Новости  |  Снос-2023  |  Исследования  |  #архрейтинг  |  Ратная палата (YouTube)
 

 Новости строительства Санкт-Петербурга

Представлена третья концепция колокольни Смольного собора 

19/09/2024 8:55

Сад на Неве, Смольная набережная

В Доме архитектора состоялась презентация нового проекта возможного строительства колокольни Смольного собора. Архитектор Михаил Мамошин показал, как будет выглядеть доминанта на Смольной набережной, где сперва хотели построить Музей блокады.

Проект колокольни разработал автор комплекса Смольного монастыря Бартоломео Франческо Растрелли. Здание высотой 170 метров планировалось разместить перед главным фасадом собора — между входными корпусами монастырского каре. Колокольня была построена до уровня второго яруса. Завершить замысел не удалось: помешали Прусская война, а впоследствии смерть императрицы Елизаветы Петровны. Первое время двухэтажный недострой использовался под спальный корпус, позднее его разобрали.

В российское время несколько раз поднимался вопрос о строительстве колокольни по растреллиевскому проекту. С 2020 года идеей занимается Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. За это время провели научную работу и обнаружили документы, к которым ранее не было доступа. Непосредственно разработкой концепции занят Михаил Мамошин, гендиректор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина».

Строительство колокольни на историческом пятне маловероятно. Для этого придется разобрать часть корпусов авторства Василия Стасова, датирующихся 1820–1830-ми годами. Кроме того, извлечение около 10 тыс. деревянных свай, забитых под колокольню, может привести к деформациям собора. Рассматриваются альтернативные варианты, например возможность строительства в сквере на площади Растрелли.

Теперь Михаил Мамошин представил третий вариант размещения колокольни — на месте сада на Смольной набережной, где сперва хотели построить Музей блокады, а затем — Верховный суд, но оба проекта не дошли до реализации. Новой концепцией предполагается строительство отдельно стоящей колокольни, которая станет уже самостоятельной доминантой, обозначив излучину Невы. Юридически — это самый простой вариант, его поддерживают в КГА и КГИОПе, отметил архитектор.

По словам Михаила Мамошина, связь со Смольным монастырем в этом случае будет уже «ментальной», но с размещением колокольни в этом месте получится создать на берегу Невы цепочку из православных доминант, которую можно соединить прямой линией. В нее войдут собственно колокольня, церковь Бориса и Глеба, к воссозданию которой уже приступил фонд, и Александро-Невская лавра. Из плюсов этого варианта размещения господин Мамошин также отметил, что совершенно нетронутой останется эспланада с видом на Смольный собор.

Член попечительского совета фонда Анна Хмелева согласилась, что первый вариант воссоздания, если бы даже и был возможен, то навредил бы памятнику, а во втором случае будет фронтальное перекрытие собора. Доктор архитектуры, специалист в области охраны культурного наследия Татьяна Славина также поддержала третий вариант размещения колокольни, отметив, что сейчас излучина Невы «не доделана», хотя у нее есть огромный потенциал. А «никакая» Лафонская улица со строительством колокольни в ее створе превратится в полноценную магистраль.

В ходе дискуссии директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников представил итоги социологического исследования отношения жителей Петербурга к возможности строительства колокольни, проведенного в августе 2024 года. По его словам, идею строительство колокольни поддержали 52,15% опрошенных, вариант «скорее поддерживаю» выбрали 33,95% респондентов. Выбор в пользу варианта «скорее не поддерживаю» сделали 7,6%. Категорически против строительства выступили 2,35% опрошенных.

Вариант размещения колокольни на излучине Невы поддержали 61,2% респондентов, выбравших варианты «очень нравится» и «скорее нравится». Однако вариант расположения колокольни на площади Растрелли набирает больший процент поддержки, чем вариант в створе Лафонской улицы, добавил господин Солонников.

Фото Дмитрия Ратникова
Теги: кга, кгиоп, мастерская мамошина, фонд содействия восстановлению объектов культуры, религия




Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях



 Похожие новости 

 На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды

 На Синопской набережной строят временную часовню-ротонду

 На Новодевичьем кладбище воссоздадут Скорбященскую церковь

 Несостоявшийся сквер на бульваре Александра Грина отдадут под храм

 Советскую хозпостройку на Старообрядческой перестраивают под церковь



 Комментарии 


  1. Тигровая

    28/10/2024 в 10:17 | #1 | Ответить | Цитировать

    Ничего себе 170 метров, да что с ними не так, зачем такое вообще?! На какие деньг, народ который пенсии по 14 тысяч получает в Питере, это три четверти пенсий у нас такие, а не вымышленная средняя, удивится мягко говоря. Эти с колоколами уже есть, они замечательные башни. Владимирской 41метр пускают с 10 до 19, ходи любуйся за какие-то 200 рубликов. наладони город весь, со Смольнинского смотреть только на мост и Неву хорошо, фотка только на закат если и с проспектом.

