Михаил Золотоносов, журналист
Все нелепые памятники надо переместить в музей под открытым небом
30/06/2015 23:30
...Надо не просто упорядочивать установку новых памятников, но сначала всерьез разобраться с теми монументально-декоративными объектами, которые были установлены ранее, особенно обильно в 2002–2003 годах. Причем не только самовольно.
Возьму самый острый (и с политической, и с эстетической точек зрения) пример: памятник Низами, открытый 9 июня 2002 года согласно распоряжению губернатора в присутствии президентов России и Азербайджана — В. Путина и Г. Алиева. Стоит объект в сквере на Каменноостровском пр.
К Петербургу персидский поэт и мыслитель Низами (1141–1209), естественно, отношения не имел. Самое смешное, что к Азербайджану — тоже: этот перс был «подарен» Сталиным Азербайджану к 1941 году, когда праздновали его 800-летие (надо было, чтобы у всех советских республик был свой символ древней культуры).
С эстетической точки зрения памятник также ничего собою не представляет. Таких примеров много: Брусилов, Джамбул, Екатерина II в Пушкине, Каподистрия, Маневич, Неллиган, Тукай, Шевченко… Вплоть до совсем уж нелепых объектов: композиции «Прибыл на каникулы» перед Суворовским училищем на Садовой улице и памятника «Русской гвардии Великой войны» перед Витебским вокзалом. Последние два объекта поставлены на территории памятников архитектуры и потому незаконны в принципе.
Поэтому надо быть честными и начать с чистки среды. То есть все это надо убрать в специальную зону — давно предлагаю парк 300-летия Петербурга, куда один нелепый венесуэльский подарок уже приткнули. Для этого надо разработать проект музея под открытым небом и разместить в соответствии с проектом ландшафтных архитекторов такого рода объекты. Не снести и выбросить — ни боже мой! — а переместить в специальное арт-пространство. Сейчас в парке 300-летия делать нечего, а в такой музей люди поедут, я уверен.
А вот после этого появится и место для новых памятников тем, кто безусловно связан с историей Петербурга. Потому что сегодня ставить памятники в историческом центре просто некуда.
Что касается «голосования списком», то есть опасение, что будут выполнять план и поставят тщательно отобранный третий сорт. Сразу возникнут вездесущие Горевой и Нейман, а также троица московских умельцев во главе с З. Церетели, А. Рукавишниковым и С. Щербаковым. Поэтому предлагаю: только закрытые конкурсы и только для наших петербургских скульпторов.
А вообще все зависит от конкретного проекта и места. Нужны художественные идеи. Кстати, давно есть ясность с памятником Блоку работы Евгения Ротанова — и с местом, и с проектом, утвержденным градостроительным советом. С этого памятника и можно начать. А дальше вопросы: почему Врубель, а не Малевич? Почему Анна Павлова, а не Уланова? Бродский, а не Мандельштам? И уж, конечно, смешно иметь в списке Льва Гумилева, паранаучного в той же степени, что и популярного. Серьезней как-то надо к делу подходить, господа…
На закуску протежирую еще один проект, доброкачественный во всех отношениях: памятник Кириллу и Мефодию работы скульптора А. Архипова, который логично установить перед новым зданием Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.
Комментарии
Алексей М
Стоит Низами — каши не просит. А если его убрать, то азербайджанцы обидятся. Пусть уж лучше стоит. Чем он хуже комсомольца Кондратьева (стоит с маузером между заводами «Арсенал» и «Красный выборжец»)?
Горожанин
Памятник не дом, его убрать стоит десяток тыр. Места в городе более чем достаточно. Пусть ставит кто хочет и что хочет при минимальном согласовании. Интересы беременных и психопатов защитить непременно! И — пусть ставят с залогом в размере расходов на удаление. А мы посмотрим, порадуемся и возмутимся и выразим своё мнение... Не? Что-то мешает. Сказать, что?
???
зачем перед РНБ памятник, когда там фонтан есть, и всё прекрасно и гармонично. Я бы поставил Кирилла и Мефодия вообще на Синопскую наб. перед ЕЦД!
Екатерина
М.Б. Пиотровский про Низами.
На мой взгляд, нужно строго разделять личность, которому памятник ставят и художественную ценность самого памятника, а то как-то все звучит «нелепо»©.
Павел П
Кирилл и Мефодий конечно связаны с Петербургом намного больше, чем Низами. И две фигуры суровых монахов будут очень оригинальными, их никак не спутаешь с 1000 других святых.
Галина Груздева
Поддерживаю идею автора! Хотелось бы в этот список добавить «памятник» Я.В.Захаржевскому – главноуправляющему дворцовыми правлениями и городом Царское Село. Кроме как позором, это детище Горевого назвать сложно.