«Если восстанавливать храм, то — на Сенной площади, он был ее „гвоздем“»
05/10/2020 18:13
В последнее время в Петербурге было воссоздано несколько храмов, утраченных в советское время. Намечены новые проекты. «Канонер» решил узнать у экспертов, какие церкви они бы рекомендовали отстроить заново в первую очередь.
Первый случай полноценного воссоздания храма в границах Санкт-Петербурга произошел в 2010 году. Тогда в центре Пушкина, на Соборной площади, вновь вознесся Екатерининский собор. Второй пример тоже касался пригорода: в Пулковском в составе «Экспофорума» появился новодел Смоленской церкви. Правда, если пушкинский собор «вернулся» на свое историческое место, то пулковский храм слегка подвинули, чтобы обеспечить ему более доминантное положение на местности.
Нынешним летом воссоздание произошло в центре Петербурга. На перекрестке 6-й Советской улицы и Красноборского переулка восстановили Рождественскую церковь.
Сейчас в городе ведется еще один проект — на проспекте Обуховской Обороны в будущем году предстанет в прежнем облике Скорбященская церковь. А на Московском проспекте стартовало воссоздание колокольни Новодевичьего монастыря. Кроме того, заявлены планы в отношении Спаса на Сенной, Введенского и Митрофаньевского соборов, Свято-Духовской церкви в Комарове, Андреевского собора в Кронштадте, Борисоглебской церкви на Синопской набережной, кроме того, в составе Смольного монастыря может появиться 170-метровая колокольня авторства Растрелли, которая не была в свое время завершена.
«Канонер» спросил экспертов, какие храмы необходимо в первую очередь воссоздать.
— Конечно, очень хочется воссоздать храм на Сенной. Он там уместен и играет важную роль. Но там непростая ситуация. Его уже загнали в угол с новым метро. К сожалению, не получилось воссоздать церковь Дмитрия Солунского, которая стояла на оси Лиговского проспекта, — сейчас там бизнес-центр.
Естественно, надо воссоздать морской собор на территории Адмиралтейских верфей. Это устье Невы, он очень серьезно стоял на берегу, выдвинувшись из рядовой застройки. Вместе с храмом Оптиной пустыни на другом берегу получились такие пропилеи, вход в Неву между двумя храмами. Это, наверное, важнейшее было бы событие.
— Знаете, я родился в Москве. Московские храмы я знаю хорошо, их почти всех разрушили. Петербургских храмов на моих глазах рушили два — Греческую церковь около Московского вокзала и храм на Сенной, там сейчас метро.
Я не знаю, что надо восстанавливать и надо восстанавливать ли. Это зависит от тех людей, у которых есть потребность ходить в храм Божий, молиться. Полагаю, их и надо спрашивать. Но я думаю все-таки, если восстанавливать храм, то — на Сенной площади, который был более старый, чем Греческая церковь. Но это очень трудно, там сейчас метрополитен.
Каждая площадь имеет как бы «гвоздь», к которому всё привязано. На Сенной площади «гвоздем» был этот храм. Высокое здание, а вокруг небольшого размера дома. Этот храм уничтожили, а площадь осталась плоской, как блин. Вот я так думаю. Но опять-таки, я не знаю, нуждаются ли жители Сенной площади и прилегающих улиц в этом храме. Это надо спрашивать людей, которые там живут.
— В нашем городе это довольно сложный вопрос. Культовых зданий было много снесено. И сейчас некоторые из них начинают восстанавливать. Как, например, Рождественская церковь, которую выстроили недавно. Теоретически по этому пути можно идти. Была, например, Покровская церковь на площади Тургенева, другие. Но мне кается, прежде стоит задаться другим вопросом: что является приоритетом для социума? Больницы, школы, детские сады, забота о пожилых или воссоздание давно исчезнувших церквей, о которых, в общем-то, уже никто не помнит?
Список того, что теоретически можно воссоздавать, довольно большой, но мне кажется, гораздо важнее следить за тем, что есть. За тем же Тучковым буяном или Конюшенным ведомством.
