаяся к небу колокольня, сам собор заставляет поставить себя рядом, а пожалуй и выше, южно-германскиз построек того времени"
а это Потсдам,Цвингер, Мюнхен, Нимфернбург и Вена с Фишером фон Эрлахом и Гильдебрандтом...
--------------
ну а если вспомнить тот каменный мешок, в котором оказался собор в последнее время., то мысль о новой доминанте совершенно естественна, и старымпетербургом вокруг и не пахнет...
Кирилл
Признаться, очень много лет тому назад последний раз видел этот проект, и совершенно забыл вид колокольни. Пройдя по ссылке, был несколько ошарашен. Может, и вправду, сотни искусствоведов и архитекторов восхищались колокольней, но я не могу разделить их чувства. На мой нескромный взгляд, колокольня не «держит пространство», а подавляет всё вокруг. Собор скукожился рядом с ней, а её пропорции, вопреки вам, я бы не назвал изысканными. Особенно удручают два «твердотопливных ускорителя» по бокам этой ракеты — они совершенно лишают сооружение стройности, делая его тяжёлым и «толстожопым», простите за мой французский, но по другому и не скажешь. Попробуйте закрыть их двумя пальцами на мониторе — картинка очевидно выигрывает. Но всё равно, высота колокольни несоразмерна собору.
???
Есть ли современные примеры (фото без ретуши) посеребрённых куполов?
Roman_P
Вот что, кстати, интересно: а в начале XX века, когда растреллиевское барокко и вообще старый Петербург были реабилитированы, не поднимался никем вопрос о завершении проекта Растрелли? Бенуа, например?
Алексей Хваль
Это отдельный разговор, для которого у меня недостаёт фактуры. В советское время вся начальственно-художественная общественность определённо боялась сооружать яркие вещи, для чего было даже изобретено понятие «ленинградской благородной сдержанности» — правда, благородство в этих зданиях как-то совсем не просматривается. Возвращаясь к колокольне, я вновь подчеркну, что это было бы совершенно особым случаем: завершением самого знаменитого и самого эффектного проекта самого знаменитого и самого эффектного русского архитектора в строгом соответствии с авторской моделью, здесь не нужно было бы под электронным микроскопом рассматривать с сомнением зачатки таланта.
Дмитрий Л.
И какие же «товарищи Огурцовы» сейчас мешают развиваться талантам наших герасимовых? :)
Алексей Хваль
Если Герасимовы сравнятся гениальностью и мастерством с Растрелли — пусть лезут: дорогу талантам. Товарищи Огурцовы (bm.img.com.ua/berlin/stor...667326b06c33.jpg ) тоже всё делали по закону, как бы чего не вышло, и посмотрите в какую пустыню они превратили за сто лет русскую культуру. Надо всё-таки разбирать, когда можно, а когда нельзя.
Дмитрий Л.
В данном случае закон просто не согласуется с Вашим мнением :) Но это не значит, что он неверный и требует «осторожных правок».
Не говоря о том, что после таких правок желающие что-нибудь «достроить» быстро полезут из всех щелей...
Алексей Хваль
Законы создаются людьми, исходящими из определённых интересов, задач и прецедентов. Градозащита сама по себе благородна и важна, особенно в петербургском случае. И закон, в идеале, по крайней мере, призван сохранить существующие постройки и виды от посягательств Застройщиков, Архитекторов, Инженеров и Павлов П. Но обсуждаемый случай с растреллиевской колокольней выходит, как мне представляется, за рамки закона прежде всего в силу отсутствия примеров подобного. А это значит, что, коли когда-нибудь идея достройки Смольного монастыря перейдёт из разряда мечтаний в область конкретной проработки (и, помнится мне, несколько лет назад сам Газпром заговаривал о строительстве колокольни в возмещение зрительного ущерба от предполагавшегося небоскрёба на Охте), закон просто должен будет быть осторожно поправлен, чтобы сделать этот и другие подобные случаи возможными.
Дмитрий Л.
Московский кремль, полагаю, целиком является территорией ОКН федерального значения. Соответственно, работы там регулируются 73-ФЗ. Естественно, была историко-культурная экспертиза, которая всю «аргументацию» этих работ, по идее, должна содержать. (Последние годы все ГИКЭ — опять-таки по закону — публикуются в открытом доступе).
