Отзывы о проектных компаниях (архитектурных бюро)
05/09/2019 23:42
Петербургские девелоперы за последние десятилетия сформировали круг архитектурных фаворитов из числа проектных компаний. «Канонер» выяснял, как выбирают и за что ценят современных зодчих, а также попытался рассмотреть темную сторону связки «архитектор — застройщик».
Топ любимчиков местных девелоперов «Канонеру» перечислили в Knight Frank. В их числе называют архитектурное бюро «А.Лен», студию «Интерколумниум», бюро «Герасимов и партнеры», мастерскую «Студия-17». «При работе над проектом мы высоко ценим компетентность команды и стремимся снижать риски, поэтому для клиентов мы в первую очередь рекомендуем компании, имеющие необходимый сопоставимый опыт и качественные реализованные объекты», — рассказывает о критериях выбора руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев. Он уверен, что рынок охотно дает шанс и молодым проектировщикам: «Если архитектор не имеет широкой известности в городе, но имеет необходимый опыт — все возможно».
«Мы смотрим в первую очередь на совпадение наших с архитекторами взглядов. Для нас самое важное, чтобы архитекторы и проектировщики понимали и принимали нашу идеологию и принцип функционального проектирования, могли удовлетворить все наши требования как заказчика», — поделились в группе Legenda. Стоит отметить, что постоянным партнером компании на многих проектах является упомянутое выше архитектурное бюро Евгения Герасимова.
А в Setl Group с «Канонером» поделились одним из самых, по мнению девелопера, удачных примеров сотрудничества с архитектурным бюро. Это проект Stockholm, который построили напротив Елагина острова на берегу Большой Невки в 2017 году. Корпуса в виде двух подков и набережную с декоративными кустами, дорожками и скамейками придумали в архитектурном бюро «Студия 44» Никиты Явейна.
«В силу особенностей места проектировщики предложили отказаться от традиционных для городской застройки прямоугольных, кубических форм и сделать проект гармоничным продолжением природного ландшафта. Так появились скругленные объемы и натуральные светло-песочные фасады с темно-коричневыми вставками. Корпуса-подковы позволили сделать каждую квартиру видовой», — вспоминают в Setl Group.
В группе «ЛСР» работают с приглашенными специалистами, предпочитая проверенные мастерские с именем и опытом. «При выборе архитектора или целой мастерской для создания облика жилого дома застройщик, как правило, руководствуется репутацией, опытом и портфелем реализованных проектов. Если речь идет о масштабном проекте недвижимости, важно, чтобы специалисты мастерской смогли вписать объект в городскую среду, а также сумели отстоять свое архитектурное видение перед градостроительным советом», — поведала «Канонеру» руководитель архитектурно-дизайнерской группы ЛСР Оксана Андросова.
Она считает, что профессиональный уровень российских архитекторов «сильно вырос», благодаря чему жилые проекты Петербурга отвечают международным стандартам и современным архитектурным тенденциям. «Строительство безликих домов из бетона и стекла, похожих на офисные здания, ушло в прошлое», — считает госпожа Андросова.
У группы RBI есть свой пул архитекторов. «Они умеют работать с классикой, с уважением относятся к исторической застройке, отдают дань мастерам прошлого», — комментирует директор по маркетингу RBI Михаил Гущин. Хотя критерием выбора является опыт и реализованные проекты, в компании готовы работать и с молодыми архитекторами. «Если видим, что его идеи созвучны концепции будущего жилого комплекса, не сомневаясь, предложим ему поработать над нашим проектом», — пояснил «Канонеру» господин Гущин. А вот готовить рабочую документацию в компании доверяют уже собственной проектной компании Development Systems (с недавнего времени вошла в структуру холдинга).
Опрошенные «Канонером» девелоперы пока не готовы давать свободу архитектурным фантазиям проектировщиков. «У любой творческой свободы в бизнесе, хочешь не хочешь, есть довольно много ограничений, в первую очередь экономических. Мы всячески приветствуем свободу в выборе фасадных решений, дизайна. Но такие вопросы, как проектирование квартирографии, технические и конструктивные решения, проектирование благоустройства и еще ряд других, решаются только на основании подробных технических заданий от девелопера. В конце концов, именно на девелопере лежит ответственность за востребованность продукта на рынке», — говорят в группе Legenda. Впрочем, считают девелоперы, творческий подход необходим, когда требуется решить сложную нетиповую задачу: «Таковых при разработке проектов „Легенды“ бывает довольно много».
Оксана Андросова отмечает, что простора для творчества архитектора больше в проектах высокого класса, где больше инвестиций и материалы дороже. Впрочем, считает она, «самые разнообразные решения можно реализовать и в недорогом проекте недвижимости».