— Мне посчастливилось восстанавливать храм Рождества Христова на Песках. На сегодняшний день работа полностью завершена и службы проходят ежедневно. Это большой кропотливый труд, потому как мы опирались на старинные чертежи, возводили здание по старым технологиям, чтобы оно полностью повторяло облик утраченного.
Безусловно, радует воссоздание Скорбященского храма на проспекте Обуховской Обороны и инициатива восстановления Борисоглебской церкви на Синопской набережной. На мой взгляд, городу не хватает Благовещенской церкви в западной части панорамы Невы — она станет яркой доминантной.
И, конечно, к проектам, требующим воссоздания, следует отнести колокольню Смольного собора. Сегодня Смольный со стороны Литейного моста выглядит каким-то случайным на фоне построек последних лет. Колокольня, которая по плану Растрелли должна была завершить ансамбль, смогла бы выделить собор в панораме восточной части города, а также стать важной доминантой и центром притяжения этого района.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Началась разборка дачи Мюзера на Театральной улице в Зеленогорске
Выдано разрешение на воссоздание дома на углу Корпусной и Пионерской улиц
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
Завершается перестройка руинированного здания на Введенском канале
Комментарии
Алексей
А когда будут восстанавливать Немецкую реформацкую церковь на Мойке, и ремонт в Анненкирхе уже должен быть давно! Где?
Инкери
С чего однозначно, если питерцам не надо?
Андрей
Совершенно с вами согласен. Колокольне быть однозначно.
Это русская и в частности питерская привычка все время ныть по любому поводу. Что тогда что сейчас, ныли когда дом зингера строили, там ведь небескреб хотели изначально строить. Но питерцы разнылись не хотим колокольню! Теперь все моляться на него. А как было бы круто если бы там оригинальное сдание Зингера стояло, которые американцы у себя снесли. Ныли по поводу Охты, теперь все ходят фототься с ним. Сейчас ноют по поводу смольного. Надеюсь кто принимает решения, понимают психологию этих вечных нытиков и всепропальщиков и будут делать то что надо.
А как парижане ныли по поводу Эйфелевой башни, это просто песня.
Андрей
Этот бастион еще при Николае хотели снести).
Алексей Хваль
ни другого
(Дорогая редакция, неужели нельзя было в своё время выбрать менее у…бищную веб-платформу? Ничего же не видно в окошечке для комментариев, сами посты по нескольку суток на модерации итп. Кілхіз…)
Алексей Хваль
Видны, даже на картинке при увеличении. А вживую и на качественных снимках они очень шибают.
Я писал не о том, что с проводами и автобусами не справиться, а о том, что аргумент градозащитников о нестроительстве колокольни в связи с особой ценностью существующего вида на собор со стороны бульвара вступает в противоречие с полным безразличием этих же самых градозащитников к существующему десятилетиями запустению. Сейчас невозможно увидеть или сфотографировать собор по бульвару без проводов (и без омерзительной советской застройки по сторонам).
Мне кажется, уже все всё сказали, и решать всё равно будут не здесь и не на основании наших мнений. Если у начальства есть художественный вкус и кураж, колокольня появится, но у петербургского начальства ни того, не другого нет уже лет сто семьдесят — так что, будьте спокойны, градозащитники, наш унылый город красивее при вашей жизни не станет.
Павел П
«Монастырь стоит денег, и очень больших»
Каких денег? Было сказано, что у нас строят по три храма в день.
Павел П
Да, провода и автобусы это просто нерешаемая проблема. Здесь они тоже видны?
Алексей Хваль
Проницательные вы… Надо полагать, центр Нью-Йорка — это сплошная сексопатология?
Инкери
Точно, чистый Фрейд, вторая попытка воткнуть
Юрий
Это все проблемы психического состояния больших дядек и не очень больших, но одной идеей объединенных — что-то поставить... Ну чтоб стоял, как можно выше, чтоб все знали, что у него стоит выше всех...
