Об Октябрьской набережной, Клочках и Малой Рыбацкой рассказал фильм
23/09/2022 14:05
В Петербурге было два Рыбацких проспекта — второй на другом берегу Невы, в Малой Рыбацкой. Оба селения — Рыбацкое и Малая Рыбацкая — были связаны друг с другом. Об истории правобережья рассказал новый выпуск краеведческого проекта «Ратная палата».
Малая Рыбацкая слобода, или просто Малая Рыбацкая, располагалась на правом берегу Невы от улицы Тельмана вверх по течению. Как нетрудно догадаться, населяли ее бывшие жители села Рыбацкого. Помимо Малой Рыбацкой, существовало еще и селение Гнилая Рыбная. Все эти топонимы намекали на прежний род занятий жителей.
Если рассматривать старые карты, можно заметить множество кирпичных заводов на обоих берегах Невы. Это объяснялось удобной логистикой: стройматериал для столицы переправлялся по реке, а сырье брали рядом с заводами. Одно такое предприятие было и в Малой Рыбацкой. В XIX веке заводом владела семья известного кирпичника Беляева. Вдоль Невы для рабочих выстроили деревянные бараки, именовавшиеся в народе беляевскими. Они сохранялись до 1940-х годов севернее Володарского моста, а во время войны были разобраны на дрова.
Следы беляевского кирпичного завода сохранились в районе улицы Новоселов. Рельеф дворовых территорий напоминает о прудах, в которых хранилась вода для формовки кирпича. Именно поэтому жилой дом на Октябрьской набережной, 64, корпус 3, с одной стороны имеет три этажа, а с другой, где находились пруды, — четыре.
Необычный рельеф с неожиданными для ровного правобережья холмами обыгран благоустройством: если присмотреться, здесь можно встретить лестничные спуски и извилистые дорожки. А вот интересный топоним — дорога на Пруды — не сохранился: с 60-х это та самая улица Новоселов.
Жемчужиной Малой Рыбацкой, без сомнения, можно назвать усадьбу Сосновка. Она ведет свою историю с конца XVIII века, но расцвет наступил лишь спустя сотню лет, когда землями завладел полковник Чернов. Он выстроил на берегу Невы особняк, напоминающий западноевропейский охотничий замок и русский терем одновременно. Автором был архитектор фон Гоген. Вокруг него до сих пор сохранился усадебный парк с большим прудом затейливой формы.
«Конечно, Чернов потратился на постройку этого здания. И он решил как-то возместить свои расходы — продать участки под дачи для публики. Часть участков он продал. Но, когда люди увидели вживую эти участки, они возмутились — настолько эти участки были малопригодны для дач. Пришлось деньги возвращать. Тем не менее разметка этих участков, улицы сохранялись довольно долго — наверное, до того момента, когда началось строительство в 1960-е годы».
Севернее Малой Рыбацкой находилось другое селение — Клочки. Его появление было связано с указом Петра I, который выделил земли ямщикам. В основном они поселились на левом берегу, но несколько семей откололись от них и организовали слободу на правом. Ее так и стали назывались Колочки. Позднее топоним превратился в Клочки.
«Здесь, на этих территориях, еще со шведских времен находились кирпичные заводы, которые, по одной из версий современных историков, снабжали кирпичом город Ниен. То есть эти заводы были построены задолго до Петербурга. И из этого же кирпича, по некоторым сведениям, были построены первые здания Александро-Невской лавры, тогда еще монастыря».
Важнейшим объектом Клочков была киновия Александро-Невской лавры. Этому монастырю приневские земли принадлежали с петровских времен. Собственно, основное население Клочков состояло из крестьян, которые обеспечивали жизнедеятельность этого загородного монастыря.
Доминантой киновии служит Свято-Троицкая церковь. Сегодня она имеет облик, который был задуман архитектором Карповым. Но еще недавно это была лишь обветшавшая коробка без куполов и декора — в нее храм превратило советское время. Возрождением исторического вида занимался Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Подробнее об этих масштабных работах рассказывалось в отдельном выпуске.
Позади храмового комплекса располагается Киновиевские кладбище. Оно было создано еще в XVIII веке, а во время Великой Отечественной стало местом братского захоронения. Есть здесь и памятник погибшим защитникам Финляндского моста. Во время войны он был единственной железнодорожной связью между двумя берегами Невы, поскольку другой мост немцы захватили вместе с Невской Дубровкой. Стараниями Правобережного дома детского творчества удалось обнаружить не хватавшее на памятнике имя и составить примерную цифру похороненных.
«Здесь нашли свое упокоение до 5 тыс. человек. Но это примерные данные. Когда в начале 2000-х годов мы с районными властями пытались уточнить количество захороненных на территории Невского района, то пришли к этой цифре. Братские могилы готовились трестом „Похоронное дело“ одних и тех же габаритов, и потому примерное количество захороненных должно быть одинаковым».
Еще одна важная страница истории Клочков — Ультрамариновый завод. Он находился на берегу Невы на землях, арендованных у киновии. Предприятие включало в себя полтора десятка зданий.
«Завод Веге отличался тем, что тут не было никаких забастовок, никаких конфликтов с рабочими. Веге устроил за заводом, рядом со своим особняком, сад, и рабочие очень были довольны своим хозяином. Сад не сохранился. Да и в целом от завода сохранились только одно производственное здание и особняк, последний — в очень плохом состоянии».
Прежний владелец, кажется, совсем не заботился об этом здании. Внутрь можно было наблюдать запущенные интерьеры и рухнувшие перекрытия. Но сейчас обещано провести полноценный реставрационный ремонт, уже выполнены противоаварийные работы.
История Малой Рыбацкой и Клочков тесно связана с промышленностью. Помимо кирпича и красок, тут занимались лесом, бумагой, шерстяными изделиями. Но всё меняется: и теперь на смену заводским цехам приходят жилые дома. И тем ценнее среди них кажутся исторические объекты.
Изображения, прикрепленные к публикации:
Комментарии