Засыпанный Введенский канал и утраченные храмы возле Витебского вокзала
28/04/2023 17:59
В новом выпуске краеведческого проекта «Ратная палата» рассказываем о районе Семеновского плаца. В поле зрения попали засыпанный Введенский канал, снесенные Введенская и Мирониевская церкви, разорванная трасса улицы Марата и Клинского проспекта, а также ипподром, существовавший на месте ТЮЗа.
С XVIII века эта местность была связана исключительно с военными. Здесь квартировали сразу три полка — Семеновский, Московский и Егерский. Плац, где проходили построения, занимал внушительную территорию между Загородным проспектом и Обводным каналом на оси Гороховой улицы. Это было поле, окруженное невысокими казармами. Постепенно, уже в XIX веке, площадь плаца уменьшалась, пока в 1880-х здесь не устроили крупнейший в городе ипподром.
«С точки зрения образованного петербуржца это было низкое развлечение. Петербуржец интеллигентный, представитель аристократии, шел в Мариинский театр, а человек попроще выходил из трактира и мог пойти на ипподром, чтобы промотать свои последние копейки, поставив на какую-нибудь лошадку.
Но надо сказать, что определенная эстетика в этих самых бегах была. На ипподроме были деревянные башенки с флажками. Я бы сказал, что здесь были ярмарочные вайбы того времени. Это было похоже на среднестатистическую русскую ярмарку, которую можно было увидеть тогда в Нижнем Новгороде, в маленьких городках.
Ипподром перестал существовать, как это ни странно, достаточно поздно. Даже в 1920–1930-е годы советские граждане, нэпманы, могли ставить на лошадок. Но увы, в ходе Великой Отечественной войны, в ходе бомбежек, артобстрелов Ленинграда ипподром пострадал. Потом его решили не восстанавливать. Через некоторое время здесь появился ТЮЗ — более благородное сооружение, куда можно прийти семьями с детьми посмотреть спектакль».
Юго-западной границей Семеновского плаца служил Введенский канал. Он был прорыт в начале XIX века для соединения Фонтанки с Обводным каналом, по нему было организовано судоходство. Берега связывались тремя мостами — Егерским, Введенским и Александровским. Впрочем, изначальной задаче канал служил недолго, а затем и вовсе стал превращаться в сточную канаву. Вероятно, именно поэтому его решили засыпать. Всё случилось в 1960-х годах. При этом мосты не убирали до последнего, даже когда под ними уже не было воды. Один из таких находился на Загородном проспекте.
«Когда я был примерно во втором-третьем классе, это 1964–1966 годы, мост стоял. Мне кажется, это всегда удивляло и забавляло: мост есть, а канала нет. Канал был засыпан очень неаккуратно: он был похож на свалку мусора, из него торчали кирпичи, арматура. Мост был немножко с изгибом, на нем сохранялась и решетка. Под мостом было небольшое пространство — не до конца засыпали, и мальчишки туда лазили».
И все же живописность Введенского канала была оценена дореволюционными архитекторами. Именно на его берегах были возведены два полковых храма.
На Загородном проспекте в первой половине XIX века построили Введенский собор Семеновского полка. Это была самая крупная в Петербурге работа известного архитектора Константина Тона. Масштаб здания повлиял и на топонимическое окружение. Введенскими были названы не только площадь и сад вокруг здания, но и канал. Хотя до появления храма канал подписывался на картах как Новый или Семеновский. Храм был снесен в 1933 году, а сейчас на его месте площадка во Введенском саду, отмеченная памятным знаком.
Солдаты и офицеры Егерского полка ходили в Мирониевскую церковь, выстроенную у места впадения Введенского канала в Обводный.
«[Архитектор Константин] Тон здесь соорудил интересный храм в стиле русской готики, с красивой большой колокольней. При этом храме был склеп, в котором были похоронены многие герои Первой мировой войны. Увы, после 1917 года храм постепенно приходил в негодность, его закрыли, а в 1930-е годы снесли.
К этому моменту потомков похороненных здесь героев уже практически не оставалось в городе: одни уехали, другие были убиты. В итоге только две или три семьи смогли перезахоронить своих пращуров на Волковском кладбище.
Все остальные даже не были нормально похоронены. Некоторые очевидцы, старожилы Семенцов, вспоминают: здесь еще в 1990-е годы, когда на этом месте была автомойка, разрывали землю под трубы, и валялись человеческие косточки, а собаки их грызли. Вот такое отношение к нашей истории, к героям войны».
Сейчас, когда оба храма утрачены, главным объектом района можно считать Витебский вокзал. Он был построен в 1837 году на железной дороге, которая связала столицу с Царским Селом. Это был первый вокзал России, а потому больше шести десятков лет он носил название Санкт-Петербургский. Затем его переименовали в Царскосельский.
Появление вокзала и перронов с подъездными путями сильно изменило территорию. Была застроена часть Семеновского плаца, оказалась разорвана единая трасса нынешних улицы Марата и Клинского проспекта. А еще снесли деревянную церковь Семеновского полка: она стояла прямо на месте вокзала.
Поскольку Царскосельская железная дорога была императорской, вдоль пассажирских путей находился еще один путь, царский. Он был обособлен. Более того, через различные препятствия вроде рек и дорог царский путь шел по собственным мостам. Это хорошо видно на Обводном канале: четыре пассажирских пути идут по одной переправе, а царский — по другой, более узкой. Между ними — четыре метра безопасности. Та же история повторяется чуть дальше, над Боровой улицей.
Комментарии