Егор Королёв, журналист
Если РПЦ обещает, что никаких ограничений для туристов в Исаакии не будет, я не верю
31/07/2015 15:40
Лучшей пиар-кампании для Исаакиевского собора нельзя было придумать. Глядишь, и спорящие в эти дни о судьбе храма вспомнят, что давно там не были, и сходят посмотреть на творение Монферрана. 250 рублей стоит.
Образ Церкви в сегодняшнем обществе так демонизирован, что церковному начальству в пору нанимать хороших пиарщиков. Чтобы оценивать репутационные риски и не увеличивать и без того накопившуюся у некоторых граждан злобу на часы, яхты и новые храмы.
Ситуацию надо рассматривать на примерах. Попробуйте зайти в Никольский Морской собор на Крюковом канале. Вы сразу же прочитаете табличку с просьбой не мешать молящимся и не проходить дальше таблички. Если вы достанете фотоаппарат и попробуете снять даже безобидный вид из окна, на вас налетит и растерзает охрана. Противоположный пример — в Морском соборе Кронштадта никаких запрещающих табличек и ленточек нет. Многочисленные туристы фотографируют чудесных зверей под ногами, экскурсоводы рассказывают о храме рядом с ним, внутри никто никому не мешает. То есть могут, когда захотят. Но не всегда хотят.
Именно поэтому, на мой взгляд, Исаакий должен оставаться музеем, чтобы никто не запретил мне подойти к алтарю или сфотографировать белого голубя в куполе. А если Церковь и обещает, что никаких ограничений для туристов не будет, то я просто не верю Церкви. Уж слишком испорченная у нее репутация. К сожалению. И слишком хорошие нынешние хозяева — нельзя их выгонять, лишать работы. Музейщики точно никогда меня не попросят из Исаакия, если я достану фотоаппарат, а вот церковные охранники могут не только попросить, но и вытолкать.
Пока в России не восстановлены все заброшенные и разваливающиеся храмы, стоит ли РПЦ вести речь о соборах, у которых нет проблем?..
В 1994 году в Москве вернули Церкви одно из зданий МГУ, которое долгое время занимал знаменитый Студенческий театр, из которого вышли Ролан Быков, Алла Демидова, Ия Саввина, Марк Захаров и многие другие замечательные актеры и режиссеры. Тогда Быков безуспешно пытался убедить церковные власти оставить здание театру. Он считал, что Церковь должна возвращать себе свои здания, но только если это возвращение обосновано не административным решением, а естественным процессом. И считал очень правильно.
Естественный процесс — это когда забытая и заброшенная военными церковь Милующей Божьей Матери на Большом проспекте Васильевского острова передается РПЦ. И слова против никто не скажет. Наоборот — хорошо, что храм вновь станет храмом. У него не было хозяев, он был забыт. Таким же естественным выглядит возвращение Смольного собора — уж слишком нелепо, по моему мнению, смотрелись там концерты не всегда духовной музыки.
А передача Исаакия в лоно Церкви не будет естественной — тут власть церковная просит власть светскую решить всё бумажкой с печатью. К счастью, это из тех ситуаций, когда обществу не наплевать, и перед нами, видимо, тот редкий случай, когда вопли и голосования в Интернете пересилят чье-то бюрократическое желание подмять всё под себя. И может, не стоит тратить усилия и деньги на референдум?.. Тем более некоторые боятся, что референдум можно провести такими же методами, что и выборы. История с Исаакиевским собором интересна скорее именно недоверием некоторых наших жителей к Церкви и выборам. Хороший способ изучения общественного мнения.
