Реконструкторы Летнего сада: «Грязью нас полили изрядно»
10/12/2011 16:37
Еще немного, и масштабная реконструкция Летнего сада завершится — контракт стоимостью 2,3 млрд рублей истекает 31 декабря. Хотя сохранилась и планировка, и большинство деревьев, один из главных символов Петербурга изменился до неузнаваемости. Критики говорят: не надо быть специалистом, чтобы осознать пагубность проведенных работ.
«Мне все равно, что разместит ваша газета. На самом деле, будь моя воля, я бы вообще вас сюда не пускал. Достали потому что», — напутствовал сегодня корреспондентов «Карповки» начальник отдела технадзора за реконструкцией в садах Русского музея Сергей Ренни, проводя экскурсию по Летнему саду. И продолжил: «Вы знаете, сколько грязи за три года вылилось? А вылито грязи-то порядочно. Что чуть ли не мы все угробили. Это тоже занесите в статью!»
Масштаб труда, вложенного реставраторами в Летний сад, поразит кого угодно. Но, несмотря на заверения музейщиков о 95%-й готовности, видно, как много еще нужно сделать. Главные ворота — в лесах. На них сейчас устанавливают позолоченные элементы. К монтажу боковых ворот Невской ограды еще даже не приступили: их не привезли, они еще в ремонте. Саму ограду еще не успели покрасить в черный цвет. Скульптуры уже стоят в ящиках вдоль аллеи, но знаменитая порфировая ваза после реставрации еще не привезена.
В хозяйственном корпусе еще полным ходом идут отделочные работы. Только готовится к установке деревянное декоративное ограждение Карпиева пруда. Привезены и расставлены далеко не все беседки. Еще не демонтированы старые столбы, на которых были установлены видеокамеры. И наконец, Летний сад еще не приняла финальная комиссия комитета по охране памятников. Скорее всего, она приедет уже после Нового года, предполагает господин Ренни.
«С КГИОП какие-то детали до последнего уточняются. Вот сейчас комитет принял решение часть посадок перенести», — рассказал наш собеседник. Туф, которым уже успели украсить сопла почти всех новодельных фонтанов, неожиданно оказался не того цвета и не той фактуры. Теперь генподрядчик — ООО «Профиль» спешно меняет его — причем, со слов музейщика, за свой счет. «Это была первая поставка, немножко неудачная. КГИОП забраковал», — сказал Сергей Ренни. Каждую неделю приходят представители комитета, находят «неясные позиции» и выпускают «авторские листы, уточняющие проектное решение».
Такое внимание чиновников к проекту можно объяснить, если вспомнить, сколько всего нового в саду создается. Или «воссоздается», если следовать терминологии реставраторов из Русского музея, говорящих о восстановлении построек, исчезнувших сотни лет назад порой вместе с чертежами. «Воссоздано», как можно понять, в основном там, где до реконструкции были газоны. Теперь газоны стали боскетами — обнесенными живыми изгородями небольшими площадями. На многих из них что-то построено, большей частью декоративное.
Вот боскет «Птичий двор» с «воссозданным» на нем павильоном «Голубятня». Постройка будет использоваться не так, как названа. «Здесь мы планируем сделать музей археологии Летнего сада, где будут представлены находки за различные годы исследования», — говорит наш провожатый.
А вот выкопан громадный пруд, называемый Менажерийным, с островком посередине, на островке — декоративная беседка. «Воссоздано по аналогам и конструктивным элементам. Геометрия, площадь — все совпадает», — заверил в тщательности реконструкции музейщик. По периметру — стилизованные домики для птиц, «которые тоже можно рассмотреть на плане». Кто будет в них жить? «Я думаю, если утки тут и чайки будут, то захотят — пускай размещаются», — объяснил господин Ренни.
Над некоторыми дорожками построены деревянные галереи. «Воссоздано» несколько фонтанов, один из них, «Нереида», — со скульптурой. Все эти фонтаны, в противоположность историческим, снабжаются водой с помощью насосов. Старые конструкции фонтанов оставлены под землей, и там, где «воссоздания» не было, об их существовании ничто не говорит.
