В Кронштадте планируется воссоздать Андреевский собор
27/01/2020 12:00
На Соборной площади в Кронштадте планируется воссоздать Андреевский собор. Проект комплексный: он включает в себя также пешеходную зону на Андреевской улице и возрождение Дома трудолюбия, которому вернут прежний облик с колокольней.
Собор Андрея Первозванного был построен в 1817 году по проекту архитектора Андреяна Захарова. На его главный вход была ориентирована Андреевская улица, а на алтарную часть шла ось Обводного канала. В 1855 году здание расширили за счет новых объемов, симметрично пристроенных по обе стороны от входа. В 1877-м пристройки увеличили. В 1932-м храм снесли.
В 2009 году была воссоздана Тихвинская часовня, стоявшая по левую руку от собора на углу Советской улицы и проспекта Ленина. Также ходили разговоры о строительстве и самого собора.
Проектом на протяжении многих лет занимается ООО «Архитектурная мастерская Мамошина». Михаил Мамошин рассказал «Канонеру», что сейчас его работа находится на финальном этапе. Курируют возрождение храма администрация Кронштадтского района и настоятель кронштадтского Морского собора, благочинный Военного округа Санкт-Петербургской епархии Александр Ганьжин (архимандрит Алексий).
Воссоздавать было решено не на 1877 год, когда здание было расширено, а в изначальном, захаровском варианте. На этом настаивал Военно-морской флот: Захаров много проектировал для моряков, и в числе главных объектов — Адмиралтейство. Кроме того, поздние перестройки «исказили первоначальный облик собора — памятник эпохи классицизма и символ российского флота».
Была и другая причина, связанная с местоположением часовни. В 2009 году она встала не точно на старых фундаментах — ее немного сдвинули. В результате между часовней и историческим пятном Андреевского собора оказалось меньше места, чем полагается по нормативам. Храм же без широких приделов, по словам Михаила Мамошина, вполне укладывается в нормативы.
Собеседник «Канонера» подчеркнул, что Андреевский собор занимал «самое ответственное градостроительное место в планировке города». «До строительства Никольского Морского собора Андреевский собор был главной доминантой Кронштадта. Вертикаль колокольни собора была главным элементом и символом панорамы Кронштадта с Финского залива», — добавил он. Воссозданный храм получит «точную посадку на исторических фундаментах», обнаруженных в ходе раскопок Института материальной культуры РАН.
По словам собеседника издания, проект включает в себя не только строительство собора — здесь хотят создать паломническую зону. Южный тротуар Андреевской улицы расширят на участке от Посадской до проспекта Ленина (на закрытие проезда полностью добро не дали). Это маршрут, по которому каждый день в храм ходил почитаемый православными Иоанн Кронштадтский. Возле музея-квартиры священника на Посадской, 12, тоже будет организовано пространство.
Инициаторы рассчитывают, что в ведение епархии передадут Дом трудолюбия на улице Фейгина, 7–9, который ранее Смольный намеревался приспособить под Кронштадтский лицей. В этом случае ему восстановят прежний облик с колокольней. Дом трудолюбия свяжут с собором единым пешеходным маршрутом.
В настоящее время ведутся работы по юридическому оформлению участка под воссоздание собора.
Паломническая зона на Андреевской улице:
Дом трудолюбия на улице Фейгина:
Андреевский сад и Андреевская улица (апрель 2020 года):
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Началась разборка дачи Мюзера на Театральной улице в Зеленогорске
Выдано разрешение на воссоздание дома на углу Корпусной и Пионерской улиц
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
Завершается перестройка руинированного здания на Введенском канале
Комментарии
Roman_P
Сенная — особый случай. Но а чем тут ситуация хуже по сравнению с ситуацией на Песках или проспекте Обуховской Обороны? А там воссоздание храмов близко к завершению.
Вареник
Все проекты для Кронштадта последних 20 лет — полня чушь и профанация. Кроме одного единственного ЖК слабеньких архитектурных достоинств, который всё же удалось построить. не будет никто ничего там воссоздавать. Ни денег нет, ни сил, ни, тем более — прихожан.
