О железнодорожной станции в лавре рассказал видеосюжет
29/04/2022 14:23
Несмотря на то что Александро-Невская лавра находится на острове, к ней вела железная дорога, а южнее Митрополичьего сада находилась станция. В новом выпуске краеведческого проекта «Ратная палата» рассказывается, зачем она была построена и что от нее осталось.
В XX веке на относительно короткой Кременчугской улице было целых три железнодорожных переезда. По двум из них пути шли на территорию Котлотурбинного института на берегу реки Монастырки. В 2009 году переезды убрали, но о них, если присмотреться, напоминают ворота и светофор за ними. Ну а если заглянуть за забор, то можно увидеть и фрагмент рельсов.
Третий путь проходил вдоль северной стороны Атаманской улицы. Он начинался от Американских мостов и вел в Александро-Невскую лавру. «Железнодорожная ветвь специального назначения» — так она называлась — появилась в 1930-х на случай возможной войны, чтобы фронтовые санитарные поезда могли подвозить раненых с поля боя прямо к эвакуационному госпиталю Ленинградского военного округа. Он-то и располагался на территории лавры — в зданиях Духовной семинарии на набережной Обводного канала, 17.
На старых снимках видно, что станция состояла из трех путей и деревянной платформы с деревянной рампой. Пути и платформа немного изгибались, чтобы уместиться на территории без сноса зданий.
Впервые полноценный госпиталь тут развернули в годы советско-финляндской войны. За восемь месяцев сюда прибыл 201 поезд, который привез больше 100 тысяч раненых. Боевое дежурство госпиталь нес и всю Великую Отечественную войну.
«У медперсонала была задача в первую очередь определить степень тяжести ранения, выделить инфекционных больных и либо оставить раненого на лечении в эвакогоспитале (как правило, здесь оставались самые тяжелые раненые), либо направить в другие стационары, которые работали на прием раненых военных. Эвакогоспиталь в целом был закрыт к 1946 году».
Возможно, единственные кинокадры железной дороги можно увидеть в кинофильме «Мятежная застава», снятом в 1967 году. На них виден не только путь возле Духовной семинарии, но и железнодорожный мост через Монастырку. Мост располагался выше по течению нынешнего Митрополичьего моста. В 70-х железнодорожной переправы уже не было, а сегодня о ней уже ничего не напоминает.
Представить, как путь проходил по соседней Атаманской улице, несложно: рельсы были уложены на нынешней проезжей части вдоль северного тротуара.
Но самое любопытное место можно отыскать на территории лавры. Там сохранился фрагмент железобетонной платформы. Правда, недавно его замаскировали. Платформа примыкает к стенам руинированного жилого дома Александро-Невского Антониевского духовного училища. В полном виде эта платформа сохранялась в 90-х, а позднее ее разобрали.
«Я учился в 169-й школе. [В Митрополичьем саду] мы постоянно на лыжах бегали. [Вдоль южной границы сада] был расположен зеленый забор, за которым находилась платформа. На ней лежал всякий хлам: какие-то катушки с кабелями, полусгнившие ящики. Это было примерно начало 1980-х годов».
По словам Алексея Савельева, в то время рельсов уже, вероятно, не было — во всяком случае, он их не помнит. Зато фрагменты сохранялись возле реки Монастырки.
Со временем эта местность почти полностью избавилась от железнодорожного прошлого. На смену грузовой станции Московского вокзала, что располагалась на Кременчугской улице, пришел жилой комплекс.
Комментарии
Руслан
Логистика была тяжелой. В 1939 везли с другой стороны.
«Трудности возникли и с идущими в Ленинград санитарными поездами, которые скапливались у Финляндского моста и стояли по несколько часов [Журавлев, 2004, с. 126]
Встал вопрос о медицинском транспорте. Для перевозки раненых были приспособлены трамваи и городские автобусы. К 15 декабря автотранспортное управление Ленсовета выделило для военных 103 автобуса (ЦГА СПб. Ф. Р-7384. Оп. 4. Д. 25. Л. 95).
Специально оборудованные санитарные трамваи по ночам (чтобы не привлекать внимание ленинградцев) развозили раненых из СЭГ-1170 в другие госпитали» (ЦГАИПД СПб. Ф. 25. Оп. 10. Д. 294. Л. 19-27)