Очень спорно «воссоздан» гаванец — причал у Летнего дворца Петра I. Перед дворцом вырыт внушительных размеров котлован, вымощенный тротуарной плиткой. По бокам его обнажились клинкерная кладка (остатки мостовой) и причальная стенка петровского времени, состоящая из блоков известняка. Стенка и мостовая достроены реставраторами из современных кирпичей и блоков. Хотя известняковые плиты и взяты из тех же месторождений, как видно на фотографиях «Карповки», они резко контрастируют с потрепанными временем собратьями.
Подход музейщиков в том, что так и должно быть. «Четко видно старое, историческое, а остальное — как бы докомпановка объекта из нового материала. Нам нужно воссоздать объект, архитектурный объем — и вот мы его воссоздаем. Конечно, в новом материале», — сказал Сергей Ренни. «Лет через двести, может быть, это все нивелируется», — добавил он в шутку. В гаванце не будет воды — там будут комплектоваться группы для входа во дворец.
По словам нашего экскурсовода, из-за строительства гаванца к дворцу пришлось пристроить новое крыльцо. До последнего момента гадали, какое оно было — каменное или деревянное — и построили все-таки каменное.
Единственная музеефикация ведется в боскете «Зеленый кабинет», где строят павильон над фонтаном «Лакоста». Там сохранят в большой круглой яме под стеклянным полом водоводы и груды кирпичной кладки. Фонтан «Фаворитка», располагавшийся рядом, ни «воссоздавать», ни музеефицировать не стали.
От самых смелых задумок пришлось избавиться. Не построен зеленый лабиринт — вместо него будет просто роща. Уже в ходе реконструкции решили не строить буленгрин — сухой пониженный участок земли, который должен был имитировать проходивший когда-то через сад поперечный канал. Причина — археологи откопали остатки мостов канала в стороне от современной планировке, и аллеи сада пришлось бы сдвигать, чтобы построить все на историческом месте.
«Французский партер», где давно стоит бронзовый Крылов, не будет превращен в Дельфиний каскад. Реставраторы не смогли в точности выяснить, как он выглядел. Поэтому памятник Крылову просто окружили стилизованными беседками.
Изменилась растительность Летнего сада. Как рассказала «Карповке» ландшафтный архитектор сада Ольга Черданцева, высажены 12 тысяч шпалерных лип, которые со временем образуют живые изгороди вдоль дорожек. Так что не понадобится табличек «По газонам не ходить». «Мы обеспечим им максимально хороший уход и будем надеяться, что они приживутся. Но общий вид мы увидим года через три», — сказала наша собеседница.
Разбит «Красный сад», где на грядках будут растить картошку, чеснок и целебные травы. «Это центр города, здесь ситуация сложная — вокруг мощнейшие автомобильные магистрали, выхлоп идет. Я к чему: есть эти вещи я б не рекомендовала никому, но декоративно овощи будут выглядеть хорошо», — рассказала госпожа Черданцева.
Открыть Летний сад планируют к Дню города, который празднуется в Петербурге 27 мая. Судя по всему, нехватки гостей музейщики опасаются меньше всего. «Кое-где придется дозировать доступ посетителей к боскетам в целях безопасности, чтобы не переполнять их», — сказал Сергей Ренни.
«Вообще смешно обсуждать проект того, что сделано в Летнем саду. Потому что исходная задача была очень простая — как можно сильнее увеличить объем расходуемых средств, чтобы увеличить откат, вот и все», — изложил свой взгляд последовательный критик реконструкции журналист Михаил Золотоносов. Он давно следит за ситуацией с реконструкцией и посвятил ей множество публикаций.
Погублен Летний сад в том историческом виде, который до нас дошел, считает наш собеседник. По его мнению, музейщики «изготовили фантазийный сад по недоброкачественному с точки зрения концепции проекту — собрали все, что в разное время было». «Они создали такой „Диснейленд“. Они взяли старика и загримировали его под молодого. Это все равно, что афинский акрополь ЛенспецСМУ начнет достраивать», — сыронизировал господин Золотоносов.