престидижитатор
Алексей Хваль
Для колоннады нужно будет снести весь квартал с юга. Мне жалко обоих домов, выходящих на площадь.
Алексей Хваль
Я тут не соглашусь. Комитет по охране памятников должен заниматься своим делом — охраной. Ансамблю Смольного собора грозит радикальное изменение. По уставу и по духу, заседатели должны воззвать к высшим силам и к общественности. Что они и делают. А уже силы и общественность, учтя сигнал, должны принять решение.
престидижитатор
Это политиканство, генетическая память фрондерствующей местной интеллигенции. Пепел кадетских газет стучит в их сердцвх.
Абы что, только бы не Газпром и Путин.
Ильдар
Вторую колоннаду у Казанского собора сначала сделайте — потом уже за Смольный беритесь. Но, Спас на водах вне очереди.
Алексей Хваль
Я повторю, что писал уже не раз про вид на Смольный собор с запада. Раз в год я прихожу туда фотографировать. По эспланаде вида нет: там провода. На одном из ближайших к площади справа висят обрывки какой-то тряпки, причём впервые я их увидел, придя снимать в мае 2007 года: прошло более 13 лет, обрывки уменьшились в размере, но всё ещё там. На площади перед собором почти всегда что-то припарковано, часто туристические автобусы (так было до пандемии): вид без них мне удавалось запечатлеть один раз в несколько лет. У самого собора пару лет назад впендюрен колокол на уродливых железяках, от которого к собору тянется кабель — заснять собор с этой стороны сблизи сейчас тоже из-за этого невозможно. Никого из градозащитников ни провода, ни тряпки, ни железяки с кабелем по-видимому не волнуют: все мыслят категориями столетий.
Кстати, булыжная мостовая там ужасна: ходить по ней невозможно, идея, как всегда, дурацкая.
Алексей Хваль
На пресловутом макете фасадное отличие состоит только в степени раздвинутости колоколен — собор там получается метров на десять шире. Идея, что это крошечное изменение наружных пропорций привело Растрелли к отказу от колокольни высосана из пальца какой-то позднесоветской искусствоведческой дамой. Никаких свидетельств этому нет. И ещё раз: Растрелли в списке своих работ для прусского (кажется) короля называет колокольню построенной.
Монастырь стоит денег, и очень больших. Если б я был американский султан, я бы построил Смольный монастырь заново хоть в чистом поле. Ничего предосудительного в этом нет. Даже в отечественной практике: мы как-то здесь обсуждали авторские клоны косяковских церквей в Латвии, Харбине и где-то ещё по стране. Половина католических барочных церквей в Центральной Европе вдохновлялась фасадом церкви Иль Джезу в Риме. А сколько у нас однотипных классицистических, тоновских и псевдорусских церквей? Не говоря уже о современных постмодернистских ужасах.
Алексей Хваль
А варварские действия Карло Росси, внедрившего свои новоделы в сложившуюся ткань города, президиум уже успел осудить? Дарю идею.
Инкери
На экстренном заседании президиума СПб отделения ВООПииК 28.09.2020 были приняты резолюции по двум наиболее губительным для историко-культурного наследия Санкт-Петербурга проектам: возведению колокольни перед Смольным собором на левом берегу Невы и строительству на месте археологических памятников Охтинского мыса — на правом.
Павел П
Вы не ответили на вопрос. Если «совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще», то зачем строить именно там, рядом с историческим собором. Если собор неотъемлемая часть замысла Растрелли, то можно и копию собора (точнее в виде, как он на пресловутом макете) построить на новом месте. Ведь «не важно, кто на ком, и что где стояло».
Алексей
Вот это отличная идея:)
престидижитатор
вы думаете, найдутся частные инвесторы, согласные вкладывать сотни миллионов в такие незаметные антипиарные проекты?