Посулы Церкви сделать вход в собор бесплатным выглядят, конечно, заманчиво, но слишком уж походят на бесплатный сыр в мышеловке. Рядом с обещанием о свободном входе может стоять звездочка и под ней могут скрываться ограничения. РПЦ заработала себе репутацию организации, которая может ставить звездочки. Так храмы не возвращают.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Смольный передумал и согласился отдать РПЦ Исаакиевский собор
Смольный решил не передавать епархии здание Исаакиевского собора
РПЦ попросила «вернуть» ей Исаакиевский собор, Смольный думает
На звонницу Исаакиевского собора устанавливают 14 колоколов
В колокол Исаакиевского собора будут звонить с помощью мобильного
Комментарии
Andy
шо — попы Казанский собор пиндосам продали?
ъ
А кроме «колхоза» в голову ничего не приходит? Проблема то серьезная...Пока Вы тут ерничаете мимо Вас имущество выносят.
Екатерина
К сожалению, такие разговоры приводят к тому, что общественность пугает других на соседних сайтах информацией о том, что организационно-правовая форма религиозной организации-это ООО и т.д, а не некоммерческая организация.
Andy
> принадлежащих ВСЕМ гражданам
все вокруг колхозное, все вокруг мое?
ъ
Для полноты картины обсуждаемого советую прочесь всем неспешаwww.novayagazeta.ru/polit...460.html?print=1
Кажется, что примеров достаточно,чтобы наконец прекратить практику разбазаривание культурных ценностей, принадлежащих ВСЕМ гражданам,а не только организации, именующейся « РПЦ».
Andy
отож! и чтоб Киркоров пел с амвона!
Randyy
со всего мира, со всей России потянутся православные креститься, венчаться и отпеваться в Исакии!
Andy
Вы думаете, этому вашему нороду,@Агностик , большая разница — музей или храм? Я предположу даже, что в храм норот будет посещать даже чаще, чем в музей: на крещение, венчание и отпевание.
Агностик
Церковники хлебальники разинули — так у В.Высоцкого? А так что ж давайте хапайте в три горла глядишь скорее народ на вилы вновь поднимет
вЪсовщикъ
гораздо разумнее пожертвовать эти 250 на сталинобус:
«В сталинобусе все спокойненько,
Ни обществпенности, никого.
Все приютненько. все пристойненько
Краткий курс колесом на руле»
и никаких околесиц... инфляции там нет...а цены тока снижаються
лорис
Согласна с автором полностью. А вы видели что находится при входах во всех церквях, правильно, торговые лотки с иконами,свечками,которые дорожают год от года,очевидно воск из-за границы.Была на Валааме в 13-м г. ,до сих пор в ужасе. Теплоходам не разрешают включать ничего,они подкрадываются к острову, а в монастырском саду у подножия собора гуляла лихая компания под блатные песни. Весь остров застроен двухэтажными домами батюшек, теплицы на Солнечных батареях, большая часть острова ограждена, там построены коттеджи., в доме монахов кондиционеры и спутниковые антенны.Экскурсии ведут тоже монахи и монахини.Наша несла такую околесицу:" фины были хорошими. вместо срубленных деревьев сажали новые, маннергейм тоже хороший,а вот русские солдаты портили иконы штыками,они плохие" Я была на Валааме в советское время, кроме страшного впечатления от инвалидов войны, осталось впечатление о прекрасной природе и святости этого места, а теперь ЭТО БИЗНЕС-ПРОЕКТ РПЦ! И Исаакий они тоже превратят, как и большинство отданных им церквей, в Бизнес-проекты, да ещё и угробят. Я, как и большинство горожан, согласна заплатить 250р.,чтобы спокойно посмотреть на его красоту и гармонию!
вЪсовщикъ
У кого же из нас
Cвой гундяй мощнее ?
Кто из нас обос.ет
Эр-пе-це желтее ?
Виктор М
В синагогу вход свободный через турникеты для всех желающих. И фотосъемка разрешена. В дацан вход тоже свободный, но съемка запрещена категорически. А на входе в Сергиеву Пустынь в Стрельне висит объявление, где просят не фотографировать людей без их согласия (здания, интерьеры снимать можно свободно)
ъ
Николай
Для начала ВНИМАТЕЛЬНО почитайте Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ"О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности".Особенно стаью 1 п.2.