Он уверен, что «воссозданные» фонтаны — это «продукт современного городского благоустройства», а гаванец — «бред сумасшедшего», поскольку неизбежно будет заполняться снегом и водой. Он отметил, что автор проекта архитектор ООО «Рес арт проект» Николай Иванов мало кому известен, а на рабочем проекте даже не стала ставить свою подпись экс-председатель КГИОПа Вера Дементьева. «Там подпись женщины более низкого ранга, она и сейчас работает», — сказал Михаил Золотоносов.
Как бы то ни было, но прежнего Летнего сада мы уже не увидим никогда — только на фотографиях. А понравится ли созданный музейщиками образ, покажет время. Быть может, «грязь выливали» зря.
Фото Дениса Панова
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Началась разборка дачи Мюзера на Театральной улице в Зеленогорске
Смольный и МВД думают, где ранее стояла решетка с улицы Кораблестроителей
Между улицей Химиков и рекой Охтой разбили сквер
Выдано разрешение на воссоздание дома на углу Корпусной и Пионерской улиц
Во дворе на Каменноостровском ради нового фонтана перенесли бетонного слона
Комментарии
Randyy
пока угнетают шпалеры.
Чау-чау
Непривычно? Да. Hо непривычно ещё не есть плохо. По мне так, фонтаны только оживили сад. Если бы ещё и гроты-лабиринты восстановили, вообще сказка была бы.
вЪсовщикъ
Куда делась та красота... легкость... простор
------------------------------------------------
поразительно, как люди вкладывают в одни и те же понятия разный смысл
я вот никак не могу вспомнить в старом заросшем саде легкость и простор...
скорее мрачность и болотистость
Randyy
человек ко всему привыкает, привыкнем и к этому.
Зоя
Когда я после ремонта пришла в Летний сад, мне захотелось плакать. Куда делась та красота... легкость... простор. Везде шпалеры... шпалеры... шпалеры. Сад стал неуютным и чужим. там теперь просто нечего делать. Это теперь просто безвкусный туристический объект в псевдоисторическом стиле, а не место отдыха горожан. Жалко, безумно жалко, что мои дети не увидят Летний сад в котором гуляли целые поколения Ленинградцев. Который так любила моя покойная прабабушка, блокадница, и который еще помню я.
Мулатка
Летний сад убит руками коренцвитов и прочих прозекторов.Убит и цинично застроен новоделами. И это ясно как дважды два любому питерскому коренному жителю с мозгом. И только приезжая тургопота цокает — как красиво!Пялясь на новодельные , высосанные из пальца постройки и расхаживая между козьими загонами.А эти статуи? Эти мертвые истуканы вместо трепетного мрамора? Да на кошмарные истраченные деньги и надо было заказать мраморные копии, а не что друге вытворять.Бездари...
Алексей Грачев
Простите это «...Печатается как театральный и литературный критик с 1979 года...» о Михаиле Золотоносове упомянутом в статье?
Sadovod
Новодел в сердце города- вопиющая безвкусица. Видимо , лавры Петергофа с его новодельными увеселениями не дают покоя. И доходы! А Флорентийская хартия авторам неведома...Вот цитата оттуда, показывающая, что все -что можно — нарушено.
Реставрация и реституция
§15. Каждая реставрация, а тем более реституция исторического парка может быть осуществлена Лишь после осуществления анализа, опирающего-ся на археологические исследования и сбор всевозможной документации, ка-сающейся данного парка, либо парков с аналогичными характеристиками, с целью гарантии предполагаемых перемен подтверждениями научного харак- тера. Прежде чем преступить к производству работ , эти исследования долж- ны заканчиваться выводами, которые необходимо представить на обсужде-ние и утвердить коллегиально.
