С карты Петербурга скоро исчезнет поселок Каменка
27/11/2012 18:28
Исторические поселения вокруг Петербурга продолжают исчезать, включаясь в городскую застройку. Вскоре канет в Лету старинная деревня Каменка в Приморском районе. Эксперты полагают, что о таких населенных пунктах стоит сохранять хотя бы память, а девелоперы готовятся осваивать земельные участки.
Деревня на реке Каменке впервые упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года, однако датой основания нынешнего поселения традиционно считается 1865 год, когда на этих землях, взятых в аренду у графов Шуваловых, образуется колония немцев-переселенцев. Население деревни было практически полностью германским, в Каменке активно развивались ремесленные производства, животноводство и земледелие.
В 1871 году колонисты построили в деревне собственный молитвенный дом, а в 1904 году была возведена кирпично-деревянная кирха, руины которой сохранились по сей день. Неподалеку от немецкой колонии находились летние лагеря кавалергардского полка. Национальный состав деревни оставался преимущественно германским до 1930-х годов, когда жители Каменки были подвергнуты репрессиям. Последние потомки основателей колонии были высланы в Сибирь в 1942 году.
В настоящий момент в деревне живут люди, у многих на домах стоят спутниковые тарелки «Триколор ТВ». В середине селения находится элитный особняк, огороженный высоким беспросветным забором. В Каменке два капитальных сооружения и одна доминанта — водонапорная башня при въезде.
Согласно генеральному плану Петербурга, территория между рекой Каменкой, Парашютной улицей, автозаводами и Западным скоростным диаметром предназначена для многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки (зона ЖМР). Поселок Каменка ожидает типичная для предместий судьба.
По словам заместителя главы администрации Приморского района Германа Згибая, сейчас в поселке Большая Каменка (такое у него официальное название) находятся 55 жилых домов, в них живет 266 человек, большинство домов относятся к федеральной собственности и находятся в неудовлетворительном состоянии в силу многолетнего отсутствия ремонта. Техническое обслуживание осуществляет сельскохозяйственный производственный кооператив «Пригородный».
В настоящее время ведется процедура признания построек аварийными и непригодными для проживания, для этого дома переводят из федеральной собственности в городскую, сообщил «Карповке» господин Згибай.
Как отметил в беседе с корреспондентом нашего издания заместитель председателя топонимической комиссии Андрей Зонин, ситуация, когда в процессе расширения города исчезают исторические поселения, возникала уже много раз.
«Такие деревни, конечно, жалко, но такова жизнь. Их поглощение — это естественный процесс. Мы стараемся сохранять память о таких местах в топонимах, использовать в них как можно меньше имен и как можно сильнее привязывать названия к краеведению, истории места», — отметил господин Зонин.
По его словам, ситуация с топонимами в Каменке, скорее всего, станет предметом дискуссии среди членов топонимической комиссии. Так, например, существует улица, именуемая дорогой в Каменку (единственное шоссе в поселок), и стоит ли сохранять это название, пока не решено. «Названия должны отвечать требованиям навигации, не должны вводить горожан в заблуждение. С другой стороны, в них стоит сохранять память об истории места», — рассуждает топонимист.
Стоит отметить, что запрос об изменении или присвоении новых названий улицам Каменки еще не поступал в комиссию. В настоящий момент, помимо упомянутой дороги, существует исторический район Каменка, а также Нижне-Каменская улица.
«Если есть возможность не застраивать такие поселения целиком, сохранить какой-то кусочек, то это стоит сделать», — полагает известный петербургский историк и краевед Лев Лурье. По его словам, с начала XVIII века вся история Петербурга была историей поглощения городом все новых и новых исторических поселений. «Ничего не осталось от Купчина, Колтовских, Удельной, Лесного. Почти ничего не осталось от Сосновки. Я еще помню совсем другие Старую и Новую Деревни, Охту с молочницами. Но нужно смотреть, что сохранять. Не думаю, что заросшее осокой поле лучше пятиэтажек Будапештской», — полагает господин Лурье.
Для архитекторов вопрос, стоит ли сохранять полностью или частично традицию застройки пространств, ранее не принадлежавших к городу, остается открытым. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» руководитель студии «Земцов, Кондиайн и партнеры» Юрий Земцов, решение этого вопроса зависит от культуры девелопера. Пока застройщики традиционно предпочитают возводить обычные спальные кварталы. «Конечно, лучше бы такие районы отличались от обычных городских кварталов, однако в существующих экономических условиях сохранить при застройке идентичность каждой деревни сложно», — считает зодчий.
Сами девелоперы считают застройку бывших деревень, примыкающих к городу, одним из наиболее перспективных направлений деятельности. Как сообщили «Карповке» в холдинге «Эталон», планомерное развитие пустующих территорий, прилегающих к уже застроенным районам города, является логичным подходом к градостроительству.
«Освоение больших незастроенных пространств без сомнения интересно для компании „ЛенспецСМУ“. Реализация проектов комплексной застройки „город в городе“ дает большие возможности для эргономичной планировки территории. Учитываются такие нужды будущих жителей, как объекты социальной инфраструктуры, парковки, рекреационные зоны», — отмечают в холдинге Вячеслава Заренкова.
При этом застройщики отмечают, что для наиболее комплексного развития таких районов девелоперам не помешала бы помощь чиновников: «Без сомнения, если бы государство оказывало поддержку застройщикам в освоении территории, например, строительством новых дорог и вводом новых поликлиник, это бы способствовало более активному развитию района».
