Омоложение по-девелоперски: как старинные дома Петербурга «становятся» советскими
13/09/2016 19:13
В Петербурге участились случаи, когда у дореволюционных зданий вдруг меняется год постройки и становится советским. Причина очевидна: в отличие от старинных домов, советские можно сносить и не воссоздавать. Лавочку разными способами пытается прикрыть группа градозащитников «Экология рядовой архитектуры».
Согласно закону о зонах охраны, в историческом центре запрещено сносить исторические здания, то есть построенные до 1917 года. А если власти дадут добро на разборку «аварийных конструкций», то потребуется последующее воссоздание лицевого фасада.
Первым, кто попытался обойти эту норму, стало ООО «Домус рент». Компании удалось убедить ГУИОН изменить время постройки комплекса казарм и конюшен лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады на улице Короленко, 5 и 5а. Представители компании также делали экскурсии для журналистов, уверяя, что даже старые карты свидетельствуют о советском происхождении зданий. А на картах можно было увидеть лишь небольшой сдвиг застройки при наложении к современному спутниковому снимку, что характерно для ручного рисования планов.
Так или иначе, в 2012 году здания снесли (подрядчиком числилось ООО «Ресстройсервис»), а взамен власти разрешили купившей проект группе «ЛСР» возвести здесь не копии утраченных казарм, а совершенно новый жилой дом.
Свое умение преодолевать законодательство показали и федеральные власти. Для строительства многопрофильной клиники Военно-медицинской академии на улице Доктора Короткова надо было снести старинные постройки. В итоге общежитие, состоявшее из дореволюционных и советских сегментов на Боткинской улице, 19–21, а также прачечная 1909 года постройки стали советскими. Весной 2015-го их по заказу ОАО «Главное управление обустройства войск» (структура Минобороны) разрушило ООО «Строительная фирма „Ирон“».
Осенью 2015 года не стало лицевого корпуса на Ждановской улице. Его по заказу ООО «Диджиком» (входит в GS Group) разобрала группа «Размах». Дом числился дореволюционным, но стал советским.
Старинный краснокирпичный корпус завода «Новый Лесснер» вдоль улицы Александра Матросова юридически стал датироваться 1922 годом. Он был разрушен вместе с другими советскими и дореволюционными зданиями по заказу ООО «Производственно-складской комплекс „Норд“» (входит в группу NordEst). Компания подготовила площадку то ли для застройки, то ли для продажи. Освобождать землю от зданий в 2015–2016 годах помогало ООО «Спрингалд», входящее в группу Springald.
История со Сталепрокатным заводом на 25-й линии Васильевского острова, 6–8, показала несовершенство системы инвентаризации домов. Гендиректор ГУИОН Алла Эккерман рассказала, что лицевое здание под номером 6, корпус 1, состояло из разновременных секций. Они датировались разными периодами: 1927, 1917–1928 и 1955 год. Дом 8 состоял из секций «до 1917 года» и 1957 года. В техническом задании к одному из госконтрактов предполагалось, что сведения о дате постройки зданий будут представлены в виде одного года постройки. В итоге ГУИОН направило в адрес Росреестра произвольно выбранные года — 1927 (6, корпус 1) и 1957 (8).
Так старинные здания стали советскими, а потому теперь КГИОП считает, что их не следует воссоздавать. Тем не менее застройщик ООО «Остров сити», входящее в Setl Group, намеревается отстроить заново один из старинных домов — особняк Шопена. Возможно, на этом настоял проектировщик — ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова», а конкретно Андрей Шаров.
Весной 2016 года стало известно, что правоохранительные органы возбудили первое и пока единственное уголовное дело по факту изменения даты постройки здания «с приложением заведомо подложного документа». Это произошло, когда краснокирпичный жилой дом на Ремесленной улице, 3, возведенный не позднее 1911 года, стал датироваться 1920-м. Причиной махинации, скорее всего, стали планы Смольного снести здание для строительства через него автодороги к «Серному» мосту.
Недавно через суд градозащитной группе «Экология рядовой архитектуры» удалось добиться того, чтобы «восстановить» юридическую дореволюционность двух «Аракчеевских казарм» — бывшей офицерской конюшни (1901) на Кавалергардской и учебной кузницы (1875) на Ставропольской улице. Их три года пытается снести ООО «Прогресс» (бывшее ООО «Реформа»), которым владел собственник Legenda Intelligent Development Василий Селиванов. Дворовые флигеля в 2014 году снесла группа «Размах».
По проекту, разработанному ООО «Евгений Герасимов и партнеры», предполагалось поставить параллельно обеим улицам четыре восьмиэтажных корпуса. Поскольку закон требует воссоздания лицевых корпусов (тех самых, что выходят на Ставропольскую и Кавалергардскую), то проектом планировалось внедрить фасады казарм в новые здания, сделав из них цоколь. Суд по иску Екатерины Кузнецовой и еще шести человек признал такой подход незаконным и отменил разрешение на строительство. Затем «Прогресс» принялся «менять» время постройки, чтобы казармы «стали» советскими.
Здания на 2-й Советской улице, 4а (выходили на 3-ю Советскую), ранее датировались 1917 годом. И внешне они тоже выглядели дореволюционными. Однако впоследствии год поменялся на 1920-й. На каком этапе это произошло, неясно, но минувшей весной прошел снос юридически уже советских построек. На их месте ЗАО «Северный город» (холдинг RBI) возведет девятиэтажный «дом творчества».
Цель добиться прекращения практики произвольного изменения годов постройки ЭРА поставила перед собой и в более глобальном смысле. Она нашла основание: закон «О государственном кадастре недвижимости» прямо запрещает корректировать время создания капитального объекта по заявлению собственника. Такие сведения можно править только в порядке устранения технической или кадастровой ошибки. Однако Кадастровая палата Санкт-Петербурга не обращала на это внимания.
Руководитель ЭРА Николай Лаврентьев возмущается отказом КГИОПа участвовать в решении вопроса. В законе о зонах охраны нигде не сказано, что год постройки определяется только на основании сведений технического паспорта, к которому и причастна Кадастровая палата. К примеру, в КГИОПе есть историко-культурная экспертиза, в которой называется реальное время постройки зданий Сталепрокатного завода — но комитету захотелось поверить только техническому паспорту с его 1927 и 1957 годами.
А в августе ЭРА получила письмо из Федеральной кадастровой палаты, которая указала региональным коллегам произвольно не менять даты создания домов. Николай Лаврентьев надеется, что на этом история закончится.
Участники же рынка считают, что попытки обойти норму о запрете сносить старинные дома и воссоздавать их будут продолжаться, поскольку она является едва ли не главной помехой при работе в центре города.
«Это, как правило, попытка найти лазейку в законе, что синонимично нарушению правил игры. Ведь закон — это и есть правила. Другое дело, что эти правила нарушаются с обеих сторон довольно часто, и это очень неудобно для бизнеса. Особенно строительного и особенно столь ресурсоемкого, как редевелопмент или реконструкция / реставрация в центре. Это длинные и дорогие инвестиции, которые поэтому так особенно нуждаются в неизменности первоначальных договоренностей», — комментирует директор по развитию «Л1» Надежда Калашникова.
Она знает ряд случаев, когда здание вдруг становилось выявленным объектом наследия с кучей ограничений, отправляющих экономику проекта «ко всем чертям». Именно с этим может быть связано желание похимичить с годами постройки или просто снести дом без разрешительной документации.
«Перефразируя классика, нет такого преступления, на которое капитал не пошел бы ради 300%-й прибыли», — прокомментировал проблему председатель совета директоров группы «Ярд» Андрей Кошкин. По его словам, бизнес всегда будет искать лазейки в законодательстве, чтобы обойти то или иное ограничение. «Иногда за попытками бизнеса законодательно изменить параметры своего участка скрывается некачественно проведенная оценка, приведшая к невозможности реализации уже утвержденного проекта», — отметил господин Кошкин.
Гендиректор компании Colliers International в Санкт-Петербурге Андрей Косарев полагает, что махинаций с годами быть не должно: «Любой застройщик обязан действовать исключительно в правовом поле. За нарушение закона должны неизбежно следовать санкции. Другое дело, что положения законов у нас не всегда ориентированы на соблюдение интересов общества».
Эксперт обращает внимание, что людям должно быть важно сохранение исторического наследия, «а не наблюдение за тем, как оно продолжает разрушаться». Для решения проблемы «необходимо выработать четкие механизмы по его сохранению, в том числе определить источники финансирования и ответственность государственных органов и частных собственников».
Организации (компании):
Группа компаний GS Group
(б. General Satellite)
ООО «Архитектурная мастерская Рейнберга и Шарова»
АО «Главное управление обустройства войск»
СПбГУП «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости»
ООО «Евгений Герасимов и партнеры»
ООО «Строительная фирма „Ирон“»
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Группа компаний «Л1»
(б. «ЛЭК»)
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Комментарии
ъ
«А я не понимаю критерии ценности. Ведь очевидно, что в обоих случаях памятниками дома признали только для того, чтобы не дать застройщикам реализовать свои проекты...»
Не понимать возможно...Но это не означает,что критерии ложные...Именно поэтому необходимо,чтобы и критерии были четкие и решения принимались понятно, прозрачно и аргументированно профессионально...,а не по умыслу или заинтересованности группы лиц.
