Санкт-Петербург нашел ответственного в обрушении «Красного треугольника»
25/02/2022 12:53
Рухнувший на прошлой неделе фасад заброшенной фабрики «Красный треугольник» едва не похоронил 53-летнюю женщину, проходившую мимо. Нескольких дней хватило администрации Санкт-Петербурга, чтобы выяснить, кто же все-таки отвечал за сохранность стены. Будут ли ее восстанавливать и когда, никто не берется прогнозировать. Плохо, что одной стеной дело может не обойтись.
Трагедия едва не произошла вечером 17 февраля. Стена заброшенной фабрики по изготовлению резиновой обуви «Красный треугольник» рухнула на набережную Обводного канала. В это время здесь проходила 53-летняя петербурженка. Чудом не попав под камнепад, она, тем не менее, не смогла увернуться от дерева, упавшего под натиском кирпича. Обрушение повредило и два припаркованных у дороги автомобиля. Женщину госпитализировали с переломом плеча, сотрясением и повреждением грудной клетки, ее жизнь вне опасности. А вот состояние фабрики продолжает вызывать вопросы. За прошедшую неделю удалось установить разве что ответственного за упавшую стену: им оказалась администрация Адмиралтейского района. Именно она должна была отвечать за содержание принадлежащих городу помещений в историческом корпусе.
— Администрация в установленном порядке осуществляет полномочия собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, расположенного на территории района, в части обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам, — рассказали в городском Комитет имущественных отношений (КИО).
О плачевном состоянии фабрики неоднократно говорили и местные жители, и активисты, и бизнесмены.
«В этом году рухнет ещё одна крыша на «Красном треугольнике», — написал «ВКонтакте» в начале июня 2021 года петербуржец.
В одной из групп, посвященных «заброшке», появились фотографии, сделанные промышленным альпинистом, обновлявшим сетку на фасаде. Автор прямо сказал об опасности большой трещины и уклоне стены в историческом корпусе № 3, который выходит на Обводный канал:
«Крен фасада идёт в сторону набережной, где всегда много людей. Могут быть человеческие жертвы! Необходимы срочные противоаварийные работы на этом участке».
Выясняется, что не оставался в стороне от прогнозов и КИО, отправлявший уведомления о необходимости организации проведения работ. Чиновники требовали обеспечения содержания объектов нежилого фонда, в том числе в отношении доли нежилого помещения 74-Н. Оно в итоге и не дождалось весны, упав на тротуар и проезжую часть. Помещение находится в долевой собственности правительства Санкт-Петербурга на 95% и на 5% компании «АТР «Треугольник». И как бы городу не хотелось «стряхнуть» вину на частное лицо, в таком долевом распределении сделать это не получится. Ответственным в аварии признали Адмиралтейский район, однако совершенно непонятно, что теперь будет делать муниципалитет. Эксперты, считают, что пострадавшее здание можно восстановить, но насколько это нужно местной администрации?
— Пока там еще не проводили работы по отбивке конструкций, которые могут упасть, — уверен промышленный краевед Александр Треугольников. — Несколько фрагментов еще нависают, так что вероятность обвала еще есть. Но там нет ничего невосстановимого, поскольку этот объект является выявленным объектом культурного наследия и претендует на статус регионального памятника. То, что произошло – не такая сильная аварийность, основные фасадные стены, несущие металлоконструкции и чугунные колонны сохранены. Это все можно восстановить, это только вопрос средств. Аварийность усиливается со временем, металлоконструкции ржавеют, потому что крыши текут, но нельзя сказать, что через 1-2 месяца все развалится. «Красный треугольник» в этом плане обладает конструктивными особенностями – кирпич, металл. Та же сгоревшая «Невская мануфактура» была более уязвима за счет деревянных перекрытий, а здесь таких опасностей нет.
В настоящий момент для Санкт-Петербург более актуален даже не вопрос восстановления «Красного треугольника», которому более полутора сотен лет,чье депрессивное состояние грозит лишь не самому многолюдному району Обводного канала. Куда важнее понять, что рухнет следующим? Те же эксперты, что давали оценку аварийному состоянию фабрике, высказывались, что основной причиной падения стены стали обильные осадки, таяние и сильный ветер, которые стали катализатором аварийного состояния здания. Но ведь в подобных условиях в городе пребывают и несколько более зрелых объектов. Конюшенному ведомству, к примеру, уже триста лет, и последние годы он на постоянной основе сталкивается с разрушающими особенностями петербургского климата, потому что вместо полноценной консервации в ожидании реконструкции, комплекс зданий просто завесили баннерами, за которыми разрушающуюся кладку не видно.
Видно-не видно, да только ведомство находится в куда более людном районе, на берегу реки Мойки, да и автомобильное движение здесь куда плотнее. Не дай бог рухнет еще одна стена, пострадавших окажется на порядок больше. И это притом, что на Конюшенное ведомство неоднократно с вожделением смотрели инвесторы, предлагая за свои средства отреставрировать памятник федерального значения. Однако город постоянно откладывал эту головную боль на потом. В случае какой-либо трагедии, связанной с ведомством, ответственность по аналогии с «Треугольником» возложат на район, на этот раз Центральный.Хотя, казалось бы, что может сделать муниципалитет, если сам город не хочет радикально улучшать ситуацию. Вот и продолжает Конюшенное ведомство терпеливо ждать, когда череда морозов и оттепелей добьет и его стены, кого только не видавшие за три столетия.