§16. Вмешательство реставратора должно учитывать эволюцию дан-ного парка. В основе не следует выделять одну эпоху ценой другой, разве что постепенное уничтожение части парка предполагается в виде исключения путем реституции , подтвержденной существующими остатками либо доку-ментациией Может так же быть предметом возможной реституции часть пар-ка, расположенная ближе к памятникам архитектуры, для очевидности их единства.
§17. Если исторический парк полностью исчез, либо известны только вероятные элементы этапов его существования, нельзя предпринимать рес-титуцию, употреблять понятие исторического парка. Произведение возника-ющее, инспирированное(вдохновленное, внушенное, навеянное)старинными формами на месте ранее существовавшего парка, либо на месте где никогда не было ни одного парка соответствует понятию «воспоминание» либо «про-изведение» исключительно того периода, когда оно создавалось.
Vladimir
Помимо всего, о чём тут уже много было сказано, хочу поблагодарить автора за статью. Статья получилась очень информативная, полная и хорошо проиллюстрирована.
Алексей
Очень хорошо все делают. Молодцы. Спасибо всем кто работает и делает Летний Сад красивым.
Roman_P
Ну разумеется, аргументы могут быть только двух видов: либо всецело «за», либо категорически «против». Ваше право так считать, но бросаться абсурдными обвинениями во лжи всё-таки не стоит.
К слову, недавний (относительно) пример сноса чего-то уродующего — верхние этажи биржи на Васильевском.
Стас
Рассуждение ребёнка которого поймали на лжи.
«Ну не понравиться,ну снесут...» Кому? кто? (и кто спросит и кого послушают?!) если учёные мужи уже высказались по поводу «реконструкции» ,и кто их слышал?Вы где видели подобное в нашем городе чтобы «снесли» что либо уродующее.И ,как, простите, отнестись к тем миллионам которые там зарыли?
Мне не хочется более дискуссировать с Вами.Это не аргументы-"воссоздание может быть спорным","не всё можно принять","не понравиться,ну снесут..." Спасибо и извините!
Стас
Вашими бы устами мёд пить! Сами-то верите в то что пишите?! «ну не понравиться,ну снесут»?! Вы где видели чтобы уродующие город постройки сносили? Можете примеры привести? Рассуждаете как ребёнок которого поймали на лжи...
Мне более не хочется Вам отвечать.Спасибо!!!
Roman_P
Моя логика такова.
Во-первых, если под «прежним садом» понимать некое статичное состояние, сохранявшееся неизменным в течение 200 лет, то да, его не было. Сад изменялся, эволюционировал и не всегда в лучшую сторону. Поэтому, когда говорят «прежнего сада нет», всегда важно уточнить, какого именно. Потому что пушкинского, скажем, Летнего сада «не стало» значительно раньше начала нынешней реконструкции.
Во-вторых, мне не нравится само это художественное преувеличение «сада НЕТ». Это, скажем, ДК им. Первой пятилетки нет. А сад есть — он просто изменился. И поскольку основные изменения заключались не в уничтожении существующих элементов, формирующих его облик, а в привнесении новых, ничего страшного не произошло. Ну снесут их опять, если не понравятся, что за беда.
Стас
М-да! Всё таки я не вижу логики в Ваших рассуждениях. ..."может быть спорным,не всё можно принять..."?! (и далее,"давайте посмотрим и т.п.?!)
Прежнего сада НЕТ! И это другой вопрос что Вы и не считали что он был!
Roman_P
Его не возвращают в младенческое состояние, это невозможно в принципе. Восстанавливают лишь некоторые из тех элементов, которые там были раньше (при этом отнюдь не уничтожая то, что появилось позже). Такой подход не противоречит логике развития сада. Согласен, что в отношении каких-то конкретных объектов воссоздание может быть спорным. И наверняка не всё из того, что там делается, можно будет принять. Но это не повод кричать: «Караул! Сад уничтожен!!».
Стас
Понятно что Летний Сад возвращают в младенческое состояние.То каким он был не 300 лет,а лишь своих 50!!! И кому это нужно?!