Николай Антонов
Да, про место Спаса я согласен полностью. Ниже ответил развёрнуто.
Николай Антонов
Друзья и коллеги, на воссоздание Спаса на Сенной нужно около 4 миллиардов (с учётом грандиозных работ по переустройству вестибюля метрополитена и части наклонного хода). Степень сложности этих работ озвучивал ещё несколько лет назад г-н Кунец (если вам что-то говорит эта фамилия). В Кронштадте, конечно, не нужно таких грандиозных работ и таких ресурсов, но вы смету прикиньте. Я не вижу никакой возможности для таких работ — и уж тем более на пожертвования. Понятно, бывают случаи — например Храм Стеклянной слободы на Обуховской об. — там семья Миллера крестилась. Вот дочки Газпрома и воссоздали (почти уже) — да и то с изрядной экономией. А здесь Газпрома уже не будет. Ну и кто это всё профинансирует??? Поймите, я не против проекта. Но по финансам не вижу перспектив совсем.
Инкери
Точно, сразу в Господскую. Пора в феодализм.
Инкери
Вроде он был антисемит ?
Viper56
Всё упирается в наличие денег, кто профинансирует этот грандиозный замысел? Не осталось бы это на стадии обсуждения планов, как происходит уж который год с вероятным воссозданием Музыкального вокзала в Павловске, примерам нет конца.
Алексей
Странна позиция. Разбираться не надо. Надо просто писать правильно. Так как его действитель звали. Так как указано на могиле. А вы хотите тиражировать ошибку.
Руслан
«...епархии передадут Дом трудолюбия на улице Фейгина, 7–9...»
Александро-Невская церковь на улице имени Фейгина, шедшего убивать кронштадтских моряков, надеюсь у Андреевского собора адрес будет не Ленина, 16.
Кстати, рендер паломнической зоны устарел, во дворе 10 дома спортплощадка, а не скверик.
Редактор
Lashner
Спасибо, поправил
Lashner
Да хотя бы на «cвященника/протоиерея», коим, собственно, Иоанн Кронштадтский и был. Или «настоятеля (Андреевского) собора».
Редактор
Пекка
Все-таки мне не кажется правильным называть живого человека святым (это же музей-квартира, а не просто музей)
Редактор
Алексей
В случае с географическими названиями мне было интересно, и я разобрался. Тем более что вопрос более глобальный, чем имя одного человека. Тут я разбираться не вижу смысла. Как и в ударениях — кто-то уверяет, что ЧевАкинский, кто-то — что ЧевакИнский (аналогично — БИрон и БирОн).
Пекка
«Возле музея-квартиры святого на Посадской...»
или
«Возле музея-квартиры св. Иоанна Кронштадтскаго на Посадской...»
Редактор
Lashner
Ок. На что заменить? На проповедника?
Алексей
Еще можно посмотреть на могилу архитектора и увидеть, что его звали Адриан (Адрiан).
Фото надгробия легко найти в интернете.
Алексей
Дотаточно ошибочного имени, я так понимаю?. В случае с Колпино вы боретесь за склонение, отстаивая старую форму языка, что справедливо. Здесь же вы опираетесь на советские издания, тиражирующие ошибку? Мемориальной доски на Адмиралтействе, как аргумента недостаточно?
Б. Тимофеев-Еропкин комментирует возникновение уродливого новообразования Андрияна:
Однако почему же с «Адрианом» происходит путаница, которой нет с другими именами?
А вот почему.
По-гречески «анёр» (род. падеж «андрос») — означает «мужчина», а «андрейос» — «мужественный», «храбрый». Отсюда множество греческих имен с корнем «андр»: «Андрей», «Андроник», «Андрокл», «Александр», «Никандр» и др.
Опять мы сталкиваемся с тем явлением, которое я себе позволю назвать «инерцией речи»: случайное звуковое сходство одного слова с целым рядом других, совершенно различных по значению, заставляет и это одно слово подчиняться правилам, существующим для ряда других слов. Вот почему возникает путаница...»