«Вопросы архитектуры и мастер-планирования всегда остаются непосредственно за архитектором. Надеюсь, что мы относимся к тем заказчикам, которые дают специалисту возможность самостоятельно решить поставленную задачу, и не стремимся “водить рукой мастера”», — резюмирует опыт RBI Михаил Гущин.
Представители девелоперских компаний, если даже имеют проблемы с архитектурными бюро, предпочитают не делиться негативным опытом. Из опрошенных девелоперов только в Knight Frank припомнили случаи замены проектировщика. Как правило, причиной были разногласия в стоимости этапов проекта, смена собственника или кардинальные изменения в концепции. «Хотя это случалось редко и подобная практика в целом не является оптимальной для проектирования», — рассказал Игорь Кокорев. О том, что это были за проекты, он не сказал.
В Legenda подобных замен, по информации самих девелоперов, не происходило. «Чтобы таких эксцессов не случалось, штатные архитекторы компании сопровождают и участвуют в проектировании на всех стадиях, дорабатывая множество рабочих деталей», — поделились в компании.
По информации «Канонера», проблемы проектирования чаще всего бросаются в глаза, когда речь идет о строительстве зданий по заказу Смольного. Так, среди примеров можно вспомнить школу на 825 детей на Муринской дороге. Проект двух-трехэтажного здания разработало ООО «Сотэкс», входящее в группу «Балтрос». Качество проектной документации оказалось таким, что потребовалось ее корректировать. В итоге школу сдали в июле.
Похожая история произошла с детским садом на 170 мест (совмещенным со школой на 300 детей). Он должен был появиться на Туристской улице, 28, в 2012 году. Проект трехэтажного здания разработало ООО «Институт современных строительных технологий». Когда объект покидал подрядчик ООО «Славстройинвест-реконструкция», то в объяснительной записке утверждал, что проект «морально устарел», оборудования для него не достать, а еще было непонятно, куда делись важные разделы технической документации и смет.
Ровно по той же причине с 2015 года не могли сдать садик на 160 детей во дворах на Морской набережной. Трехэтажную прямоугольную коробку спроектировали в ООО «Строй-ресурс» (входила в O2 Group). Когда приступили к стройке, оказалось, что проект нужно полностью переделывать: строители жаловались, что «жизнь» объекта пришлось поддерживать собственным дизель-генератором. По информации издания, садик пока не сдан.
«Понимаете, по подобным документам просто невозможно ничего построить. В бумагах нарисованы какие-то скворечники, которые надо корректировать. Иногда ужас берет, что там нарисовано. Самое страшное, что такая некачественная проектная документация уже прошла госэкспертизу. Как — загадка. Поэтому мы решили выйти из госпроекта без потерь, иначе сами бы потеряли немало денег из-за проволочек и переделок», — поделился с «Канонером» один из бывших подрядчиков фонда комитета по строительству. Во второй компании изданию сказали, что уход строителей из-за ошибок проектирования — «нормальная практика».
Архитектурный критик Мария Элькина в беседе с «Канонером» пояснила, с чем связаны существующие проблемы с проектировщиками. Культуру выбора проектных организаций она считает «очень низкой» из-за специфических строительных норм и высокого уровня коррупции при согласовании архитектурных проектов.
«Наш заказчик плохо знаком с критериями, по которым действительно нужно выбирать архитектора, который может не только сделать проект красивым и заметным, но улучшить коммерческие показатели. Пока ситуация плачевна: выбирая внешнюю проектную организацию, застройщик выбирает того архитектора, который обещает побыстрее согласовать проект во всех инстанциях. Увы, это единственный критерий», — сетует госпожа Элькина.
Второй глубокой проблемой собеседница считает закон о госзакупках, а под него попадает около 80% строительного бизнеса в России. «Вообще сам выбор архитектора на тендере и отсутствие закона об авторском надзоре — катастрофа для Петербурга. Это наносит больший вред городу, чем коррумпированные чиновники и жадные застройщики», — уверена Мария Элькина. Она считает, что ситуацию можно исправить, наняв иностранного архитектора, который будет работать в связке с местными проектировщиками, знакомыми с местными процессами согласований.
Стоит отметить, зарубежные архитекторы охотно выходят в Петербург. Среди них можно вспомнить американское Work Architectural Company, голландское KCAP Architects & Planners, испанского архитектора Рикардо Боффила, британскую мастерскую Grimshaw & Partners Ltd. и других.
По этой ссылке вы найдете список известных петербургских проектных компаний и сможете отправить один запрос сразу во все.
Фото Дмитрия Ратникова
Изображения, прикрепленные к публикации: