«Канонер» изучил, как в советское время оформляли брандмауэры
08/02/2018 12:32
В последние годы власть благосклонна относится к крупномасштабным рисункам на брандмауэрах домов, причем в самом центре. Особенно силен подход в Петроградском районе, где чиновники отдают стены художникам в рамках госпрограммы. «Канонер» решил собрать примеры того, как оформляли глухие стены в советское время.
Художественное оформление брандмауэров в советское время началось почти сразу после революции. Правда, ни один из таких примеров до сего дня не дошел. Наибольший пик популярности пришелся на 1960–1970-е; тогда на стенах стали создавать мозаичные композиции. Второй популярный материал — кованый металл.
Некоторые образцы оформления оказались утрачены в российское время. В 2009 году в рамках капитального ремонта дома 2в по Сердобольской улице сняли обсыпавшееся к тому времени панно «Рабочие Выборгской стороны в борьбе за советскую власть» и «Путь В. И. Ленина в Смольный», где схематично изображалась дорога от Сердобольской улицы (в доме № 1 находился Музей-квартира Ленина) до Смольного. В 2012 году при ремонте фасадов с дома на улице Ленина сняли металлическое панно «Ленинские места Петроградского района», при этом, кстати, сохранились направленные на него прожекторы на соседнем доме 13.
Михаил Мамошин, гендиректор ООО «Архитектурная мастерская Мамошина»:
— Брандмауэр — это сильнейший семантический знак Петербурга, и он не должен утратить свою ментальность. А потому рисунки на брандмауэрах должны делаться с большой осторожностью. Они обязаны быть элегантными. Ни в коем случае не должно быть плакатности и яркости — наоборот, все нужно выдерживать в колористической гамме города.
Рисунки не должны снижать или вообще ликвидировать собой градостроительный аспект брандмауэров. Чем меньше после нанесения рисунка он будет отличаться от обычного брандмауэра, тем лучше. Более того, панно должно быть сомасштабно человеческому росту, а крупноформатные панно для центра и вовсе исключены.
У нас в городе есть прекрасные примеры решения брандмауэров. Например, там, где ломается улица Пестеля, брандмауэр оформлен в честь героев Ханко. Вот это уровень оформления брандмауэров. Там все сделано профессионально, мастерски, сегодня вряд ли кто так сможет. Помимо художественной ценности, оформление на Пестеля отлично работает и градостроительно — замыкает перспективу улицы до излома.
Возможно, некоторые изображения стоит делать съемные. Например, на День Победы, на другие праздники можно вешать плакаты, а затем их убирать.
Боткинская улица
В 1960-х на брандмауэре дома 1 по Боткинской улице, обращенном в безымянный сквер, появилась мозаичная композиция «Человек и космос». Ее исполнила художница Валентина Анопова.
Введенская улица
В 1974 году построили административное здание на Введенской улице, 10а. Оно примерно на 15 метров отступает от красной линии, оголяя брандмауэры примыкающих домов. На одном из них, доме 10, поместили металлическую композицию в виде планеты, вокруг которой летят реактивный самолет и карета с тройкой лошадей. Вероятно, появилась композиция также в 1970-х.
Ковенский переулок
Построенная в 1936 году типовая школа в Ковенском переулке, 10а, расположилась с десятиметровым отступом от красной линии. Из-за этого открылся вид на часть брандмауэра дома 12. Примерно в 1970-х на нем выполнили мозаичное панно. Оно тематически связано с детской спортивной школой Дзержинского района, разместившейся в те годы в доме 12. В последнее время верхняя часть мозаики отсутствовала. В ходе ремонта фасадов спортшколы, проведенной в 2022 году, утраченный элемент восстановили.
Ленинский проспект
В 1987 году был построен панельный жилой дом на Ленинском проспекте, 100, корпус 2. К Ленинскому он вышел брандмауэром. Вероятно, сразу после постройки в его верхней части нарисовали шестиэтажную эмблему Молодежного жилого комплекса (МЖК) — программы создания нормальных жилищных условиях для молодых семей, существовавшей в СССР с 1971 года до окончания советской власти.