Интересно, а Вам любые отсылки к действующим российским законам напоминают «современный украинский дискурс»?
Я, кстати, отвечал Вам на вполне конкретный вопрос: «до какого периода распространяется градозащитнический инстинкт» (поскольку именно это довольно точно отражено в действующих законах). Система аргументации этого тоже достаточно проста.
Roman_P
Куда вернуть, в церковные здания? Производство тоже предполагает забор, кстати говоря. И пропускной режим.
Алексей Хваль
Там не башня нужна: там на всём развороте Невы с некоторым отступом вглубь нужно было бы огромное здание с куполом (в точке развилки Пискарёвского проспекта и шоссе Революции) и разнесёнными крыльями, вроде вашингтонского Капитолия (en.wikipedia.org/wiki/Uni...ol_west_side.JPG ) или будапештского Парламента (en.wikipedia.org/wiki/Hun...est) _2015-01.jpg ). Вот если бы у нас сто с лишним лет назад строили здание Думы, лучше места было бы не найти.
Алексей Хваль
Он, к сожалению, с нынешними красками очень быстро тускнеет: я каждый год подходил фотографировать, и, если в 2007 году свежепокрашенный собор выглядел здорово, то уже после 2010 снимать его не хотелось. Сейчас его покрасили заново, и очень виден контраст с блёклыми непокрашенными корпусами перед ним. То же самое и со многими другими зданиями: например, Зимний тоже после 2011 года выглядит нефотогенично. Михайловский дворец уже не тот, что в 2010–2011 годах… Надо или менять химию, или красить раз в пять лет.
Алексей Хваль
Эта ненависть тянется, надо полагать, от Елизаветы Петровны, осмелившейся заказать стосемидесятиметровую (плюс крест) колокольню. Петропавловский собор находится в нескольких километрах и держит совершенно иную панораму (изгаженную, кстати, телебашней и многочисленными недавними коробками — например, с Васильевского острова и Биржевого моста за ним вылезает современное дерьмо по Выборгской стрелке, так что фотографировать удаётся со считанных метров). Вообще же, Ваш довод мне напоминает анекдот про милиционера, у которого уже есть книга.
Алексей Хваль
А есть законы, по которым снесли недавно советский корпус в московском Кремле, на фоне которого десятилетиями вожди поздравляли подданных с Новым годом? Мне это напоминает современный украинский дискурс, когда на вякания по поводу статуса русского языка непременно вспоминают, что конституция устанавливает единственный государственный язык, и это надо свято соблюдать…Откуда берутся конституция и законы, и почему в них прописывается то или это, эта система аргументации обходит стороной.
Алексей Хваль
Доделывать надо было бы всё — и колокольню, и золочение на всех задуманных Растрелли местах, включая лепнину. Купол собора, кстати, должен был быть посеребрён (именно посеребрён, а не оцинкован, как у нас водится). К сожалению, ничего не сделать с интерьером собора — в модели он есть, но недостаточно детализован, а вкусу и мастерству современных архитекторов я, вслед за герром Литвиновым, обоснованно не доверяю. Ну, пусть останется Стасов — сам по себе стасовский декор неплох, хотя он сильно грузнит пространство (в частности купол изнутри проседает из-за белизны и отсутствия лёгких вертикальных декоративных элементов) и, конечно, интерьер разочаровывает посетителей, ожидающих совсем иного.
Павел П
Оговорился, недостроенный корпус справа.
Павел П
«под «завершением Чернышовой площади» вы имеете в виду строительство церкви-ротонды на месте бюста Ломоносова?»
Вы заметили на проекте Росси церковь, но не симметричный корпус слева? Кстати церкви не было уже и в последнем авторском проекте.
Павел П
А надо ли держать пространство в этой местности на много километров вокруг? Район Таврического-Смольного это по сути дворцово-парковый пригород, слившийся с городом только в 20 веке. Зачем этот второй Иван Великий, когда есть признанная «доминанта» в виде шпиля Петропавловки? Ваша ненависть к старому Петербургу уже не знает меры.
