Эксперты: утраченные башни на петербургских домах воссоздают с ошибками
16/09/2013 18:02
Началось восстановление утраченного купола на доме Барановской на набережной Карповки, 6. Здание стало далеко не первой постройкой в центре, которой вернут утраченную историческую доминанту. Эксперты говорят, что в большинстве случаев исторические башни воссоздавались неудачно, а порой их «воссоздание» приводило к нелегальным надстройкам.
Доходный дом Барановской на набережной Карповки, 6, был возведен в 1911–1912 годах по проекту архитектора Василия Вейса. Первоначально парадный фасад здания, выходящий на реку, имел две симметричные башни, а над фасадом, выходящим на Большой проспект, «парил» цинковый орел. В советское время многие детали здания были утрачены, после настоятельных просьб градозащитников и местных жителей дом включили в программу КГИОПа по реставрации фасадов на 2012 год.
Подрядчиком воссоздания утраченных элементов и реставрации фасада стало ЗАО «Трест „Леноблреставрация“». В настоящий момент специалисты приступили к воспроизведению по фотодокументам утраченных аттиков, также начался монтаж конструкций купольного завершения дома на углу набережной Карповки и Петропавловской улицы.
В последние годы Петербургу вернули целый ряд исторических башен. Серьезной реконструкции подверглась башенка дома Чубаковых, находящегося неподалеку от дома Барановской на Каменноостровском проспекте, 38, где был утрачен купол при пожаре в конце 1990-х годов. Вернули на место и шпиль торгового дома «С. Эсдерс и К. Схейфальс» на пересечении набережной Мойки и Гороховой улицы, разобранный в 1960-х годах как диссонирующий и находящийся в неудовлетворительном состоянии.
Несколько возрождаемых башен в Петербурге даже стали объектом споров между инициаторами воссоздания и общественностью. Так, башня-фонарь, заново построенная на доме 54 по Каменноостровскому проспекту, была названа экспертами «омерзительной» и не соответствующей историческому прототипу, возражения вызвала и надстройка здания мансардой, осуществленная одновременно с постройкой башни. Схожая ситуация возникла и на 12-й Красноармейской улице, 3 , где по документам на ремонт кровли застройщик начал возрождать утраченную башню и пристраивать новые площади, прозванные «гигомансардой».
По мнению градозащитника Дмитрия Литвинова, сегодняшняя ситуация с воссозданием исторических доминант в Петербурге неоднозначна. С одной стороны, целый ряд башенок в результате украсил город, однако нельзя сказать, что авторы отстраиваемых заново утраченных архитектурных элементов всегда действуют исключительно из благих побуждений.
По мнению градозащитника, случаются и «прямые аферы», как в случае с воссозданием башенки дома Бернштейна. Господин Литвинов предполагает, что утраченный фонарь и без того был бы спустя некоторое время воссоздан за государственный счет без искажений, а вот осуществленная под его видом масштабная надстройка может привести к тому, что фундамент постройки не выдержит и дом станет аварийным. В целом, по мнению Дмитрия Литвинова, ситуации на 12-й Красноармейской, 3, и Каменноостровским, 54, больше напоминают не воссоздание, а казус с мансардой на Суворовском, 10, где надстройка выдавалась за ремонт кровли.
«Используется любая имеющаяся бумажка для правоохранительных органов, чтобы отвлечь внимание в процессе стройки. А после чиновникам проще легализовать надстройку, чем судиться годами за ее снос», — считает градозащитник. В целом, по мнению господина Литвинова, частным лицам воссоздание башен лучше не доверять, оставив такое возрождение реставраторам, нанимаемым КГИОПом: «Стоимость не запредельна, она вряд ли существенно влияет на общий бюджет реставрации фасада».
Не вполне согласен с активистом историк архитектуры Борис Кириков. По его мнению, в воссоздании утраченных доминант пусть даже частниками, которые затем получат купола в собственность, нет ничего плохого. «В таком случае будет хозяин, не будет хлама на чердаке, а значит, пожаров», — отметил собеседник «Карповки». При этом он признался, что в свою бытность зампредом КГИОПа он сам продвигал идею воссоздания утраченных доминант на «обезглавленных домах», как прозвали их чиновники.
Господин Кириков в итоге признал, что результаты этого устремления оказались плачевными — практически все башни воссозданы с искажениями. Не соответствует оригиналу завершение дома на Московском проспекте, 1; купол торгового дома «С. Эсдерс и К. Схейфальс» на Мойке воссоздан не точно; башня на Каменноостровском, 38, тоже не повторяет оригинал. Надстройку же дома Бернштейна господин Кириков считает и вовсе не воссозданием, а «реконструкцией с некоторым сходством», авторы проекта которой исказили облик дома. Единственным зданием, где утраты были воссозданы с должным тщанием, историк назвал дом 19 по Большой Конюшенной улице.