В Законе ВСЁ написано.Нет нужды его толковать.
Екатерина
Во Франции в православных церквях, в которых мы были, вход платный.
Николай
Вот опять в ту же дуду. Да не собираются они собор содержать, ремонтировать и реставрировать!!! Как вы этого понять не хотите?.. Они просят чтобы государство ремонтировало, убирало,смотрело за собором, а они этим собором пользовались за так.
АКМ
Пока в России не восстановлены все заброшенные и разваливающиеся храмы, стоит ли РПЦ вести речь о соборах, у которых нет проблем? — Нельзя не согласиться с автором.
Николай
В законе предполагается передавать церкви имущество исходя из его назначения, а не исходя из того кому он принадлежал до национализации. По закону и православный храм могут магометанам под мечень отдать, и костел под синагогу. Потому как назначение у них одно.
Кстати вот референдум тут не применим, поскольку есть на эту тему федеральный закон. Отказать РПЦ в предоставлении права пользования храмом противозаконно. Обращение к властям о недопущении предоставления РПЦ права пользования православным храмом — призыв к нарушению федерального закона. Завтра РПЦ напишет обращение к губернатору,например, о недопущении продажи презервативов несовершеннолетним. Что им на это губернатор ответит?
ъ
Николай
Да,конечно, следовать Закону власть должна обязательно. Ну так что мешает внимательно прочитать Закон и ИСПОЛНЯТЬ его,а не трактовать по своему усмотрению,что пытается делать РПЦ.
Что же касается сбора подписей в поддержку или против любой инициативы это- простой и цивилизованный способ донести до власти мнение граждан,не прибегая к митингам,шествиям и референдумам.
Ну, а про регламен сбора подписей для выдвижения законодательной инициативы думаю Вам известно.Если Церковь надумает десятину получать пусть собирают подписи или выдвигают проект Закона через субъекты, обладающие правом законодательной инициативы...Только думаю вряд ли это. Как принято говорить теперь в верхах : «Дырку им от бублика».
Николай
Ошибаетесь, власть обязана следовать закону, а не мнению. Завтра православные соберут 50000 мнений о необходимости церковной десятины и власть со всех горожан её собирать должна будет?
ъ
Уже больше 16 000 жителей СПб подписались под петицией к губернатору о недопущении передачи Исакиевского собора и Спаса на крови РПЦ...За день «прибавок» в 8 000 подписей!..Какие еще аргументы нужны? Власть ОБЯЗАНА учитывать мнение горожан ,а не идти на поводу желаний отдельной организации (кстати отделенной от государства)?
Евгений
Поддерживаю. Сохранением культурного наследия должны заниматься профессионалы.
Николай
Сейчас Исаакий не храм?
Сейчас там не проводят службы?
Храм не может быть музеем?
ъ
К чему обсуждать вопрос будет вход в храм платный или нет? Конечно, никогда открыто это не случится. Но храм есть храм. Там будут порядки ОТЛИЧНЫЕ от музейных... И разве в этом главная проблема? Церковь не сможет содержать здание с предметами музейного учета надлежащим образом...Нет ни опыта ,ни финансов ,ни желания...Так что проблема не в возможности платить за входа в храм, а в цене тех потерь, которые грядут очевидно...и не столько для туристов сколько для памятника.
Павел П
Кажется, в параллельных темах вы агрессивно отстаиваете идею, что за все надо платить.
ahvalj
Я же говорю «ходят слухи»: я читал это пару раз в туристических впечатлениях соотечественников за рубежом. Тамошние общины понять можно: прихожан мало, а дореволюционную церковь содержать надо.
Andy
Потому что «за рубежом» полно всяких церквей помимо
РПЦЗМП. Кадый может выбрать себе приход по обстоятельствам. Предполагаю, что именно так Петр Порошенко отказался прихожанином РПЦ МПahvalj
Ходят слухи про то, что некоторые русские церкви за рубежом пускают к себе только за воспомоществование.
