Советское модернистское здание на улице Правды перестроят до неузнаваемости
05/08/2013 17:52
Еще один образчик советского послевоенного модернизма — здание интерната балетного училища имени Вагановой на улице Правды, 3, утратит свой облик. Его реконструируют по проекту псковских архитекторов. Эксперты говорят, что, несмотря на просьбы архитектурной общественности, даже более ценные образцы зодчества 1960–1980-х годов сейчас никак не застрахованы от разрушения.
Здание интерната хореографического училища имени Вагановой было построено в 1960-х годах по проекту архитектора Сергея Михайлова. На первом этаже постройки проложена сквозная открытая галерея, над которой нависает стеклянный объем репетиционного зала на верхних этажах. В последние годы постройка находится в неудовлетворительном состоянии, рядом с ней пришлось даже установить поддерживающие конструкции, дабы предотвратить падение бетонного козырька здания.
Интернат балетного училища имени Вагановой на улице Правды, 3
Теперь сооружение планируется реконструировать, сохранив функцию общежития, и после проведения всех работ в нем снова будут проживать студенты Академии русского балета имени Вагановой. Проект обновления здания разработало ОАО «Институт „Псковгражданпроект“».
Здание планируется сделать четырех-пятиэтажным, при этом часть четвертого этажа постройки будет имитировать кирпичное завершение классического петербургского дома с многочисленными дымоходами, а другая, более высокая, половина здания получит строгий облик в духе функционализма. В постройке, помимо жилых помещений, будут обустроены классы для занятий и зимний сад. Перед зданием высадят березовую рощу.
Как пояснил «Карповке» генеральный директор «Псковгражданпроекта» Аркадий Гинделис, такое переоборудование здания не потребует сноса существующей постройки, поскольку основные конструктивные элементы здания находятся в удовлетворительном состоянии. Господин Гинделис рассказал, что непосредственный автор проект перестройки Юрий Ширяев при создании проекта исходил из того, чтобы внутреннее устройство позволяло студентам, которые попадают в училище еще детьми, максимально абстрагироваться от учебы. Даже коридоры общежития, по словам нашего собеседника, будут выглядеть нетрадиционно: они должны будут напоминать улицы, на которых каждая комната будет отдельным «домом» — личным пространством учащихся.
Проект реконструкции интерната
Гендиректор «Псковгражданпроекта» сообщил, что также будет благоустроено пространство позади постройки. Там появится небольшой сквер для отдыха, в котором возведут ротонду в стиле классицизма — напоминание о главном здании Вагановки на улице Зодчего Росси. Ожидается, что перестройка советского здания начнется в 2014 году, отметил господин Гинделис.
Меж тем проект перестройки советского здания нравится далеко не всем экспертам. Так, архитектурный критик Никита Гранько отметил в беседе с «Карповкой», что советский облик постройки интереснее, чем вариант ее реконструкции, предложенный псковичами. «Здание замечательное, но оно так втиснуто между соседними, что эффект резко теряется. Ради хорошего проекта можно смириться с его потерей, но здание на проекте как-то очень безлико смотрится. То, что есть сейчас, гораздо выразительнее», — заявил собеседник «Карповки».
Вопрос сохранения облика советской послесталинской архитектуры меж тем неоднократно поднималась петербургской общественностью. В частности, городской Союз архитекторов направлял руководству города список строений 1960–1980-х годов, которые стоило бы сохранить. В него вошли, в частности, БКЗ «Октябрьский», ансамбль площади Победы, СКК «Петербургский», ТЮЗ на Пионерской площади и многие другие строения. Тем не менее официальных шагов по их сохранению принято не было.
Здание Морской академии имени Макарова на Петергофском шоссе
«Существует противоречие между действующим законодательством и желанием сохранить лучшие произведения советской послесталинской архитектуры. Они не имеют возраста, достаточного для объявления их памятниками даже регионального значения, однако некоторые из них не хотелось бы не только разрушать, но даже реконструировать с изменением внешнего облика», — заявил «Карповке» руководитель ООО «Архитектурное бюро „Студия-17“» Святослав Гайкович.
В качестве наиболее важных примеров архитектуры этого периода, достойных сохранения, зодчий назвал здание Морской академии имени Макарова на Петергофском шоссе, Морской вокзал в Гавани, а также советские корпуса ЛЭТИ на улице Профессора Попова. «Меня в наибольшей степени волнует судьба Академии имени Макарова, которая сейчас приговорена к сносу ради создания парадного вида на новый конгресс-центр по довольно сомнительному проекту», — отметил господин Гайкович в беседе с «Карповкой».