???
нынешний небесно-белый цвет, кстати, — большая удача, некоторое время на куполах были еще и звезды, как у Троицкого собора. И всё это золото — на фоне дома политпросвещения Ленинградского обкома КПСС. Парижская опера наизнанку...
Никола
Комплекс зданий был построен за государственный счет на государственных землях. После революции принадлежал НИИ электромашиностроения. Им часовня точно не нужна. Что там вообще делает церковь? Вернуть науку и производство. И убрать забор. Почему везде, где попы, первым делом появляется забор?
Дмитрий Л.
Это торжество «художественности» и «зрелищности» над «градозащитническими инстинктами» :)
вѢсовщикъ
помимо градозащитных обстоятельств, есть ещё и вопросы художественности и зрелищности.
====================
Дмитрий Л.
27/09/2018 в 10:46 | #3 | Ответить | Цитировать
Roman_P :
Иными словами, если для восстановления авторской воли надо что-то сломать, то пожалуйста, а если что-то построить — то нет.
Да, это достаточно универсальное правило.
===============================
и наконец, как градозащитнические формальности соотносятся с критериями художественности и зрелищности::
« по закону «О границах зон охраны культурного наследия...» под охрану попадают «...сочетания компонентов исторического городского ландшафта с акцентами и доминантами на фоне неба в пределах видимости 6 км»... Объекты, расположенные за пределами 6 км, утрачивают четкость силуэта и не влияют на зрительное восприятие панорамы»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
во как ! Градозащитник сказал — утрачивают !
давайте сходим на Дворцовую и Марсово , чтобы оценить невлияние кукурузины, торжество градозащитнического инстинкта и пренебрежение предостережениям от зорких глаз избранных
Roman_P
Купол, очевидно, а не барабан?
Мне кажется, это иллюзия, вызванная тем, что на большинстве дореволюционных фото собор снят с низкой точки, а на современных — сверху.
Вот здесь я, например, не вижу отличий от нынешней формы куполов:
Инкери
Пришлось смотреть -> барабан главного купола был явно более плоский...
так что «воссоздание» сомнительное
Дмитрий Л.
Да, это достаточно универсальное правило.
Дмитрий Л.
Почитайте законы — там все эти «инстинкты», в общем-то, отражены.
Roman_P
Ну а как при гипотетическом строительстве колокольни быть с позолоченным декором, который был запланирован (судя по модели), но не реализован на соборе? Золотить собор или строить колокольню с упрощённым декором а ля современный собор?
Roman_P
Так можно посмотреть старые фото, благо недостатка в них нет, и убедиться, что всё воссоздано ровно так, как и было. Насколько прекрасно оно было изначально — вопрос отдельный.
Roman_P
Иными словами, если для восстановления авторской воли надо что-то сломать, то пожалуйста, а если что-то построить — то нет.
Или под «завершением Чернышовой площади» вы имеете в виду строительство церкви-ротонды на месте бюста Ломоносова? Если так, то это единственный пункт Вашей программы, который я бы поддержал.
Инкери
Именно барабаны с куполом выглядят как новодел.
Я не архитектор, но каждый раз проезжаю и думаю ->
ничего общего с дореволюционнми. Что-то в пропорциях ?
Roman_P
То есть вы про Воскресенский собор? И что же в нём не так?
Тем более, что воссоздавались только барабаны с куполами, основной объём собора не был разрушен.
???
этому идеалистическому пейзажу не хватает Кабинета Его Императорского Величества с восстановленым гаванцем, что заодно решит проблему велофанатов и автомобилистов
Инкери
На другом берегу надо башню Татлина ставить (в саду Нева ?).
Вопрос высоты обсуждаем)
Алексей Хваль
Монастырь не строили долго. В 1763 году, через год после воцарения Екатерины II, Растрелли был отправлен в отставку, и финансирование строительства было приостановлено (как потом произошло с ринальдиевским барочным же Исаакием), в 1769 собор просто законсервировали снаружи. Никаких сентиментов в отношении монастыря в следующие шестьдесят лет я в источниках не помню — классицистам эта стилистика не нравилась, и ни Екатерина, ни Павел, ни Александр I никаких попыток что-то там доделать не предпринимали, даже просто потому, что это было на глухой окраине.