Andy
все хорошо, кроме одного: кто-нибудь из здесь присутствующих, включая автора статьи и комментаторов, видел платную церковь?
Николай
По поводу запретов на фотографирование.
В монастырях — это жилище, поэтому запрет логичен.
В музеях — там платный вход, значит место не общедоступное, следовательно, тоже запрет логичен.
В церкви свободный вход неограниченному кругу лиц. Поэтому запрета на фотобыть не должно. Кроме как во время таинств по просьбе прихожан
ahvalj
Кстати, той же осенью 2013 года в кронштадтском соборе висело объявление о запрете фотографирования — правда, никто ему не следовал, и охранники снимать не препятствовали. В числе правил посещения Новодевичьего монастыря запрещение съёмки также числится — длинном в ряду прочего (опять-таки, к счастью, к этому относятся снисходительно: в 2012 и 2014 меня там не останавливали, хотя в 2007 я нарвался).
Антонина
В синагоге и мечети я, честно говоря, ни разу не была и не очень по этому поводу огорчена. Но вот Исаакиевский и Смольный соборы, Тихвинский и Валаамский монастыри и т.д. хотелось бы как минимум ребенку показать — это все же объекты наследия совсем иного уровня.
Были с коллегами в Тихвинском монастыре, выполнили все их требования по платкам и юбкам. Но когда, уже выйдя из монастыря (!), моя коллега имела неосторожность закурить, вслед посыпались проклятия какого-то их сотрудника, типа чем же она, ... такая, занимается после посещения святого места. И таких примеров много, в результате отпадает всякое желание заходить в объекты наследия, отданные РПЦ.
ahvalj
Я к чему это всё пишу? Понятно, что у каждой Марфушки свои погремушки, и объединения верующих имеют полное право устанавливать свои порядки на подведомственных территориях. Если благолепие собора или монастыря нарушается чужими коленками — что тут поделаешь? Но именно поэтому не стоит верить разного рода обещаниям относительно либерализации посещения: даже если послабления и будут, то ненадолго. Обещания — не обязательства. Я сам не против передачи Исаакиевского собора церкви, поскольку здание строилось именно для церковного использования, но в то же время я призываю принимать решения подобного рода трезво, с осознанием последствий.
Кстати, я уже сетовал при обсуждении параллельной заметки и повторю здесь ещё раз, коли здание упомянуто: осенью 2013 года в кронштадтском Морском соборе почти всё подкупольное пространство, кроме узенького прохода справа, было отгорожено от посетителей (как молящихся, так и просто фотографирующих). Хочется верить, что сейчас положение улучшилось (я у собора после этого бывал только вечером, когда вход уже был закрыт).
Николай
Ну в женском монастыре как-то странно. Требование юбки это какое-то троглодитское понимание церковного дресс-кода: женщина не должна выглядеть как мужик, а мужчина быть похожим на барышню. В общем, теоретически, чтобы трансвеститы не вводили в заблуждение непродвинутых посетителей.
ahvalj
Ну, прямо. В Новодевичий монастырь на Московском меня в шортах прошлым летом не пустили.
ahvalj
У меня такой вид экстремистский, что охранники волнуются. И я волнуюсь вместе с ними. И заходить никуда уже не хочется, как девушке без платка.
Николай
Платок и юбка требуются лишь в мужских монастырях, чтобы монахов в соблазн не вводить.
Егор
в синагоге КПП, но пропускают спокойно, только сумки надо показать
ahvalj
В этом смысле проблем можно зайти, кажется, только в дацан. С посещением мечети и синагоги всё гораздо строже, чем с церквями. В синагоге у ворот вообще кпп стоит.
Антонина
Я лучше заплачу 250 рублей, чем буду в обязательном порядке надевать на голову платок, а из второго платка изображать юбку, если вдруг случится попасть в храм-музей в брюках. Церковь живет в Средневековье. На Валааме меня силой не пустил в храм охранник, потому что была без платка.