Мухомор
сделали Диво остров в историческом центре. Не хватает только аттракционов и летнего кафе. Последние, уверен на 200% всё-таки будет.
Уж лучше бы просто денег разворовали, чем так изгадить один из символов города.
Roman_P
Я сравнивал сад времён Пушкина не с тем проектом, который реализуется сейчас, а с тем садом, который застала Ахматова. В пушкинском Летнем саду не было памятника Крылову и порфировой вазы, другой была невская ограда, но оставались ещё шпалеры. Деревья были другими — существенно ниже. И т.п.
Стас
Пожалуйста,конкретно по саду,потрудитесь описать что было в пушкинском Летнем из того что городят сейчас!!!!
Об ограде,Анна Андреевна написала то что видела.Хотя я как раз не против восстановления Центральных ворот и возвращения Малых на аллеи.
Roman_P
Пушкин и Ахматова воспевали разные сады. Сад времён Пушкина очень существенно отличался от сада времён Ахматовой. Уже поэтому аргумент не работает.
«Лучшую в мире из оград», к слову, восстанавливают в изначальном именно сейчас. Во времена автора цитаты облик ограды был грубо искажён.
Стас
Ну да,то же,да не то...!! Мы разговариваем с Вами на разных языках.Извините! «Кто-то любит арбуз,а кто-то,тётенька,свиной хрящик!»
весовщик
они так вроде и делают.
боскеты, пруды, консервация археологии , туф
Стас
«Страшно запущен и полуразрушен...» Таким голубушка его воспел Пушкин и Ахматова!!!И Академик Лихачёв
А то что сейчас там будет, просто атракцион «Летний сад».Никакого отношения ни к истории,ни к Петербургу!
Да,Императрица «запустила» сад поставив там «лучшую в мире из оград»...
Стас
А кто мешал его привести в нормальный вид без новоделов и внеисторического состояния ?! Просто.Свежие деревья и газоны...
Елена
Вообще, может быть получиться хорошо. До этого сад в «историческом» виде был страшно запущен и полуразрушен, это очевидно. А в Греции исторические руины, да и и в Риме, между прочим, достраивают до определенного предела (посмотирте хоть на Колизей со стороны Триумфальной арки). И это по-прежнему самые посещаемые места в мире. Что за глупая российская привычка все всегда дома «говном облить»?
весовщик
так вот в том то и дело, что нынешний ( и 1916 г тоже) вид Летнего настолько дик, что не может быть причислен ни к французскому регулярному, ни к английскому пейзажному. это просто чахлый болотный лесопарк из больных деревьев, в котором мы собираем грибы-ягоды в августе где-нить под Колтушами
внук блокадников
Андрей
Карповке спасибо за подробную статью с фото!
Андрей
Предлагаю где нибудь в новостройках разбить сад, в котором реализовать всё уничтоженное наводнением в Летнем.
Стас
Поставлю под сомнение работу Курбатова «Сады и парки».
Давайте просто подумаем,как могла Екатерина Великая,век которой называют Золотым,позволить в центре столицы иметь «запущенный» сад?!
Императрица не любила барокко.Фонтаны,боскеты,шутихи,стриженные кусты......Сменилась мода и вкусы.Английский стиль садов вошёл в моду.Именно поэтому сад и не восстановили в прежнем виде!
А весь сыр-бор по вопросу «реставрации» сада идёт на уровне ярых сторонников и поклонников историзма и любителей вкусовщинки стиля «А ля Валентина Матвиенко» с её разухабистым фонтаном-монстром на Большой Неве
А что касаемо литературы по садам и паркам,нужно вспомнить Д.С.Лихачёва и его труды!!!
Андрей
Жаль , конечно, что не все фонтаны удалось восстановить, жаль, что отказались от грота, лабиринта — всё это неплохо оживило бы это место. Но и за сделанное — СПАСИБО!
весовщик
до сих пр непревзойденной монографией по садово-парковому искусству является книга 1916 г. В.Я.Курбатова «Сады и парки» (недавно переиздана).