Скромность — не добродетель в нашем веке. И все знвют, что такие проекты — обзязанность городских и федеральных властей
Алексей Хваль
Гениально! Я предлагаю тогда на южном берегу Финского залива напротив Лахта-центра. Получатся пропилеи, как между Спасом-на-водах и церковью Киево-Печерской лавры. А можно прямо в воде, около фарватера, будет как Калязинская колокольня.
Алексей Хваль
Это — больное место, поскольку наружная отделка неизбежно разрушается и частью утрачивается целиком, частью поновляется, причём иногда новый лепщик оказывается лучше прежнего, иногда хуже. Я не думаю, что у нас много лепных деталей на фасадах по городу сохранилось неизменными даже с 1917 года. На Смольном соборе, впрочем, детали чугунные — Растрелли знал о проблемах со здешним климатом.
Касательно фрик-шоу. Можно конечно слушать записи Рахманинова и морщиться ото всех последующих его исполнителей. Но последовательно так жить не получится. В России просто не хватит культуры. У нас все до единой «древнерусские крепости» и «древнерусские храмы» имеют вид, приобретённый за время советских и послесоветских реставраций. Вся московская кремлёвская стена по Москве-реке восстановлена после сноса Баженовым. Звонница при колокольне Ивана Великого взорвана французами и возобновлена после Наполеона. Зимний дворец в 1830-е сгорел до стен. Большая часть интерьеров церквей и значительная часть художественных интерьеров гражданских зданий — плоды реставраций и воссоздания. Можно я напишу «Петергоф», «Царское Село» и «Павловск»?
Растрелли не сам кирпичи укладывал и мастерком работал. Есть материалы, есть модель (его собственная модель, не даяновская), есть монастырь, есть прочие его постройки, изучавшиеся и реставрировавшиеся столетиями. Совершенно не важно, когда и кем физически осуществлён замысел архитектора, если он при этом не (слишком) нарушен. Архитектура — это не живопись.
горожанин
Безусловно важны и все остальные перечисленные гражданские объекты для восстановления, а также ремонт набережных. Хочется надеяться, что и до них со временем дойдут руки у ценителей архитектуры нашего города. Вот только церкви (и колокольня) финансируются не из горбюджета, поэтому те, кто финансируют и решают, что в какую очередь восстановить. Если есть средства никто не мешает обратиться в КГИОП и заняться восстановлением желаемой исторической постройки, это только будет способствовать восстановлению нашей истории и повышению туристической привлекательности города.
Алексей
Действительно. На даче Г-на Хваля или Даянова, например:). Таких фрик-объектов полно в разных городах России. Есть даже город Йошкар-Ола, заполненный ктичевыми копиями известных построек. Не заметил чтобы туда ломились туристы. К тому же мастерство каменьшиков, лепщиков сейчас намного ниже чем во времена Расстрелли. Сомневаюсь, что смогут создать что-то близкое по художественному качеству.
Павел П
«если целью является художественное украшение и повышение туристической привлекательности города, тогда совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще. Колокольня Смольного настолько художественно хороша и туристически эффектна»
Тогда что мешает построить ее в другом месте?
4700
В погоне за модой и строительстве небыли (колокольня) можно потерять Государев бастион Петропавловской крепости (там очаровательная надпись краской «проход опасен, возможно обрушение» от пристани к Троицкому мосту) и Дворцовую набережную идёт опрокидывание стенки набережной, тоже самое с набережными каналов и малых рек. Их время вышло они разваливаются. Но будем строить небыль.
престидижитатор
Это лишь ваш субъективный взгляд
----------------------------------------------
Как то раз, чтобы не замочить штаны, Эдуард VII, британский король подвернул их. Так родились мужские брюки с манжетами.
Субъктивный взгляд Коко Шанеля, Ива Сен-Лорана, Джанни Версаче, Кристиана Диора и других нескольких кутюрье определяет образ жизни миллиардов людей, следящих за модой и желающих быть в первой десятке во всем.
Частное же минение к-н зрителей из 1967 года не интересует никого. так как их апломб в определении того, кому что нужно, а кому что нет, наводит на вполне опрелеленные выводы
Алексей Хваль
Сто восемьдесят лет назад: я как-то позабыл, что уже 2020-й.