Малый проспект Васильевского острова
В конце 1980-х годов появился рисунок на брандмауэре дома 47, литера А, по Гаванской улице, выходящего на Малый проспект. Это яркая фигура Будды под деревом в сиянии света. Авторами стали студенты художественно-промышленного училища имени Мухиной. По версии КГИОПа, рисунок выполнили летом 1990 года в рамках американо-советского проекта «Все за одну Землю». Также, по данным комитета, центральная фигура изображает не Будду, а Мать-Землю.
Улица Пестеля
Во время войны был сильно разрушен доходный дом на улице Пестеля, 11. В 1946 году часть дома восстановили, а торцевой фасад превратили в монументальную мемориальную доску. Она посвящена защитникам полуострова Ханко (Гангут), сражавшимся в 1941 году. Вокруг доски поместили барельефы с морскими символами, знаменами и накладными надписями. Авторами реконструкции были архитекторы Валентин Каменский и Анна Лейман. Дом занимает видовое место: из-за смещения улицы в него упирается перспектива со стороны Фонтанки.
Приморский проспект
Западный брандмауэр дома 6 по Приморскому проспекту, хорошо видимый как со старой, так и с прибрежной трассы магистрали, дополнен четырехэтажной мозаикой. Она изображает предположительно солдата с трубой и рабочего с наковальней и красным знаменем в руках. Когда панно появилось и что символизирует, установить не удалось.
Площадь Стачек
Брандмауэр дома 2/2 по проспекту Стачек, ставший частью площади Стачек, в советское время имел три разные композиции. Изначально, примерно с конца 1920-х, на нем помещался рабочий со знаменем, текстом «Выше знамя ВКПб» и четырьмя заповедями члена партии. Во второй половине 1930-х рабочего заменили архитектурно оформленным портретом Иосифа Сталина. В конце 1950-х, после развенчания культа личности, это изображение убрали, восстановив ровную оштукатуренную стену.
В 1965 году здесь разместили монументальное панно «Революция» с изображением эпизодов революционной борьбы рабочих Нарвской заставы. Его выполнили по проекту выпускника художественно-промышленного училища имени Мухиной Рифката Багаутдинова, для которого это была дипломная работа под названием «Проект росписи брандмауэра на доме по площади Стачек».
Улица Чапыгина
В 1959 году была построена гостиница «Дружба» (ныне «Андерсен») на улице Чапыгина, 4. Ее расположили с 15-метровым отступом от красной линии, и в результате брандмауэр дома 61 по Каменноостровскому проспекту стал частью облика улицы. Было решено нанести на оголенную стену рисунок, созданный художником Борисом Аксельродом. Он выполнен из красных линий на белом фоне и изображает дружбу трех рас — в соответствии с прежним названием гостиницы.
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
При капитальном ремонте дома на Курляндской закрасили Леопольда
Утраченный элемент советской мозаики в Ковенском переулке восстановили
При ремонта дома в Ковенском переулке сохранят мозаичное панно
Граффити с самолетами на Большой Зелениной требуют убрать через суд
Жительница добавила стрит-арта новостройкам на проспекте Энергетиков
Комментарии
Руслан
у фотоочевидца память лучше
Руслан
мальчику 14 было, мог ошибиться
Руслан
Спасибо!
ещё можно добавить название Вода — это Жизнь,
детальное рассмотрение картины с этим названием делает очевидным отсутствие божественных персонажей
Редактор
Руслан
Вот еще одно подтверждение, что не 1990-й, —vk.com/wall-26680240_269479?reply=269576 .
Конечно, нет смысла, потому что рисунок не является памятником.