Редактор
tere!
А я не понимаю критерии ценности. Ведь очевидно, что в обоих случаях памятниками дома признали только для того, чтобы не дать застройщикам реализовать свои проекты, иными словами — насолить, а в случае с Разночинной — не потерять лицо.
ъ
.а «инженер строительсва» прямого (профессионального) отношения к прекрасному не имеет.
Для оценки исторической или архитектурной ценности здания достаточно иметь искусствоведов,архитекторов, историков. Прочие специальности,как например : « инженер -строитель» могут приглашаться для идентификации объектов инженерных сооружений,а «краевед» дать заключение по вопросам непосредственно связанных с историей бытования объекта.
Выявить и описать ценностность объекта не тоже,что оставить жене записку на холодильнике.Надо кое что знать и уметь.
tere!
и то, и то. не понимаю вашу иронию.
Редактор
tere!
«Блокадная» подстанция — заведомо ценная? Или детский сад на Разночинной? Да перестаньте.
tere!
я не помню, чтобы там было «ВДРУГ». они покушаются на заведомо (исторически) ценные здания, а потом такие удивляются: «ну как же так! ВНЕЗАПНО вы нам помешали!»
Дмитрий Л.
Это по факту и так сейчас сделано в режимах охранных зон, но ущербно, без определения предметов охраны (равно как и меры ответственности за нарушения режимов).
Такое было понятно как временная мера, чтобы затормозить массовые сносы. Но проходят годы, и эта ситуация только закрепляется в законодательстве, проблемы же при этом никак не решаются.
78
Логично, но где гарантия, что этот профессионал не «скурвится» с бизнесменом-чиновником?!
Поэтому профессионал, должен понимать изначально, что если он подписывает «псевдосправедливый» приговор дому, и вдруг что-то пойдет не так, то он сядет по статье УК + лишится диплома, звания, и работа в этой области ему будет «заказана» навсегда!
Катер
С лингвистической целью знакомлюсь с провинциальными йоропейскими новостями, там сохранилась особенность: делать сообщения из мэрий, выполняющих функции ЗАГСов, так вот, из 100% местных жителей высшим образованием и квалифицированными знаниями обладают процентов 10-15. Для начала нужно перестать выдавать дипломы 90% «квалифицированных инженеров строительства», диплом которых не имеет никакого отношения к прекрасному.
ъ
Вы предлагаете «поголовное» признание всех зданий памятниками. Это конечно не правильно по сути. Судить надо не по датам, а по характеристикам к здания вцелом так и его частей, определяющих статус памятника. Причем перечень этот должен быть РАЗВЕРНУТЫМ. То есть ПОДРОБНО описывать каждую характеристику,исключая трактование смыслов и терминов.
Сделать это не трудно,взяв за основу существущие методики классификации и описания предметов материальной культуры, доработав их применительно к зданиям и сооружениям,не исключая опыт оценки и классификации международные.А затем строго и ПРОФЕССИОНАЛЬНО исполнять,убрав из круга людей, принимающих решения о статусе здания бизнесменов, дирижеров и примкнувших к ним «любителей прекрасного».
Сапоги должен шить сапожник,а пироги печь пирожник.
78
«...Я профан в экономике, поэтому интересуюсь, неужели при строительстве дома в центре нельзя срезать несколько этажей, распределив стоимость между другими квартирами, но приобретя репутацию строителя, выполняющего царские указы...»
А зачем, если и так купят!)) Строители делают то, что прописано в договоре с Заказчиком. В противном случае это конфликт сторон, и не к чему хорошему это не приведет!
78
Ну вы нашли чего сравнивать!)))
Катер
Продолжим логический ряд. При возникновении ДТП будем судить за мошенничество?
Здесь вопрос добросовестного исполнения своих обязанностей, не более того.
Я люблю приводить в пример производителя колбасы, для которого вымачивание этой самой колбасы в растворе и изменение её срока было делом всегда более выгодным, поощряемым и даже приятным. Суть этого бытового поступка невозможно перевести на итальянский, французский и другие языки — не переводится сама логика такого «мошенничества». Трудно ждать качества от сегодняшних студентов. Выпускник кулинарного техникума никогда не слышал имя Эскофье. Но хотя бы этажность и сроки им могут быть доступны. Я профан в экономике, поэтому интересуюсь, неужели при строительстве дома в центре нельзя срезать несколько этажей, распределив стоимость между другими квартирами, но приобретя репутацию строителя, выполняющего царские указы.
ahvalj
Провести черту и признать все песни, исполняемые на российской эстраде, музыкальными шедеврами! И всё, точка!
