КГИОПу доказали, что снесенный дом в Зеленогорске — отель «Бель-Вю»
28/12/2015 17:24
Специалисты доказали КГИОПу, что незаконно снесенное здание на Театральной улице, 1, в Зеленогорске в действительности является гостиницей «Бель-Вю». Ранее ею считался другой дом.
В настоящее время памятником архитектуры регионального значения под названием «Гостиница „Бель-Вю“» числится дом на Театральной улице, 9. В действительно он к отелю отношения не имеет — это дача Мюзера. Настоящая гостиница, на Театральной, 1, выходила на Приморское шоссе, но памятником не числилась.
Об этой ошибке, которую зеленогорские краеведы заметили давно, в 2015 году КГИОПу рассказал «Канонер». Зампред ведомства Ольга Милица отнеслась к информации с интересом и пообещала провести историко-культурную экспертизу. Ее доверили Алле Кищук, выступавшей от лица подрядчика ООО «Научно-производственное и проектное объединение „Союзстройреставрация“».
Госпожа Кищук подтвердила, что настоящая гостиница — дом 1 по Театральной, а не дом 9. Выяснилось, что здание было построено в 1880-х годах. С начала 1960-х происходили постепенные утраты, наиболее значительные из которых пришлись на 2008 год — в гостинице был крупный пожар. Пять лет «Бель-Вю» простоял в таком виде, и в 2013-м постройку снесли, причем незаконно, но виновных лиц установить не удалось.
Сейчас от «Пуйстолы», как она называлась в финское время, остался только цоколь из железобетона, кирпича и валунного камня. Тем не менее экспертиза рекомендует включить остатки в список региональных памятников — чтобы была возможность воссоздать гостиницу в историческом виде.
Помимо прочего, Алла Кищук вводит в оборот новый топоним — Театральный парк. Так будет называться комплекс объектов наследия, в состав которого войдут непосредственно парк вдоль Зеленогорского (Жемчужного) ручья, дача Мюзера и гостиница «Бель-Вю». Этимология геонима и время его происхождения в исследовании не приводится; более того, судя по всему, авторство этого словосочетания принадлежит самой госпоже Кищук.
1910-е годы:
Смотрите также:
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Площадь электростанции-памятника на Обводном канале хотят сократить
Перестроенные флигеля дачи в Ольгине лишили статуса памятника
Детский приют на Лермонтовском проспекте убрали из списка памятников
Дом Безобразовой на канале Грибоедова лишили статуса памятника
С 2010 года Белый дом лишил статуса памятника 17 объектов в Петербурге
Комментарии
Дмитрий Л.
Деньги и время будет ведь тратить не город, а тот инвестор, которому может достаться участок. За гос. счет, конечно, что-либо там воссоздавать бессмысленно.
На мой взгляд, если не поставить этот фундамент под охрану, а даче Мюзера дать ее настоящее наименование, это с большой вероятностью может привести в будущем к снятию с охраны всей территории потенциального парка (за исключением непосредственно участка дачи Мюзера), и как следствие — к его застройке.
Randyy
осталось донести эту очевидную мысль до КГИОПа )
Александр Браво
Randyy, тем более название «Театральный парк» не подходит, поскольку объекты, который могут войти в этот комплекс ОКН, к театру никакого отношения не имели.
Randyy
речь не о «создании парка», а об описании ОКН, который, по мнению эксперта, нуждается в названии.
Александр Браво
Позвольте от «зеленогорских краеведов» высказаться :)
Во всей этой истории есть только один положительный момент. Наконец-то КГИОП-ом исправлена ошибка, которая была в ведомственных документах десятилетия и по которой гостиницу «Бель-Вю» (совр. адрес Театральная, 1) и дачу Мюзера (Театральная, 9) по совершенно непонятным причинам объединяли в один комплекс зданий. При этом найденные нами архивные документы однозначно показывали, что это были разные земельные участки, с разными владельцами, здания построены в разное время и имели изначально разное назначение («Бель-Вю» — гостиница, дача Мюзера — частное строение, которое только после революции стало пансионатом «Elite»).
Все остальные моменты — отрицательные.
Дошедшее до нас со значительными утратами здание гостиницы «Бель-Вю» не представляло ни архитектурной, ни исторической ценности. Из-за бесхозяйственности оно было приведено в аварийное состояние и сгорело. Жалко, конечно. Но, тратить время и деньги на работы, связанные с его восстановлением, на мой взгляд совершенно бессмысленно.
Другое дело еще существующая дача Мюзера, интереснейший образец деревянной дачной архитектуры, да еще и потрясающим комплексом печей и каминов внутри, это просто готовый музей. Когда-то это здание было украшением Терийок/Зеленогорска. Несколько лет назад дача Мюзера была продана частному владельцу, который должен был в годичный срок представить проект в КГИОП реконструкции здания и начать работы в соответствии с этим проектом. Однако владелец ограничился возведением 4-х метрового забора вокруг здания, проект не представил, реконструкция не ведется. В моем понимании новый владелец просто ждет, когда здание окончательно сгниет и развалится, чтобы на его месте «воссоздать» что-нибудь похожее из бетона, как это сейчас принято. Лучше бы КГИОП занял активную позицию по этому вопросу и строго в соответствии с обременениями, которые были в договоре о продаже здания, не ограничился наложением смехотворных штрафов, а через суд добился бы, чтобы здание было изъято у нерадивого собственника, и активно бы искал для дачи Мюзера или новое применение как государственной собственности, или нового ответственного владельца. Я совершенно уверен, что если в ближайшее время это не будет сделано, мы этого памятника лишимся. И отвечать за это должен будет именно КГИОП. И я считаю, что это будет уголовным преступлением.
Идея создать парк вдоль ручья, включающий в себя территорию гостиницы «Бель-Вю» и дачи Мюзера, очень неплохая. И в Зеленогорске она давно обсуждается. Непонятно только, как это сейчас можно реализовать, пока дача Мюзера и ее территория находится в частном владении. Что касается названия этого парка «Театральный», то я считаю его неудачным и вносящим путаницу. Понятно, что эксперт отталкивался от названия Театральной улицы. Но нечетная сторона этой улицы к театру не имеет никакого отношения. В 1912 году недалеко от теперешней Театральной улицы, в вилле «Лепони» (не сохранилась) жил В. Мейерхольд со своей театральной труппой. Театральный сезон 1912 года в Терийоках вошел в мировую историю театра. Если называть какую-то часть парка «Театральным», то участок по правую сторону Малинной улицы (фактически, это не улица, а внутренняя аллея Зеленогорского парка), где были и вилла «Лепони», и театр «Казино», в котором выступала труппа Мейерхольда (была, кстати, идея переименовать Малинную ул. в «аллею Мейерхольда»). А парк, согласен с Randyy, я бы назвал «Бель-Вю». Очень по-дачному бы вышло.
Randyy
почему не назвать «парк Бель-Вю»?
Дмитрий Л.
Есть такой нюанс: если фундамент снесенной гостиницы снять с охраны, то строить на ее месте, скорее всего, ничего окажется нельзя, поскольку это все равно территория ОКН, а на ней по обновленному 73-ФЗ нельзя увеличивать габариты и площадь застройки.
А так — это будет типа воссоздание. Не исключено, что это одна из причин такого благодушия экспертов по отношению к сгоревшему дому.