И Вам, и герру Литвинову я напоминаю, что помимо градозащитных обстоятельств, есть ещё и вопросы художественности и зрелищности. Проживи Елизавета ещё лет десять, или не ввяжись она в Семилетнюю войну, монастырь был бы достроен и оказался бы самым зрелищным, самым художественным, самым знаковым сооружением в столице и в стране (lipalinden.ru/bit_modeli_1_3_smolni_3.jpg ). Именно он стал бы символом, на фоне которого снимались бы репортажи иностранных корреспондентов и плясали медведи в ушанках в клюквенных фильмах и клипах. Он держал бы пространства на километры вокруг (Смольный собор, к сожалению, не держит — низок и с угла довольно грузен из-за колоколен). Этой колокольней в модели и общим монастырским ансамблем восхищались бессчётные архитекторы и искусствоведы. Это очень хорошая, очень вдохновенная, очень художественная, очень профессиональная архитектура. Растрелли почти двести лет называют гением в значительной степени за Смольный монастырь.
Павел П
«Смольный собор не был доделан до николаевских времён»
Не понимаю, как сей факт противоречит моим словам. Монастырь так долго строили, что за это время вид на собор приобрел самостоятельную ценность. Вообще у каждого архитектора планов было в два раза больше, чем в итоге построили. В вопросе исполнения авторской воли надо руководствоваться простыми правилами. По возможности избегать нового строительства, не вредить привычному ансамблю, восстанавливать симметрию. Поэтому Коллежская площадь, невский фасад Адмиралтейства, завершение Чернышовой площади и сад Меншикова приемлемы, а колокольня Смольного — нет.
Алексей Хваль
Там надо свою воссоздавать —pastvu.com/p/314940
Алексей Хваль
А тут не надо представлять: есть авторская модель (о которой сам Растрелли писал в цитате ниже), по литературе гуляют чертежи (не знаю, первоначальные, или снятые с модели), на Смольном соборе есть авторский декор для воспроизведения (аутентичный, поскольку отлит из чугуна). Надо просто тщательно построить, как будто бы это была послевоенная реставрация, без отсебятины.
Мне интересно, а градозащитнический инстинкт распространяется до какого периода? Скажем, бессмертные творения мосье Гольдгора —yandex.ru/maps/-/CBB6eZBmwC — они тоже должны благоговейно сохраняться как драгоценные реликвии?
Алексей Хваль
Вообще-то, он на большем своём протяжении застроен и выглядит как проспект имени Сталина.
Алексей Хваль
Церковь не разрушалась: восстановлен лишь шатёр. Я не вижу отличий от первоначального вида:pastvu.com/p/119493 Просто, это один из первых шатров эпохи эклектики: тогда ещё экспериментировали с формами. Типичный допетровский каменный шатёр, кстати, выглядит ужасно — у нашего народа всегда была беда с пропорциями: www.temples.ru/show_pictu...PictureID=151146
Алексей Хваль
Смольный собор не был доделан до николаевских времён. Монферран по этому поводу в 1830 году писал: «памятник сей, украшение великого града, пребывает неизвестным внутри своих стен и ещё недавно развалившиеся его вершины опечаливали любителей и друзей искусства» (архивный номер предоставляется по запросу за предварительную плату). Семенникова в «Архитектурном ансамбле Смольного» в 1980 году на странице 44 писала, что оштукатурили и побелили собор лишь в 1769 году, через шесть лет после увольнения Растрелли.
Инкери
Слева на фото.
Кстати сразу предлагаю "воссоздать' название
Забалканский проспект !
Дмитрий Л.
А может, сразу на другой берег?
вѢсовщикъ
Можно представить, чтобы сделал бы Хваль на месте Росси, учитывая, что он ненавидит классицизм и связанные с ним понятия о перспективе.
— ??? я еще понимаю ненавидеть КОЛЛЕЖСКУЮ пл ,
но это клиника c вашей стороны
--------------------------------------
Вероятнее всего именно вид на уже построенный Смольный собор заставил отказаться от строительства колокольни.