78
То что вы написали, есть нарушение ПДД, а ДТП последствия нарушения ПДД! Чуюте разницу?!
Провести черту и признать все дома построенные до 1953—1955гг памятниками архитектуры! И все, точка!
Редактор
«Блокадную» подстанцию и дом Шагина не помните? А медсанчасть на улице Одоевского? А детский сад на Разночинной?
tere!
«Она знает ряд случаев, когда здание вдруг становилось выявленным объектом наследия с кучей ограничений» — хотелось бы увидеть примеры.
А вообще-то у них (девелоперов) крайне порочная логика: они рассматривают датировку зданий как условный атрибут, который можно приклеить какой угодно, и единственное их желание (даже вот у этого «умеренного крыла» девелоперов) — это чтобы этот атрибут не менялся, однажды данный. Хотя суть в том, что год постройки здания — это не атрибут, а объективно существующий факт, который можно и нужно подтверждать, причем в любой момент, и речь вовсе не об «игре», а, по сути, об установлении истины
ъ
78
«любые попытки с махинациями статусности и аварийности, будут рассматриваться как мошенничество и уголовное дело будет заводится автоматом»
Махинации со статусностью будут ...потому что объект признается памятником на основании заключения экспертов ,исторических материалов и натурных исследований, смысл которых по желанию можно интерпретировать по разному. Далеко ходить не надо: последние публикации о экспертных заключениях ,где « типичный дом рядовой застройки каких много» или «здание строил архитектор не выдающийся» легко принимаются КГИОП к обсуждению.
К тому же оценочные характеристики объекта часто носят размытый характер и уж тут простор для манипулирования и жонглирования терминами и понятиями безграничен.
Так что менять нужно не УК, а принципы оценочной деятельности для объетов культурного наследия. Ну и кадры ( которые решают, как известно, ВСЁ) нужно подбирать тщательнЕе.
Катер
навстречу, то есть.
Катер
То есть едет человек на встречу автомашинам, вопреки правилам, нужно его сразу за мошенничество в суд. Интересно.
Редактор
Очередная демагогия? Или хотя бы раз источник приведете?
78
Мошенничество и подделку еще нужно доказать! Тут смысл в другом. Пресечь изначально действия или попытки обойти закон, пользуясь «дырами» в законодательстве! Например: признан дом памятником архитектуры, некое лицо считает, что он не памятник, а заурядная постройка, далее дом лишают статуса памятника, потом он неожиданно признается аварийным и идет под снос! Так вот, если он изначально был признан памятником, его никто не имеет права лишать этого статуса, и плевать на то, что там фасады «обычные». Чиновник или проектировщик, должны знать, что любые попытки с махинациями статусности и аварийности, будут рассматриваться как мошенничество и уголовное дело будет заводится автоматом, в случае жалобы на действия этих лиц! Начали сносить дом, поступила жалоба, «автоматом» сразу возбудили дело о мошенничестве! Примерно как при ДТП, или административка, или Уголовка! Это они пускай потом в суде доказывают, что они белые и пушистые.
Редактор
Потому что нет информации, что год поменяли сейчас, а не в советское время.
ъ
.Ничего добавлять в УК не требуется,т.к . любая подделка или искажение документов с целью получения выгоды уже есть мошенничество...,про «группу лиц по предварительному сговору» даже не говорю...Просто Закон должен работать,но в атмосфере коррупции это -сверхзадача...
78
А что мешает принять статью в УК, которая приравнивает любые отступление от правил или попытки обойти закон к мошенничеству?!
любитель природы
Для радетелей старины.
Не стоит уподобляться т.н. девелоперам(или как их [или они сами себя] ещё кличут, слово само по себе -УЖАС) и передёргивать факты. Зданьице, изображённое на фото №3 (полукругленькое такое) вовсе не дореволюционное (если конечно же имеется ввиду ВОСР). Построено оно в конце 1950-х гг. (или начале 1960-х гг.).
вЪсовщикъ
снятие Зиновьева с поста председателя Ленсовета, предрешенное на заседании Политбюро 18 марта 1926 г.
В августе 1926 года Зиновьев был исключен из Политбюро ЦК, в октябре
1926 г. — отстранен от работы в Коминтерне
===================================
замена 1917 г на 1926 г ( месяц можно выбирать. см выше)
может серъезно помочь
нет
ВМА — это афера века! Преступно Снесли исторические здания, которые по закону должны были стоять еще долгие годы. Теперь монструозный гигантский новодел-комплекс клиники визуально раздавил весь квартал своим крупом.
Разрушителей исторического облика города — к ответу!
—
И это — обман всех и всея — не только в градостроительстве.
Колпак
А почему не указали махинации с годом постройки Алексеевской церкви, она то ценнее представленных примеров?