Алексей Хваль
Петербург — не просто старый город, каких на свете тысячи. Это художественный старый город, каковых совсем не много, а в России больше нет вообще и никогда уже не будет. Обсуждаемая колокольня художественно ценнее всех разваливающихся городских построек вместе взятых. Когда говорят о её постройке, говорят о, без преувеличения, крупнейшем разовом художественном вкладе в облик города и страны в целом со времени отставки Карло Росси сто семьдесят лет назад. При жизни пишущих и читающих ничего даже отдалённо сопоставимого в художественном отношении наверняка больше не произойдёт. Постарайтесь, пожалуйста, проникнуться, что речь идёт об одной из десятка лучших построек в истории русской архитектуры.
Зритель 1967
Чем стоить ненужный новодел и плодить никому уже не нужные церкви лучше реставрировать оставшиеся ещё здания!
Город уже разваливается- пока всякие «тоже архитекторы» выдумывают какую ещё церковь «возродить» или колокольню от двух рядов бутового камня в фундаменте «достроить».
Алексей Хваль
Я, боже упаси, не защищаю «Лениздат». Просто, прежний домик, да ещё с церковью (pastvu.com/p/1051240 ) совершенно не заслуживает воскрешения — и сам по себе, и в соседстве с россиевским министерством, и в сравнении с колокольней.
С колокольней проблема одна — слово «воссоздание». Я уже раз пять участвовал в разных обсуждениях, в том числе, дважды или трижды на этом сайте, и мне лень повторять всё заново. Растрелли сам писал о колокольне, как о построенной — значит, он не отказывался от неё, как с чего-то решили позднесоветские историки архитектуры. Колокольня настолько хороша художественно и настолько эффектна, что её строительство с точки зрения как чистого искусства, так и влияния на облик города превзойдёт все когда-либо проводившиеся у нас реставрации, включая Царское Село, Павловск и Петергоф. У города нет символа. Нет одной яркой красивой постройки класса Эйфелевой башни или Василия Блаженного. Она появится, если построят колокольню. Исаакий грузен, Петропавловский обор уныл, Адмиралтейская башня закрыта домами и деревьями, и в любом случае не настолько зрелищна. Посмотрите на растреллиевскую модель монастыря или на визуализации. В России никогда не строили такого грандиозного ансамбля.
Архитектура почти всегда появлялась на свет волевым решением заказчика — монарха, отцов города или домовладельца. Всегда будет множество людей, противящихся затратам на финтифлюшки, всегда будут говорить, что архитектор просто хочет подгрести под себя заказы. Но если бы Елизавета Петровна не остановила свой выбор на Растрелли, не отдала бы ему заоблачные суммы из государственного бюджета, в нашей бедной и некрасивой стране было бы ещё меньше построек, которыми можно с гордостью любоваться.
Федор Н.
Что может быть хуже самого этого здания Лениздата? Особенно имея в виду соседство здания БДТ. А «восстанавливать» никогда не существовавшую колокольню — верх несуразности.
Саня
Нет, только про богомольни. Из крайности в крайность — или торговые центры, или богомольни (разница, впрочем, не велика)
.
Алексей
Это лишь ваш субъективный взгляд. Лицо города изменилось, и втыкать колокольню, по непонятно какому проекту туда где ее никогда не было это только удовлетворять чьи-то амбиции. (Даянов наверное жаждет получить заказ, поэтому так ратует за проект:)
Что же касается уродливой коробки Лениздата, то рынок в стиле французского ренессенса будут гораздо уместнее на ее месте. Произойдет восстановление архитектурной ткани города, восстановится ансамбль периода эклектики рынок Линевича — Театр Суворина.
Редактор
Абсолютно к каждому тексту можно этот комментарий оставлять :)
Саня
Вот проблем больше нет в городе. Кончились! Пора богомольни восстанавливать!