— кто отказался ? Росси?
« И увидел Бог, что это хорошо»...и отказался воплотить часть задуманного
-:)))
=======================
И именно ценность этого вида делает невозможной дискуссию об этом.
===================
--а если поместить колокольню по диагонали от собора?
Roman_P
Это вы о какой?
???
Это из какой научной ссылки такие сведения?
Павел П
Можно представить, чтобы сделал бы Хваль на месте Росси, учитывая, что он ненавидит классицизм и связанные с ним понятия о перспективе. Вероятнее всего именно вид на уже построенный Смольный собор заставил отказаться от строительства колокольни. И именно ценность этого вида делает невозможной дискуссию об этом.
Дмитрий Л.
Как говорил один известный современный архитектор, «я просто представил, как бы сделал на моем месте Росси»... :)
P.S. А что, Лахта-центра-то оказалось недостаточно для «вывода из прозябания»? ну так еще Охтинский мыс «обогащения» ждет, как раз недавно очередная заказная ГИКЭ на снятие археологии с охраны поступила...
вѢсовщикъ
ну я то по поводу сомнений в качестве ссылок -:) я читал Аркина 1940 г и помню этот приведенный там список работ графа
а тот факт что при раскопках пару лет назад фундамент колокольни был обнаружен, доказывает что он по крайней мере начал ее строить
все лучше чем музей Блокады в том районе
с его гордостью о «героизме»
Алексей Хваль
Я не вижу, каким образом примыкание боковых колоколенок к соборному куполу, добавленное по сравнению с моделью, может потребовать изменения облика большой монастырской колокольни… Если поставить себе задачей не поддержание унылого провинциального прозябания последних ста лет, а обогащение художественности Петербурга, то нет ничего, что способствовало бы этому больше строительства растреллиевской колокольни.
Дмитрий Л.
Важно то, что он ее не построил. Учитывая, что Растрелли существенно переработал по ходу дела проект самого собора, мы не можем знать, как выглядела бы колокольня в случае ее реализации.
На мой взгляд, этого более чем достаточно, чтобы никаких мыслей о строительстве не возникало.
Алексей Хваль
Это на самом деле очень важно. Если когда-нибудь серьёзно зайдёт речь о постройке смольной колокольни, довод о том, что сам Растрелли будто бы от этого отказался, будет очень силён.
вѢсовщикъ
ваш предмет спора с Хвалем неконструктивен,
опять столкновение амюиций
???
ДЛЯ ВАШЕГО КРУГОЗОРА !!!
Алёна
Вроде бы понятно написано, что речь идёт о восстановлении клокольни Бенуа на Московском проспекте у комплекса современного Новодевичьего монастыря. ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ РАСТРЕЛЛИ ???
инженер
Имеется в виду сам Смольный? Бывал, приходилось. Макет видел, но каких-то деталей не припомню. Фотка макета с колокольней где-то есть в моем архиве точно, да и в книгах встречается.
Сложно было такое (высотная колокольня) построить. И дорого. Фундамент сделали и усё...
Павел П
Не лучше ли начать исполнение авторского замысла с тех случаев, когда оно не загораживает, а наоборот, открывает памятник архитектуры?
—
Совершенно верно.
Эти мухоморы убивают весь вид Московского пр.
Алексей
Ну а раз ссылок нет, то о какой научности можно говорить:)) Ваше слово, против слова искусствоведов, и оба не доказаны:)
Алексей Хваль
На странице внизу есть отсылка: «Сообщения кабинета теории и истории Академии архитектуры. Вып. 1. – М... 1940. – С. 26-34». Полностью список опубликован у Аркина, 1954, «Растрелли», на страницах 101–110. У Аркина указания на архивное дело я не вижу. Надо полагать, эти семьдесят пять пунктов на девяти страницах насочинял и приписал Растрелли безымянный публикатор 1940 года.
Алексей
Вы позиционируете себя, как профессионал. Тогда критикуя других, пожалуйста, приведите ссылки на серьёзные источники: номер дела, опись, страница или хотя бы ссылку на официальное издание, содержащее ссылки на архивные источники. А ссылки на интернет это такая же утка, как и у названных вами неких искусствоведов.