Несмотря на столь незначительную долю успехов, Борис Кириков предположил, что властям или частникам в ближайшие годы стоит подумать над воссозданием башни на доходном доме Кельдаля на Каменноостровском, 13, а также углового завершения построенного по проекту Лидваля дома Циммермана на Каменноостровском, 61, и других потерянных дореволюционных доминант.
Ценитель архитектуры Алексей Хваль также желал бы видеть башни и купола возвращенными.
«Я отношусь положительно ко всем случаям приведения дореволюционного здания в соответствие с его проектным видом, в том числе и к дополнению здания запроектированными, но не осуществленными в свое время элементами — конечно, при условии реставраторской точности всех работ. Почти все дорогие петербургские здания понесли те или иные фасадные утраты — купола, балконные и надкарнизные решетки, ворота, флагодержатели, оконные переплеты, двери, элементы лепнины, большую часть внутренней отделки», — отметил собеседник «Карповки».
По мнению господина Хваля, воссоздание всех этих элементов существенно изменило бы внешний вид города. «Нынешний обветшавший Петербург очень отличается настроением от довольно зажиточного и опрятного города столетней давности», — отметил он.
Риэлторы полагают, что многие частные инвесторы не отказались бы от таких проектов. «Жилье в центре всегда интересно, а башни — это уникальные помещения с необычной конфигурацией, а кроме того с них нередко открываются красивые виды, что тоже привлекает покупателей», — напоминает директор агентства недвижимости «Лондон реал инвест» Зося Захарова. По ее словам, если у собственников зданий или помещений будет шанс вернуть башню или приспособить сохранившуюся под жилье или коммерцию, увеличив полезную площадь, они неприменимо это сделают при первой возможности.
Фото Алексея Шишкина
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Жилому дому на проспекте Обуховской Обороны восстановили башенку
«Башенки в центре Петербурга, безусловно, нужно воссоздавать»
Башенку дома на проспекте Обуховской Обороны восстановят в 2020 году
Дому Чубакова на Карповке восстановят деревянную башенку
Дом Чубакова на Карповке у Карповского моста лишился башенки
Комментарии
Крот
Башня на Таврической, 35 оказалась в руках частного инвестора-хозяина. Хотел господин Кумарин отреставрировать свое практически развалившееся хозяйство, да не успел и видимо не успеет в этой жизни. А помыслы, во всяком случае насчет башни, были чистые, даже отдельные декоративные элементы из патинированной меди заказал в Германии. Не успел, так и стоят остатки башни в лесах и сетке.
Nezoist
Елена
Воссоздавать однозначно! А башня на углу Мойки и Гороховой, может быть, и не полностью повторяет оригинал, но смотрится просто великолепно.
Елена
Очень жалко сгоревшую башню на Технологическом институте (район моего детства).
Восстановите!
ahvalj
Спешу сообщить, что детали дома на Карповке начали восстанавливать в лучших отечественных традициях. Как в Новгороде одиннадцатого века не умели аккуратно положить кирпич, так не умеют и в Петербурге двадцать первого: у первого воссозданного аттика (ближнего к существующему куполу) левое и правое плечи заметно несимметричны в области перегиба. Не будет вам нанотехнологий, дорогие россияне. Африка, Африка...
Дмитрий К
Опять 25.Все через привычное исконно русское место. Хотели как лучше, а получилось как всегда((
Rain
интересно, кто-нибудь занимался подсчётом утраченных башень? думаю, сотня наберётся
вЪсовщикъ
просто там 2 разных сноса. — башни- шпиля и купола над внутренним двором.
какие могли быть протечки из-за металической конструкции?
из-за оставшего без должного ремонта купола — вполне могли
Алексей Шишкин
вЪсовщикъ
Петербургский союз архитекторов старательно пиарит эту версию. Мне кажется, даже если фактически речь шла о сносе из-за технического состояния, позднее под него «подвели идеологию».
Инженер
Я понял, вы возмущаетесь «городом».
Какие у Вас реальные предложения по улучшению ситуации?
Лиличка
«город» вообще похоже ничего не в состоянии.
ни башни восстановить, ни за неисполнение законов наказать.
Какая то очень странная пассивная позиция у «города».
Инженер
Надо полагать, что уничтоженных башенок так много, что город не в состоянии привести все в порядок.
Значит надо отдавать объекты в частные руки, идти на компромисс с пристройкой мансард и некоторым искажениям башенок, возможно, для лучшего приспособления их к нынешним требованиям инвестора.
вЪсовщикъ
шпиль торгового дома «С. Эсдерс и К. Схейфальс» на пересечении набережной Мойки и Гороховой улицы, который был разобран в 1960-х годах как диссонирующий и находящийся в неудовлетворительном состоянии.
========================
был разобран в 1930-ые как «диссонирующий».
в 1960-ые был разобран стеклянный купол как «находящийся в неудовлетворительном состоянии»
над уже уничтоженным к тому времени атриумом торгового дома