Что же касается «частного сектора», который оказывается в зоне застройки, то его строители предпочитают не сохранять: «В случае если территория занята частными домовладениями, то обязательным условием начала строительства является полюбовное решение вопроса с местными жителями, которым предлагается либо достойная денежная компенсация, либо жилье в строящемся комплексе».
По мнению директора по развитию «Л1» Надежды Калашниковой, район Каменки (он включает не только сам поселок, но и обширные земли вокруг площадью 150 гектаров) — это жилищный резерв, предусмотренный еще в генплане 1987 года. Однако он представляет интерес только для крупных инвесторов, поскольку там большие проблемы с инженерными коммуникациями и инфраструктурой.
Что касается самого поселка Каменка, то наиболее предпочтительный вариант — полный снос населенного пункта. «Девелопер — он на то и девелопер, чтобы заботиться о комплексном развитии территории. Сейчас в Девяткино, например, можно наблюдать именно такую картину: многоэтажки соседствуют с деревянными домами. Другое дело, что город или, в случае с Девяткино, область тоже должны осознать свое девелоперство. Они в первую очередь должны заботиться о комплексном развитии территорий. То есть в идеале это должна быть большая совместная работа застройщика и местной власти», — пояснила «Карповке» госпожа Калашникова. С другой стороны, в Петербурге спрос по-прежнему опережает предложение, поэтому желающие найдутся на любой вариант.
Сейчас жилая застройка постепенно приближается к Каменке: между Глухарской улицей, на которой стоят многоэтажки, и поселком меньше двух километров. В районе пересечения Шуваловского и Комендантского проспектов возведен жилой комплекс «Юбилейный квартал» (ЛенспецСМУ), столичное СУ-155 ведет строительство квартала вдоль Парашютной улицы. Высотки уже отчетливо видны из Каменки.
Фото Дмитрия Ратникова
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Доходный дом на углу Вазаского и Лисичанской капитально отремонтируют
На карту Невского района официально вернулся ойконим Малая Рыбацкая
Улицу между Октябрьской и Дальневосточным назвали Ультрамариновой
На 12-й линии Васильевского линии сдали жилой дом и гостиницу
Заброшенную «сталинку» на Красной в Старо-Панове надстроили вторым этажом
Комментарии
Лиговский путепровод
Если Большую Каменку застроить, а потом создать там МО «Большая Каменка», то можно оставить название дороги в БК. Вообще пусть лучше там строят жк, чем в центре всякие монбланы.
oksana
serg
Да, плодовые деревья иногда остаются, но они вырождаются — яблоки становятся мелкими и невкусными. Даже за деревьями ухаживать надо, как минимум регулярно омолаживать обрезкой и прореживать слишком загущенные ветки и хотя бы не вытаптывать землю под ними. Те бывшие хозяйские яблони, попадавшиеся мне в новостройках и на полностью заброшенных участках, превратились почти в дичок, только белый налив держится подольше.
Осс
Появился повод вспомнить появление Купчина:))) и снова его просклонять:)
Яйко
Очень интересная тема, спасибо за материал. Еще одна деревня, которая тоже постепенно выжимается всякими Отделстроями и Сетл Сити, — Кудрово. А вот Мурино, похоже, такая судьба пока не грозит.
serg
угадай откуда яблони? Правильно — они остались от садов жителей деревни, на месте которой были построены ваши новостройки. Никто тут яблони не сажал при новостройках. Ещё встречались груши, черемуха, вишня/черешня и т.п.
А по теме : это не единственная Каменка в спб и окрестностях, хотя возможно и самая древняя. У поворота на аэропорт Пулково тоже была Каменка когда то...
Молчун
Не вижу на фотографиях ничего достойного сохранения. Сплошная нищета и архитектурное убожество.
Я провёл первые 20 лет жизни в новостройках среди яблоневых садов. Они даже никакого ухода не требовали — просто росли и всё. Некоторые и до сих пор растут.
Rain
лучше бы исчезали дома-муравейники
oksana
Бытовые условия существования в российской деревне даже рядом с Петербургом всё еще весьма тяжелы. Но нагромождение сплошных высоток невдалеке от Каменки тоже ужасает.
Особенно жаль взлелеянные трудом многих поколений наши северные деревенские садики: яблони, смородину, крыжовник, сливу и прочее, что тоже будет уничтожено.
Когда-то у меня была интенсивная «мечта идиота»: на пустырьках возле загородных новостроек высаживать излишки саженцев из частного сектора, чтобы новостройки утопали во фруктово-ягодных садах, за которыми бы ухаживали сами жильцы. Ведь полно всего «лишнего» выбрасывается и уничтожается в питерских деревнях, вплоть до клубней роскошных цветов и лишних ростков сортовой малины. Но это не для нашего менталитета — жить в многоэтажке среди фруктового сада.
Виктор М
Сейчас кладбище представляет собой небольшой лес у воинского кладбища:
Vladimir
Да, исчезает ещё один островок моей юности. Как часто я ходил-бродил по этим уже частично застроеным полям. Однажды даже в яму там угодил — не скажу, в какую (кто там жил или бродил в то же время — поймёт). Жаль, конечно. Ну а автору спасибо за статью. Наконец-то главный редактор выбрался в Каменку :)
Главный редактор
Виктор М
Поправил. А где это кладбище? На Викимапии его не нашел, поэтому и не снял.
Виктор М
Водонапорка на вид советская послевоенная типовая. Такая же в совхозе «Пригородный» неподалеку.
Остатки немецкого кладбища здесь есть, несколько дорев. надгробий.