«Интересных авторских зданий того периода не так много в отличие от типовых, а потому я не стал бы их разрушать. Эти постройки, это историческая эпоха, и было бы несправедливо, если бы мы от нее избавились. Кроме того, эти постройки никому не мешают, они не создают градостроительных городу проблем, в отличие от современных „монбланов“. Крупных общественных зданий того времени в центре не так много, а Купчино и прочие окраины они уж точно не испортят», — отметил в беседе с корреспондентом вице-президент петербургского Союза архитекторов Светозар Заварихин.
Морской вокзал в Гавани на Васильевском острове
Тем не менее не все объекты такого рода, по мнению эксперта, заслуживают сохранения. Так, он выступил за снос Морского вокзала. «Это место — лицо города, оно должно стать его парадными воротами. Но расположенном там здание ни по своему внешнему облику, ни особенно по внутреннему наполнению статусу такого места не соответствует», — заявил господин Заварихин. А вот бывшие главные воздушные ворота Ленинграда — терминал Пулково-1 архитектор считает достойным кандидатом в памятники: «Это просто шикарное здание!».
С ним согласен и специалист по архитектуре того времени Валерий Исаченко, который в интервью «Карповке» назвал Пулково-1 «хорошей работой». «В этой архитектуре — гостиницы „Речная“, аэровокзала, дворца спорта „Юбилейный“, дворца спортивных игр „Зенит“ на Бутлерова — есть определенное благородство. Не дай Бог, чтобы в дальнейшем убрали „Октябрьский“. Да, для него изначально место выбрали неудачно — ему тесно здесь. Но здание неплохое, выражает дух времени. Одним словом, БКЗ „Октябрьский“ — это пример того, как не надо строить в старом городе. Поэтому пусть будет».
Меж тем с необходимостью уберечь часть послевоенного модернистского наследия согласны не только представители архитектурной общественности, но и некоторые активисты-градозащитники. «Можно много критиковать советскую архитектуру времен Хрущева и Брежнева, но авторские проекты той поры в большинстве своем корректней и уместней тех зданий, что предлагают нынешние проектировщики. Сносить неплохие неаварийные здания, чтобы получить крохотный шанс на удачный дом? Не уверен, что это правильно», — заявил «Карповке» градозащитник из Невского района Аркадий Попов.
По мнению господина Попова, эту ситуацию отлично иллюстрирует казус, возникший после сноса зданий Речного вокзала и гостиницы «Речная» на проспекте Обуховской Обороны: «Сами эти постройки не были шедеврами, пусть и были спроектированы добротно. Конечно, они устарели и нуждались в обновлении. Но то, что возникнет на их месте теперь, — кромешный кошмар, который вряд ли одобрят даже стойкие апологеты стекла и бетона».
Источник изображения: Дмитрий Ратников; «Псковгражданпроект»
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Представлен чуть подправленный проект жилого дома на улице Фокина
Группа RBI намерена снести перестроенный доходный дом на Черной речке
Доходный дом на углу Вазаского и Лисичанской капитально отремонтируют
На 12-й линии Васильевского линии сдали жилой дом и гостиницу
Заброшенную «сталинку» на Красной в Старо-Панове надстроили вторым этажом
Комментарии
Влад Иванов
Порт , кстати, с этими козырьками ни разу не уникален. Где-то я такое видел — то ли у аэропорта какого, не помню. И вообще типичное решение для зданий того времени, насколько понимаю.
Andy
> корабль с наполненными ветром парусами,а это так подходит для порта
Волны падали стремильным домкратом?
Порт — речной, и исторической аналогией м.б. только «Бурлаки на волге»
Мамин Леонид
Лично мне проект преобразования общежития Вагановской академии нравится. Уж точно не хуже того,что имеем сегодня. А нынешняя постройка в ансамбль Кабинетской улицы (она же Правды) никак не вписалась.
А вот Морской вокзал мне жаль. Мне кажется, в этом здании присутствует архитектурная мысль, это не просто инженерная «коробка». Всё здание напоминает корабль с наполненными ветром парусами,а это так подходит для порта! Я совсем не хочу, чтобы этот «корабль» исчез, а если здание стало,скажем,мало для выполнения своих функций, то ведь можно рядом пристроить ещё терминал...
Андрюха
Прослеживается фирменная железная логика. Академия загораживает вид на конгресс-холл, а многоэтажные железные стаканы ничего не загораживают и никому не мешают. Мдэ.
вЪсовщикъ
ретропоклонники, ретрообыватели Кричат и топают ножками,тупой фетишизм, риторические закидоны...
любители ретро здесь стали агрессивно вести себя, ретро-банда закудахтала,
катитесь все вместе туда...
------------
кое-кого из здешних малчиков градозащитник явно собирается лишить девственности
будтэ обэрэжны, как говаривает Козев
AJ
Они как раз не кричат и не топают, а молча сносят, посмеиваясь и надо мной, и над вами.
garde
Кричат и топают ножками пока что любители СНЕСТИ или перестроить с выгодой для инвестора. :)
AJ
Консенсус и компромисс — разные понятия, так вот в зрелых демократиях обычно все же приходят к компромиссу, ознакомьтесь с предметом. Получается корова с крыльями — остаток фасада литовского рынка в стене Мариинки-2, стекляха напротив БКЗ и пр.
Я согласен на компромисс — оставить в покое это уродство, привести его в порядок, укрепить козырек и повесить у входа табличку «Памятник хрущевской бездарности». То же самое с БКЗ, ЛДМ и пр.
При этом ничего не имею (не имел) против, а даже наоборот, Речного и Морского вокзалов, Макаровки в Стрельне и т. п. Там они в своей среде, а кое-где являются настоящим украшением убогих каменных джунглей.
Но тех, кто кричит об уникальности убогих конструктивистских сараев типа снесенного на Грота или планируемых к сносу рядом с пл. Калинина, не пойму никогда. Безусловно, они лучше того , что уже понастроено на Песочной набережной, но почему я должен выбирать какая из куч меньше пахнет, не могу понять.
garde
В демократическом обществе все вопросы решаются путем достижения КОНСЕНСУСА. :) Если 20 согласны, а один НЕ согласен, то 20 должны убедить силой аргументов, а не демагогией одного. Таковы правила ЗРЕЛОЙ демократии.
А принцип подчинения меньшинства БОЛЬШИНСТВУ — это из сталинской практики ВКПб.
Так что катитесь все вместе туда... :)
AJ
Демагогическая суть наших проблем равносильна демагогической сути ваших проблем. Однако нас с Петровым — двое, а вы — один. А у нас демократичсекое общество. Потому ваша любовь к хрущевкам в два раза меньше нашей любви к красной линии. То есть вы в пролете.
Отчет закончен.
garde
Я рад, что ВЫ поняли всю демагогическую суть Ваших с Петровым рассуждений. Теперь сами и отвечайте на все свои риторические закидоны для несведущих обывателей. :) Желаю успешно отчитаться по вашим проблемам.
AJ
А чем постмодернистcкая анархия лучше тупого фетишизма идей 18-ого века?
И чем тупой фетишизм идей 18-ого века отличается от тупого фетишизма бездарного ширпотреба хрущевской эпохи?
Arve
А что, правда, академию Макарова на Петергофском шоссе собрались сносить?
Островитянин Игорь
Мне безумно нравятся многие здания послесталинского периода. От них веет некой монументальностью и научным прогрессом. Лично у меня они плотно связаны с периодом больших технических достижений СССР, особенно в космической отрасли. И я категорически против сноса подобных зданий, даже если они диссонирую с окружающей застройкой. Это уже история, пусть и недалёкая.
А в копилку к перечисленным стоит добавить здание «ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики» на Тихорецком, 21. Удивительное здание.
Virus TI
Мне очень нравится пример перестройки советского здания на Старо-Петергофском 34.
Вот так оно выглядело
Как оно выглядит сейчас. можно посмотреть на Яндекс-картах. Для Правды 3, думаю, вполне подошел бы подобный вариант. Морской вокзал — очень интересное здание своего периода, все, что с ним надо сделать — это помыть. Как поступать с советскими зданиями, которые находятся среди плотной исторической застройки (Лермонтовский 1, например) — тут надо серьезно думать, конечно, может и сносить. Чего бы не хотелось — так это бездарной переделки «под историзьм», как в Финском переулке.
PS Как «стойкий апологет стекла и бетона», тот кромешный кошмар, который возникнет на месте гостиницы Речная, не то, что не одобряю, а прямо ненавижу и стремлюсь уничтожить.
Андрюха
Откуда такое стремление все переделать? ладно бы, если пытались здания включить в однородный ансамбль с окружающими, так нет ведь...
Петров
Извините — исправил опечатки.
Тупым фетишизмом являются идеи свободной планировки, особенно в районах регулярной планировки. Даже для Купчино это уже махровый анахронизм.
Так же безнадежным тупостью веет и от идей «свободы зодчего», особенно в среде со сложившимся архитектурным контекстом. У зодчего вообще нет свободы творчества — это не поэт, не художник, не композитор, которые могут самовыражаться, не нанося ущерба своими экспериментами окружающим, потому что у них нет возможности навязать их им. У зодчего же нет возможности не навязать.
Кроме того, в этом конкретном проявлении самовыражения зодчих, свободой творчества и не пахнет — пахнет как раз тисками замшелых штампов, дурно веющих из времен, когда ни о какой «свободе творчества» кого бы то ни было, не только архитекторов, и помыслить было нельзя.
Петров
Так же безнадежным тупостью веет и от идей «свободы зодчего», особенно в среде со сложившимся архитектурным контекстом. У зодчего вообще нат свободы творчества — это не поэт, не художник, не композитор, которые могут самовыражаться, не нанося ущерба своими экспериментами окружающим, потому что у них нет возможности навязать их им. У зодчего же нет возможности не навязать.
Кроме того, в этом конкретном проявление самовыражения зодчих, свободой творчества и не пахнет — пахнет как раз тисками замшелых штампов, дурно веющих из времен, когда ни о какой «свободе творчества» кого бы то ни было, не только архитекторов, и помыслить было нельзя.
garde
Петров
ретро-банда закудахтала... обойдемся без тупого применения порядков, навязанных разгулом алчных капиталистов. а ретро-идеи давно вывесить в музее.
garde
AJ
1. красная линия — тупой фетишизм идей 19 века. в веке 18 и 20 это глупое ограничение свободы зодчего не было догмой обязательной. в силу алчности инвесторов сегодня стали заполнять участки до предела застройкой.
Петров
Кстати, это верно, здание должно быть построено по красной линии. Архитектура здания никуда не годится. Такое ощущение, что на машине времени к нам подъехали архитекторы 60-х годов и соорудили только то, что они тогда могли себе позволить.
Кстати, СПб — историческое поселение. Предметом охраны исторического поселения (ст. 59 закона об ОКН) являются: планировочная структура, включая ее элементы (прежде всего, красная линия), композиция и силуэт застройки — соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов. Согласно ст. 60 Особое регулирование градостроительной деятельности, в том числе в СПб, включает в себя: разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению.
М.б. Карповке направить запрос Макарову и Рыбину о том, учтены ли эти требования закона при согласовании такого проекта. Например, подготовлен ли в составе документации, обосновывающей этот проект, требуемый законом вышеназванный градостроительный регламент для строительства в этом месте?
AJ
Нынешнее здание, хотя и глупо, но то, что предлагается на замену на порядок глупее.
Однако называть нынышнее здание историческим... кхм :) Как стало модно сейчас предлагать — тогда надо его разобрать и собрать заново в Купчино.
Хотим красную линию и нормальный проект!
Петров
Для справки — на топографическом плане 1934 года видно, что тут был незастроенный земельный участок, видимо, сада.
Не надо ля-ля
как я не хочу сноса Морского вокзала! Может, ручонки все-таки не дойдут?!
garde
горожанин
ничего глупее нельзя было написать. любители ретро здесь стали агрессивно вести себя. теперь понятно, что ретропоклонники — прекрасная среда для наглых и активных сносов исторических зданий. пока ретрообыватели смакуют этот бред хамы и бандиты орудуют шарбабой, зачищая землю для прибыльных и пошлых ретро.новоделов
горожанин
Этот интернат Вагановского училища на Правды сам по себе может и неплохо смотрелся бы где-то в новых районах, но здесь он наряду с Домом Быта на Разъезжей вносит диссонанс в застройку всего квартала. Ему там не место и, наверное, новое, старающееся быть незаметным здание, будет действовать там менее раздражающе. Вообще-то зачем строить такие здания, когда в архивах сохранилось множество чертежей зданий Великих Архитекторов Петербурга по разным причинам не реализованных. Может лучше в их стиле оформлять фасады подобных безликих домов — это и будет тот самый петербургский стиль.
Михаил
Уж что-что, а это здание испортить трудно. Запущенное, разваливающееся, абсолютно диссонирующее с окружающей застройкой. По-моему, любая современная постройка там будет лучше — хотя бы потому, что новая и аккуратная.