Там он так описывает уже тогда плачевное состояние сада:
«При Екатерине II начался упадок сада, стриженые ограды боскетов заросли, небольшие пруды были засыпаны, а липы разрослись так, что нечего и думать о разбивке прежних цветников.
От екатерининского царствования сохранилась отличная набережная Фонтанки и чудесные мосты — Прачечный и на Лебяжьем канале.
В начале XIX в. остатки грота были перестроены в Кофейный домик, для которого сначала был сделан проект Томоном, но строил его Росси. В то же время, вероятно, была устроена терраса на берегу Лебяжьего канала, построен деревянный павильон для буфета и устроена решетка со стороны Мойки. (Отличная волюта у Пантелеймонского моста сделана по рисунку Росси). В самое последнее время грубо реставрировали статуи и построили в саду несколько некрасивых киосков.
Понятно, что в нынешнем состоянии Летний сад не только далек от замысла Петра и Леблона, но мало отвечает представлению о дворцовом и столичном саде.
Было бы весьма желательно и необходимо восстановить замысел Петра и Леблона, т. е. соединить в одно целое Летний сад, Марсово поле, площадь Коннетабля и Михайловский сад.
Конечно, необходимо позаботиться и об их внешнем виде, создать заново цветники, где возможно, убрать некрасивые киоски Летнего сада (для продажи цветов и лактобациллина), скверные деревянные заборы у Михайловского замка и сада, покрыть Марсово поле цветниками и низкими боскетами и т. д., не мешало бы вспомнить описание Берхгольца и восстановить хотя бы тот пруд и остров, где любил проводить время Петр Великий».
понятно, что соввласти было еще меньше дела до «дворцового и столичного сада».
думается , что нужно привествовать ЛЮБОЕ приближение вида места к первоначальному, а не зацикливаться на «откатах — распилах».
Хаврошечка
Господи, Михаил Золотоносов на связи, САМ (если , конечно, сам) )))).
А мы не ежи, мы Хаврошечки. Прыткие, маленькие. И если говорить «о низах» , можем отгрызть снизу до самой трахеи- поняли, что)))) Михаил, ну правда, иногда парадоксальность Ваших высказываний уж очень зашкаливает. Хотя, наверное, Вам и «плотят» за остренький язычок. Но ведь совесть и собственное объективное мнение человека никто не отменял?!))) Летний сад и фигуры стояли эдакими заброшками- было видно невооруженным глазом даже неспециалисту. Что же всё поносить поносом?))) Откроют- посмотрим, «что, ё-моё, натворили» ©. Если что — тоже отгрызем и заставим переделать))).Не обижайтесь, пожалуйста. Ничего личного- безграничная любовь к сиятельному Питеру, не любовь, мания даже))).
Антон, пока не закопали — закапывают))))
Антон
а меня скорее интересует куда были потрачены 2,3 млрд рублей... сметы есть? или закопали где-то посреди аллей?
Михаил Золотоносов
Слон сел на ежа, но не укололся, а сказал: «За что я любил покойника? За острую критику снизу».
Редактор
Когда ты видишь такие вопли-восклицания, реагировать на них не хочется. За ошибку спасибо, учли.
nik
Господи,
прежде чем писать о реставрации летнего сада, научите журналиста писать слово БОСКЕТ (от французского bosquet). Журналист не понимает, о чем он пишет!!!!
Когда ты видишь БАСКЕТ, все, дальше можно не читать.
Кстати, по поводу «зада Золотоносова» — его бесполезно поднимать. Зад Золотоносова мало что понимает в архитектуре — как и его (Золотоносова) голова. Лучше пусть сидит на жопе ровно.
Хаврошечка
Этот ваш Золотоносов поднял бы зад и пришел в Летний Сад реконструировать по своему разумению. Везде нос свой сует, а дела нет. Языком мотать и я могу... Меня тоже пугает гаванец- начнется собирание жидкости там ведь...Ну, и будем надеяться, что все работы будут выполнены в срок без ущерба качеству...