Руслан
в воспоминаниях говорится только о том что очевидица «в конце 80-х» жила на Ваське, противоречий с летом 1990 года нет,
да, верить организации в названии которой про охрану и историю смысла нет,
может поверите соавтору Николаю Богомолову (“Все за одну Землю”)
Редактор
Руслан
Очевидица говорила про конец 80-х —vk.com/wall-26680240_251661
Следовательно и к остальным сведениям сегодняшнего релиза КГИОПа нет 100%-го доверия. В любом случае справка создавалась по тем отрывистым сведениям, которые были на момент публикации, сейчас добавил версию КГИОПа.
Руслан
«В 1980-х годах появился рисунок на брандмауэре дома 47, литера А, по Гаванской улице, выходящего на Малый проспект. Это яркая фигура Будды под деревом в сиянии света. Авторами стали студенты художественно-промышленного училища имени Мухиной.»
почти правильно
рисунок называется Water is Life, был сделан летом 1990 года совместно с художниками из США, Мексики и Гватемалы, и на нём изображена Мать-Земля
Редактор
Согласен. Впрочем, мне еще нравился дважды упомянутый в комментариях рисунок на Чкаловском. Его главный плюс — тонкие линии и неброские цвета, из-за которых влияние на архитектуру этой части города минимальное.
Катер
Да-да, но он, пожалуй, самый приличный из всех современных оформлений брандмауэров, тоже как будто составляет архитектурную часть самого дома, если не интересоваться специально — «сойдёт» и за советский, т.е. отличный ©.
Редактор
Катер
Памятный знак женщинам-бойцам МПВО Ленинграда появился в российское время, а подборка о советском.
Катер
*Деталей; кровь из глаз, как брандмауэр МЖК.
Катер
Да, действительно! Просто не будучи поклонником этого дома, не могу оценить всю красоту замысла; даже смело улавливалось сходство с графикой памятника женщинам-бойцам МПВО Ленинграда (не кричащего своим украшательством): в канонерской подборке этого нет, но вроде бы глумление над естественными брандмауэрами с проделыванием в них оконных проёмов, и особенно наклеиванием ложных архитектурных деталий, — скорее уже современная беда? светлый путь Ильича был важнее инсоляции.
Редактор
На Малом проспекте это часть общей архитектуры здания, а не попытка заделать «скучный» брандмауэр.
Катер
Вот ещё брандмауэр:p3.citywalls.ru/photo_7-7...pg?mt=1273625807 , но вряд ли здесь можно применить цитату: «развитие архитектурного действия; многоплановая композиция с ее мощными крупными формами выразительно воспринимается с Малого пр. и во множественных ракурсах; от многих конструктивистских построек с монохромной цементной штукатуркой дом Свирьстроя отличается звучным цветовым решением — темно-красным тоном фактурных стенных поверхностей в сочетании со светло-серыми деталями». (Так создавать архитектурные мадригалы по мотивам оголённых стен — это талант).
Редактор
Мы с Горожанином обсуждали примеры, когда на Петроградской стороне целенаправленно замазывали рисунки. Их не оказалось. Обводный находится не на Петроградке.
инженер
Жалко...
Горожанин
И я весьма произвестен вашими хорошими сообщениями. Да, будем знакомы и будем... оппаньки. Покамест ваше тут не надо.
вѢсовщикъ
я как совецкий активист готов за свой счет восстановить волнующую композицию на Сердобольской о пути Ильича с финским телохранителем отсюда в историческом Октябре
при условии что конечный пункт похода с тем же финном будет заменен на историчски более правдоподобный (и потому тщательно скраваемый ) -
— на Фурштатскую на встречу с резидентом германской разведки — сторожем тамошней немецкой школы и кирхи
-----
Советское — значит отличное ©
Горожанин
Ваше издание никогда не было замечено в торговле мнениями. Пусть и дальше будет так, я вам доверяю. Нет темы — значит нет её, могу же я ошибаться?
