КГИОП не будет воссоздавать клодтовских коней в Орловском парке Стрельны
08/07/2021 15:07
КГИОП не намерен воссоздавать утраченных клодтовских коней в Орловском парке Стрельны. Чиновники полагают, что на сей момент для этого отсутствуют правовые основания, да и судьба скульптур неизвестна.
Усадьба графа Алексея Орлова была построена в 1830-х годах. Она включала сохранившийся до сего дня парк с островом и прудами, дворец (утрачен), Дом привратника (утрачен, но воссоздан в 1950-х годах), Готический колодец и Башню-руину с земляным пандусом и гротом.
В последнее время КГИОП тратит деньги на восстановление элементов парка. В 2018 году был проведен реставрационный ремонт Башни-руины, а в минувшем июне взялись за Готический колодец.
На территории парка существует краеведческая достопримечательность — два постамента, на которых прежде стояли скульптуры коней. Это были копии скульптур Аничкова моста авторства Петра Клодта. Они пропали во время Великой Отечественной войны. Существует несколько версий, по какой причине это произошло. «Была слабая надежда, что перед приходом сюда немцев в сентябре 1941 года их успели затопить в Орловском пруду. Но, когда дно пруда очищали [в начале 2000-х годов], ничего, к сожалению, не нашли», — поведал «Канонеру» стрельнинец Константин Козюренок.
Краевед Виктор Баскаков на страницах газеты «Гудок» рассказал о другом возможном месте захоронения скульптур: «В мои руки попало письмо одной местной жительницы, рассказавшей, что группа НКВД перед приходом немцев закопала эти скульптуры у залива, то есть за Петергофским шоссе. Было и еще одно свидетельство, с дополнением: у старых ив, там, где была оранжерея. В 2011-м мы с разрешения властей взялись за поиск в данном квадрате». Это место было найдено, однако отыскать скульптуры не удалось.
Почетный житель Стрельны краевед Олег Вареник заявил «Канонеру», что все намного прозаичнее. Судьба связана с ценным материалом, из которого сделали скульптуры. «В августе 1941 года две пятитонные скульптуры клодтовских коней, состоящие из чистой химической меди (гальванотехника), переплавили для нужд промышленности», — написал он в своей книге «Князь Алексей Федорович Орлов в Стрельне». Переплавка могла произойти на Ленинградском электромеханическом заводе на Петергофском шоссе.
КГИОПу неизвестна истинная причина утраты коней. Сейчас, по словам качальника отдела памятников декоративно-прикладного искусства Георгия Балахничева, под охраной государства стоят «Два постамента от скульптуры». «Утраченные скульптурные группы коней работы скульптора П. А. Клодта в состав объекта не включены, на момент утраты статусом объекта культурного наследия не обладали», — отметил чиновник.
Также господин Балахничев сегодня сообщил «Канонеру», что закон позволяет государству выделять деньги на восстановление утраченных объектов «в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта, а также при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания». В случае со Стрельной «правовые основания для восстановления указанных скульптурных групп в настоящее время отсутствуют», заключил начальник.
Апрель 2021 года:
О клодтовских конях и других тайнах Стрельны рассказывалось в сюжете краеведческого проекта «Ратная палата».
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Жилой дом на Комсомольском канале в Колпине лишился скульптур
Скульптуру «Виндсерфинг» вернули на пляж в Сестрорецке
Часть площади Труда возле Крюковских казарм вновь переделали
На Петроградской стороне открыли пешеходный маршрут «Путь Петра»
Скульптуру «Виндсерфинг» вернут на пляж в Сестрорецке в 2024 году
Комментарии
Павел П
Если это были копии хорошо известных скульптур, то восстановление не так актуально.
Зритель 1967
Похоже на правду — и хорошо объясняет бесследное исчезновение скульптур.
Зритель 1967
Я только «за»!
Руслан
я думаю что к копии сделанной гальванопластикой отношение тогда было другое, т...к. бронзовых коней в то же самое время охраняли и спасали иначе
Редактор
Andy
Разве институт охраны появился после войны?
горожанин
А в чем принципиальная разница — сделать копию дворца из монолита и облицевать в историческом стиле или напечатать его на принтере (но у нас еще нет таких принтеров, хотя на Западе уже вовсю экспериментируют) — если это всё равно копия. Отстраивать из кирпича (как, например, Рождественскую церковь в Песках) его точно не будут.
Виталий
В Павловском парке на одноименном мосту кентавров заменили именно такими копиями и вроде все привыкли, никто не жалуется...
Вла́д
Тогда и пластиковую копию дворца Орлова тоже надо. Без дворца все равно — не то
Вла́д
Я читал в мемуарах, что при отступлении наших войск скульптуры были на месте. Очевидец писал, что кони были пробиты осколками насквозь, и автора это очень поразило, поскольку он до того момента считал скульптуры отлитыми. Именно это удивление автора позволяет считать его воспоминания достоверными
Зритель 1967
По мне так выбор настолько очевиден, что его нет: когда нет денег на полноценное «воссоздание», но есть желание установить копию и, главное, возможность профинансировать эту работу — печатать, красить и ставить.
Потом когда-нибудь искусствоведы доторгуются с властями и «выбьют» деньги на аутентичную копию или случится чудо и найдётся оригинал.
Andy
> на момент утраты статусом объекта культурного наследия не обладали», — отметил чиновник.
Этот чиновник сам то понял, что ляпнул — какой такой статус в 1941 году?!!!
m
Может оказаться плохим примером — потом повсеместно начнут ставить напечатанное.
Искусство должно быть искусством. Пусть дачники печатают себе ёжиков и белочек.
Николай
вот жирный плюсик про 3D-печать! все таки не в каменном веке живем, а в эру технологий, которые должны быть под рукой у реставраторов исторического наследия!
горожанин
или напечатать их на 3D принтере в полный размер и декорировать под бронзу.
Зритель 1967
Для «пейзажности» можно поставить и пластиковые копии...
Как бы временно.