  2. инженер

    21/10/2024 в 17:54 | #2 | Ответить | Цитировать

    Зритель1967 :

    Зачем строить новодел, да ещё в месте с непростой геологией?

    Давайте потратим эти же деньги на реставрацию гибнущего старого фонда!

    Тут даже о новоделе речи нет.

    Чистое новое строительство. Просто форма рендерно-историческая.

    ***

    Деньги всяко не городские будут, так что инвестору виднее, куда их вложить, зачем, и будет ли это приносить прибыль.

    ***

    Кстати, на площадке уже идут археологические раскопки.

  3. Зритель1967

    28/09/2024 в 14:34 | #3 | Ответить | Цитировать

    @Баудолино

    «Они» хотят двух вещей: одни (подрядчики) — попилить деньги на этом подряде, другие (РПЦ) получить на халяву «свечной заводик».

    Растрелли и барокко вторичны если вообще значимы.

    Кстати, не факт, что Растрелли действительно собирался достроить эту колокольню, строить — собирался, а вот достроить...

    Собор он строил с 1748 по 1762 год и ничуть не беспокоился о темпах работ и сроках завершения. С теми темпами строительства что были взяты изначально, колокольни бы хватило на строительную карьеру ещё и внукам Растрелли.

    Вспомним как через 70 лет Монферран строил Исаакий.

  4. Ark7

    28/09/2024 в 14:01 | #4 | Ответить | Цитировать

    Вся надежда, что их энергия уйдёт на строительство новых двух башен в Лахте. Они будут выше уже построенной — 555 и 773 метров. 27 сентября об этом рассказали представители Газпрома.

  5. АТ

    26/09/2024 в 21:20 | #5 | Ответить | Цитировать

    Андрей :

    Этот вариант, несомненно, намного лучше исторического (который, как минимум, испортит сложившиеся панорамы). Но вооще удивляет стремление построить эту колокольню, которой не существовала, которая стоит сумасшедших денег, и которорую, кстати, не достоили из-за войны, которая, как раз, сейчас и идёт. Зато на многие насущные городские проекты нет денег или недостаточно, на фронте так же, как будто бы, всей техники завались... В то же время, есть наиболее важные церковные и исторические памятники, которые можно было бы если не восстановить, то хотя бы почтить их память. Например, воинские храмы, на Обводном канале, св.Мирония (где есть небольшой памятник), в Петергофе, на пл.Аврова, храм Петра и Павла, где ныне просто проезжая часть...

    сомнительное утверждение, что вариант переноса доминантной части ансамбля (а Растрелли задумывал именно ансамбль) в другое, не-авторское место — это лучше чем у самого автора Смольного. Среди нас нет Растрелли, он поддержать или возразить ничего не может, но его оригинальный замысел известен. и мы либо с уважением относимся к нему (автору и его замыслу), либо предлагаем то, что адекватно нашему времени, материалам, градостроительной ситуации, функции и со-временной нам философии. так честнее будет.
  6. Зритель1967

    26/09/2024 в 19:48 | #6 | Ответить | Цитировать

    А давайте в этот раз снова денег не хватит?!

    Зачем строить новодел, да ещё в месте с непростой геологией?

    Давайте потратим эти же деньги на реставрацию гибнущего старого фонда!

  7. инженер

    24/09/2024 в 16:47 | #7 | Ответить | Цитировать

    @Андрей

    Так вроде как никто завтра начинать котлован копать не собирается :)

    Это же так, эскизное предложение.

    И оф. службы должны отозваться и общественность, адекватная и не очень.

  8. Андрей

    24/09/2024 в 16:15 | #8 | Ответить | Цитировать

    Этот вариант, несомненно, намного лучше исторического (который, как минимум, испортит сложившиеся панорамы). Но вооще удивляет стремление построить эту колокольню, которой не существовала, которая стоит сумасшедших денег, и которорую, кстати, не достоили из-за войны, которая, как раз, сейчас и идёт. Зато на многие насущные городские проекты нет денег или недостаточно, на фронте так же, как будто бы, всей техники завались... В то же время, есть наиболее важные церковные и исторические памятники, которые можно было бы если не восстановить, то хотя бы почтить их память. Например, воинские храмы, на Обводном канале, св.Мирония (где есть небольшой памятник), в Петергофе, на пл.Аврова, храм Петра и Павла, где ныне просто проезжая часть...

  9. инженер

    24/09/2024 в 11:57 | #9 | Ответить | Цитировать

    Михаил :

    Идея строительства колокольни больше напоминает маниакальную.

    Пожалуй есть немного.