Руслан
Начали про Сенную, кончили опять несуществовавшей колокольней, уже не знают как подсунуть, такая видимость якобы постоянного интереса и обсуждения... Уймитесь уже
Алексей Хваль
Здесь возникает вопрос цели строительства. Если задачей является возвращение облика города на 25 октября 1917 года — тогда да, если целью является художественное украшение и повышение туристической привлекательности города, тогда совершенно не важно, кто на ком, и что где стояло, и стояло ли вообще. Колокольня Смольного настолько художественно хороша и туристически эффектна, а ряды на месте «Лениздата» настолько во всех отношениях невзрачны, что эти вещи просто не сопоставимы.
Алексей
Да, я бы тоже поддержал восстановление гражданских объектов, не менее ценных в градостроительном смысле.
Вот что сразу вспомнилось.
— торовые ряды на месте Лениздата на Фонтанке (там и храм был)
— среднерогатинский дворец
— Музей Пирогова
— памятник ВК Михаилу Николаевичу на Манежной площади
— возможно воссоздание ряда доходных домов
и тд.
Колокольня Смольного не нужна, так как ее никогда не было и формирование города шло 200 лет без ее присутствия.
Борисоглебская церковь тоже не уместна, так как восстановлена будет не на своем месте, это не восстановление.
Алексей Хваль
Кстати, а зачем вы опрашивали Басилашвили? Эта публика всегда трусит сказать прямо, боясь испортить отношения с весомыми людьми в своей среде — можно поднять его и многих других ответы лет за тридцать, они всегда отвечают, что просто ждут трамвая.
Редактор
Вот что пиар-кампания Лагутина делает :)
Roman_P
Кондиайн ляпнул тоже... Церковь Дмитрия Солунского стояла не на оси Лиговского проспекта, где сейчас БЦ, а на месте БКЗ «Октябрьский». Были предложения отстроить её на этой самой оси, но это, мягко говоря, неисторично.
Что, конечно, не отменяет факт убогости этого бизнес-центра.
Roman_P
И сюда приплели эту несуществовавшую колокольню!
«Канонер» включился в пиар-кампанию «Газпрома»?
Roman_P
Ну если учесть, что на месте «Дома-сказки» стоит капитальный жилой сталинский дом — то да, слабо. Если вы обратили внимание, речь о зданиях, место которых пустует.
Воссоздание кирхи затруднено не «насаждаемой идеологией», а тем обстоятельством, что здание ДК, в который она перестроена, признано «выявленным объектом, представляющим историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». При этом аналогичное здание эстонской кирхи того же архитектора не так давно было замечательно восстановлено из конструктивистской переделки.
Вывод: не спешите писать глупости.
эд
А почему ударными темпами восстанавливают исключительно церкви? К примеру, воссоздали бы тогда «Дом-сказка». Слабо? А немецкую реформаторскую кирху? Или это уже за пределами насаждаемой идеологии.
Тимур Рудаков
Я думаю восстановят всё, но только в ближайшие лет 100 ...
viper56
Да все перечисленные уважаемыми экспертами утраты было бы хорошо потихоньку восстановить, облик города изменился бы к лучшему. Поле для восстановления-то широкое, в особняке Румянцева отличная выставка была, «Город, который мы потеряли».
Алексей Хваль
Очень приятно, что у строительства Смольной колокольни появляются сторонники среди архитекторов. В прежние годы это начинание казалось совершенно несбыточным.
Очень хотелось бы увидеть Спас-на-водах. Я уже писал в нескольких обсуждениях, что это — одна из самых качественных наших церковных построек. Дмитриевский собор без корявостей двенадцатого века.
Как-то заглохла реставрация Воскресенской церкви у Смоленского клабдища. Я её фотографирую каждый год, и заметил, что уже стала осыпаться новоположенная штукатурка. А ведь это — самая нарядная в городе церковь, в солнечную погоду её половина прохожих снимает на телефон.
Пустует участок Мирониевской церкви на углу Обводного и Царскосельской железной дороги.
Ещё раз спасибо за Рождественскую церковь.