Lashner
Святитель — это разновидность святого, так сказать, а именно — признанный святым епископ (архиепископ, митрополит, патриарх). Т...е. каждый святитель — святой, но не каждый святой — святитель. Иоанн Кронштадтский прославлен в чине праведного, который обычно усваивается не-монахам (и при этом, обычно непострадавшим от гонений, т.е. не-мученикаи и не-исповедникам).
Редактор
Разверните свою мысль. Согласно словарю, святитель — то же, что святой. В куче источников Иоанн Кронштадтский назван святым.
Артём
Только Иоанн Кронштадский был не святителем
Редактор
Алексей
Ознакомился. В данном случае не буду заниматься исследованиями, для меня достаточно этого —ru.wikipedia.org/wiki/%D0...1%83%D1%80%D0%B0
Алексей
Только архитектора Захараво звали Адриан. Вот чсто пишет по этому поводу пишет специалист по русскому языку Б. Тимофеев-Еропкин
«И вообще такого имени «Андриан» — никогда не существовало даже в старых святцах.
Был «Адриан», что по-гречески означает «уроженец Адрии» (местности на берегу Адриатического моря).
Именно так звали римского императора Адриана (76—138 гг.). Отсюда название города: Адрианополь (ныне турецкий город Эдирне).
И русское имя имеется только одно — Адриан.
Сомневающимся я предложу открыть пушкинского «Гробовщика» и прочесть начальные строки: «Последние пожитки гробовщика Адриана Прохорова были взвалены на похоронные дроги, и тощая пара в четвертый раз потащилась с Басманной на Никитскую, куда гробовщик переселялся всем своим домом».
И нашего великого зодчего — бессмертного строителя Адмиралтейства А. Д. Захарова — звали Адрианом, хотя в Большой Советской Энциклопедии он и назван «Андреяном».
При всем моем огромном уважении к этому грандиозному изданию, должен прямо сказать, что в данном случае имеется ошибка: имени «Андреяп», повторяю,в России никогда не существовало... Чем же я могу опровергнуть то, что напечатано на бумаге? Тем, что высечено на мраморе: подойдите к Центральной башне Адмиралтейства в Ленинграде, где сейчас находится главный вход в Военно-морское училище им. Дзержинского, и вы прочтете на мемориальной доске:
3 д а н i е Главнаго Адмиралтейства построено въ 1811 году по проекту русскаго зодчаго АДРIАНА ЗАХАРОВА
А ведь доска была сделана вскоре после, смерти А. Д. Захарова...
Как на дополнительное доказательство сошлюсь на книгу В. Я. Курбатова «Петербург» (1913 г.), где на стр. 303 помещен портрет А. Д. Захарова работы С. С. Щукина и имеется подпись: «Адриан Дмитриевич Захаров». Так же «Адрианом» назван он у С. Н. Кондакова в «Юбилейном справочнике Академии художеств», изданном к ее 450-летию (1914 г.), на стр. 332. Наконец, сама БСЭ ссылается на статью Н. Е. Лансере «Адриан Дмитриевич Захаров» («Архитектура Ленинграда», 1937, № 1).
Еще и еще раз приходится сказать: «Платон мне друг, но истина дороже...»
горожанин
Учитывая местоположение, с восстановлением Спаса на Сенной все значительно сложнее (не говоря уже о том, что он сам был значительно больше), а здесь вполне могут воссоздать.
Колпак
Нужно конечно восстанавливать, красивая доминанта.И наследия Захарова мало осталось.
Николай Антонов
Безнадёжная затея. Столько средств никто никогда не соберёт на эту стройку. Начать могут, наверное, но объёмы затрат, судя по этим картинкам, совершенно неподъёмные. Вон, на Сенной-то сколько разговоров было про воссоздание храма. А в итоге? Только на маленькую часовенку на основе памятника едва хватило средств. Про воссоздание собора и колокольни даже мечтать смешно. Здесь, по-моему, ситуация ничуть не лучше.