    Однако вот снесенную колокольню на Московском заменили новоделом.

    И вроде как ничего стало.

    Впрочем, исходные данные там были всё таки иными.

  10. инженер

    24/09/2024 в 11:55 | #10 | Ответить | Цитировать

    x-code :

    горожанин :

    По идее должен был сохраняться единый архитектурный ансамбль, а так-то еë можно построить и рядом с Лахта-центром.

    Так можно лахта-центр и использовать для этой цели, и строить ничего не надо!

    Для какой цели?

    Если кому-то надо помолиться на верхотуре, то в шпиле ЛЦ уже есть для этого все условия :)

  11. Ark7

    23/09/2024 в 11:46 | #11 | Ответить | Цитировать

    Тут чисто практический расчёт. Начались разговоры про колокольню в 2010 году, когда Газпром решил возвести на другом берегу «Охта-центр». Они таким образом хотят поднять высотную отметку. Если воткнут в Смольном, то и мечта об Охта-центре осуществиться. Надо же закончить ансамбль,  гениальных архитекторов! Где 170 метров (вместо 40), там и 403 недалеко.

  12. Михаил

    23/09/2024 в 09:19 | #12 | Ответить | Цитировать

    Идея строительства колокольни больше напоминает маниакальную.

    Желание построить, то от чего отказались и без связи с монастырем. В таком случае для нее есть много удачных мест: Девяткино, Мурино.

  13. Ark7

    22/09/2024 в 00:42 | #13 | Ответить | Цитировать

    А можно узнать, какое здесь высотное ограничение?

  14. Илья

    20/09/2024 в 14:54 | #14 | Ответить | Цитировать

    Очень интересный проект был Музея Блокады на этом месте Студии 44. Колокольню обычно сооружают у церкви, чтобы звонарю ходить недалеко... Зачем здесь колокольня, вообще не ясно... странные люди ее хотят построить честное слово.

  15. Инкери

    20/09/2024 в 12:26 | #15 | Ответить | Цитировать

    А вот метро Горный и в этом году не откроют.

    Почему интересно, и что думает Смольный ?

  16. x-code

    19/09/2024 в 20:29 | #16 | Ответить | Цитировать

    горожанин :

    По идее должен был сохраняться единый архитектурный ансамбль, а так-то еë можно построить и рядом с Лахта-центром.

    Так можно лахта-центр и использовать для этой цели, и строить ничего не надо!

  17. горожанин

    19/09/2024 в 20:21 | #17 | Ответить | Цитировать

    По идее должен был сохраняться единый архитектурный ансамбль, а так-то еë можно построить и рядом с Лахта-центром.

  18. Престидижитатор

    19/09/2024 в 18:58 | #18 | Ответить | Цитировать

    Композиционная связь колокольни с монастырем должна быть сохранена по Растреллл...то есть все таки на эспланаде с юга

    Но за площадью Растрелли, подальше — где нибудь у Кикиных палат.

    Или у пам Дзержиньскому

    (а еще оучше — на месте его !

    «Вот было б здорово, вот в этом был бы толк»)

    Но у нас как всегда выбирают то, что проще...

  19. инженер

    19/09/2024 в 16:28 | #19 | Ответить | Цитировать

    Если что, возвращаясь к историческому месту, деревянные сваи, если они там есть, необязательно доставать. Их выбурит установка для БНС. Но грунт кругом, включая остатки этих свай придется на всякий случай закреплять иньектированием. Технических проблем нет.

  20. инженер

    19/09/2024 в 16:24 | #20 | Ответить | Цитировать

    Эскизы (рендеры) Мамошина не учитывают рампы вобщем-то необходимого Орловского тоннеля.

    Необходимость этой доминанты вызывает сомнения, но для прикола можно и построить.

    Раньше считалось, что высота ее 140 или 144 м, теперь вот 170.

    Интересно про сваи, якобы забитые на историческом месте. Да еще и 10 тыщ. Это очень много! Явно больше, чем было нужно под площадь основания. И я про сваи никогда не слышал. Вроде там в основании огромные гранитные монолиты, кои и откопали археологи.

  21. инженер

    19/09/2024 в 15:26 | #21 | Ответить | Цитировать

    @???

    Крепость покруче Ниеншанца. А уж Орешек с Корелой и Петропавловка-тихо курят в стороне :)

  22. ???

    19/09/2024 в 14:18 | #22 | Ответить | Цитировать

    там же крепость откопали

  23. Баудолино

    19/09/2024 в 10:52 | #23 | Ответить | Цитировать

    Каждый раз читаю новости про колокольню и не могу поверить. Они действительно собираются в конце первой четверти XXI века возвести никогда не существовавшую постройку в стиле барокко? Это не розыгрыш?


Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.

 



 RSS-лента комментариев  Лента комментариев к этой публикации