Редактор
Горожанин
Как я вижу, примеров-то закрашивания брандмауэров как метода очистки фасадов от проявлений вандализма (граффити всегда к нему относились) нет. Напротив, чиновники судятся, чтобы их — незаконные и не прошедшие градсовет — оставить. Несмотря на крайне низкий художественный уровень этих рисунков.
Горожанин
> Пример-то приведите
На Чкаловском не было нужды закрашивать рисунок, так как при «разукрашивании» штукатурка уже была отремонтирована. Есть ли планы восстановить рисунок, или как с Мефистофелем?
То-то. :)
Вспоминаю скандальные закрашивания портрета майора в исп.Нагиева и пр., там с пол-десятка эпизодов.
У Ланской барельеф сбили.
На «камчатке» не дали сделать граффити в виде профиля Цоя (на доме рядом, вы должны были слыхать). На Обводном помню был скандал, а что было без скандала? Я не знаю. :)
Всё новое закрашивают силами комунхоза, возмущения остались на десятки лет назад, теперь это норма, не вызывает инфоповод. Т.е. такого, «половые органы есть? Пропаганда излишеств всяких нехороших? Нету? Рисуй, Вася!», такого нет, о чём я и сообщаю. Чего мы лишаемся, чтобы «чего не вышло» поинтересуйтесь.
Новые официально приемлемые граффити тоже туда тема, вы писАли об этом.
Куда постепенно девались советские агитационные «разукрашивания» — тоже можно узнать у энтузиастов.
Редактор
Да. А почему «так ведь»?
инженер
Так ведь закрасили брандмауэр на Обводном у Лиговки.
Катер
Брандмауэр на Пестеля — один из самых красивых, графически безупречных и полноценных фасадов. Лишён назидательной монументальности и живописно срастается с окружающими более ранними постройками. Вообще, с советской графикой повезло.
горожанин
Дом Бажанова имеет один из самых романтичных брандмауэров в Петербурге с трех сторон, но закрасить его довольно сложно — краски не хватит :)
ArtTrapeza
На шоссе Революции, 69 было панно революционной тематики.
Редактор
Горожанин
Пример-то приведите. Я знаю только историю с Чкаловым, но там был капремонт всех фасадов дома, а не целенаправленное уничтожение незаконного граффити (как должно быть)ю
Горожанин
Закрашено и на ПС, и не один Городской остров в Петербурге. Я не зря предложил вам использовать активистов, говорить пока не запретили.
Редактор
Ничего подобного. На Петроградке по жалобам не закрашено ни одного рисунка, дом на углу Обводного и Верейской не могут освободить от рисунка уже несколько лет постоянных переписок и решения суда. Получается пока только чистить ТП, да и то только потому, что там хозяин — не город, а Ленэнерго.
Горожанин
> В последние годы власть благосклонна относится к крупномасштабным рисункам на брандмауэрах домов...
Очевидно, что это не так, народные графити и барельефы признаны властью опасными, срубаются и закрашиваются, замещаются официально-бессмысленными, но безопасными.
Пока нет, как видно, решения свыше — фас, пока потихоньку.
И вы, Карпонерка, можете легко в этом убедиться, попросив активистов сообщать об уничтоженных граффитях и об их приемлемой горвластям замене. Пока можно.
Закрашенный Петербург. Дарю название со всем почтением.
инженер
Я бы по возможности застраивал брандмауэры новыми домами. Или превращая их каким-либо образом в полноценные фасады, как на Пестеля.
Но не всегда это возможно. А потому-какие-либо композиции на них вполне уместны. И подходить к этому вопросу надо не столь костно и консервативно, как делают у нас, порой уничтожая уже что-то сделанное.
Новые районы-другая статья. Там не брандмауэры, там скорее глухие торцы блок-секций. Соответственно и подход к их оформлению должен быть еще более свободный.
ЗЫ Получи Мамошин глобальный заказ на оформление брандмауэров и торцов, уж он бы наделал одних «шедевров», в отличии от некоего художника (от слова худо :)) Васи Пупкина.