Алексей Хваль
Это утка, придуманное кем-то из искусствоведов. Сам Растрелли (как я уже цитирую тут раз в десятый) писал:
21. По моем возвращении из Москвы я начал большое здание Монастыря для благородных девиц, который должен был содержать 120 келий, кроме того — большое здание для госпожи настоятельницы — с очень большой трапезной. Это здание имело в плане параллелограм, в каждом из четырех углов которого была построена часовня; для удобства воспитанниц имелось, посредством большого коридора, сообщение с каждой церковью. В первом этаже этого обширного монастыря каждая воспитанница имела свою кухню и маленький погреб с помещением для своей прислуги. В центре большого внутреннего двора названного Монастыря я построил большую церковь с куполом, причем капители, колонны и их базы были сделаны из чугуна,
большая колокольня, которая была выстроена при въезде в названный монастырь, должна была иметь высоту в 560 английских футов.
Я не могу достаточно превознести великолепие этого здания, украшенного снаружи прекраснейшей архитектурой, а внутри, в большой трапезной и в апартаментах госпожи настоятельницы, лепной скульптурой и плафонами. Кроме того, четыре часовни были также выполнены в отличнейшем вкусе. Это большое строительство осуществлялось с усилиями на протяжении 12 лет, включая постройку ограды, которую я сделал в виде высокой стены, с несколькими небольшими башнями, которые украшали и укрепляли эту стену.
22. В течение этого времени я сделал деревянную модель всего этого монастыря, следуя каковой он и был построен.
И 560 английских футов — это 170 метров, не 140 как те же искусствоведы почему-то решили.
Инкери
Пропорции «воссозданной» рядом церкви
мало намоминают дореволюционные храмы
Алексей
Растрелли сам отказался от строительства колокольни, и если вы хоть раз были бы в музее, вы бы заметили, что макет значительно отличается от реализованного проекта.
инженер
Напомню, что под гигантскую колокольню Смольного фундамент был заложен.
Его ведь не столь уж давно откапывали и изучали.
Но тут в обозримом будущем, а может и на перспективу-ничего делать не будут.
Тем более, что в кирпиче столь высокое сооружение сейчас строить точно не станут, а значит-просто понадобится новый фундамент.
инженер
Хочу уточнения.
Колокольню будут возрождать на том же месте, что и была когда-то?
То есть за нынешнюю красную линию она вылезать не будет, на сколько я понял...
Интересный это момент, связанный с историей и разрушением храмов...
Старый фундамент, если остался, использовать вероятно можно. Но потребуется обследование и наверняка усиление. Методы есть и проверенные.
От-того и собираются возводить в кирпиче.
Тут проблема-исчезли каменщики высокой квалификации, а тут объект не простой по кладке. Кирпич то как раз хороший.
Интересно, в чем разница проекта Даянова и нового. Впрочем, ситуация стандартная: стадию «проект» делают одни, рабочку (возможно с повторением экспертизы) -другие.
Вобщем, у меня нет возражений на возведение.
Высоцкий
В синем небе, колокольнями проколотом,
Медный колокол, медный колокол
Толь возрадовался, толи осерчал.
Татьяна
У Смольного — нет, на Московском проспекте была.
Алексей
Татьяна
Как это не было?
ptrvc
Под предлогом расширения Московского проспекта?
Алексей
Тем, что «воссоздание» это когда что-то было и это воссоздают. А если никогда ничего не было, это не воссоздание, это просто новое строительство.
Инкери
а чем это «воссоздание» будет отличаться от нового строительства ?
Алексей
Ее никогда не было, только на макетах и чертежах, поэтому о воссоздании говорить не приходится. Это будет не воссоздание, а новое строительство.
Алексей
вместе с жильцами естественно, так как они соучастники преступления:))))
???
как сносить будем? вместе с жильцами или всё-таки пощадим?
Инкери
А Смольного ?)
горожанин
Остаётся только пожелать успехов в благом начинании. Замысел действительно отличный.
Алексей
еще бы снесли уродливый ЖК на Киевской, вот была бы хорошая ноость
Колпак
Спасибо за хорошую новость.