Эпидемия памятников: зачем девелоперы ставят их в Петербурге
29/08/2014 16:45
Строительные компании вернулись к докризисным желаниям сохранить о себе память не только в камне, но и в бронзе. Этим летом группа «ЛСР» поставила памятник Первой мировой войне перед Витебским вокзалом, ЛенспецСМУ готовится разбавить жилой комплекс на Смоленке стелами, а «Л1» намерена увековечить память о графе Орлове. «Карповка» попросила экспертов объяснить природу этих проектов.
Идея оживления ландшафта за счет скульптур была распространена до кризиса. Например, ныне обанкротившаяся компания «М-индустрия» предпочла ставить возле своих новостроек животных. Шесть львов установлены в 1999-м по периметру жилого комплекса «Дом со львами» на улице Танкиста Хрустицкого, 62. Гранитные слоны по проекту скульптора Галины Додоновой наличествуют у «Дома со слонами» на проспекте Ветеранов, 52. Лошадь стоит у подножия высотки на перекрестке проспектов Ветеранов и Дачного.
В 2009 году на углу проспекта Энгельса и улицы Шостаковича открыли памятник композитору Дмитрию Шостаковичу. Прославленный деятель культуры сидит на скамейке не фоне типовой многоэтажки. Скульптуру выполнил Константин Гарапач. А дарителем выступил гендиректор ОАО «Соломон» Мусса Экзеков. Эта компания ранее построила на противоположном углу перекрестка торговый комплекс «Гранд каньон». Выступая во время открытия, внук композитора Максим Шостакович не был скромен в оценках: «Родственникам великих людей трудно угодить, но это тот случай, когда памятник угодил моей душе».
ЗАО «Строительный трест» установило возле жилого комплекса «Сергей Есенин», что на улице Есенина, 1, памятник последнему поэту деревни. Торжественное открытие состоялось в 2009-м, оно было приурочено к 115-й годовщине со дня рождения литератора. При этом архитектура комплекса, по словам очевидцев, напоминает глубокое и узкое ущелье. Есенин в свое время сокрушался, что «как в смирительную рубашку мы природу берем в бетон». Решенный монументально поэт (скульптура намного больше человеческого роста) сидит вполоборота в мечтательной задумчивости. Эту скульптуру изваял Альберт Чаркин, который в 1990-х уже сделал похожий памятник Есенину для Таврического сада.
Совсем недавно проявила себя в городской скульптуре группа компаний «ЛСР». В августе возле главного входа на Витебский вокзал установили памятник русской гвардии. Проект разработан столичной студией военных художников имени М. Б. Грекова. По задумке, воины выглядывают из двери железнодорожного вагона, который отправляется на фронт. Вагон по бокам расширяется, так что вся композиция имеет вид креста. Установку памятника приурочили к столетию с момента начала Первой мировой войны. Скульптура призвана «увековечить память о подвиге участников Первой мировой войны». Что здесь имеется в виду, не уточняется. Надо сказать, что читатели «Карповки» нашли объект не самым плохим. «Судя по фото, не так уж и плохо. И уж на десять голов выше московской похабщины», — оценил скульптуру в своем блоге и краевед Сергей Бабушкин.
В ближайшем будущем по инициативе застройщиков в Петербурге могут появиться новые скульптуры. Сразу несколькими композициями предполагается украсить жилой комплекс «Самоцветы» на набережной Смоленки, который в 2015 году собирается сдать группа компаний «Эталон» (ЛенспецСМУ). В холдинге отмечают, что новостройка «не нарушает общий принцип застройки, заложенный еще Петром I». Возможно, из-за этого на проектных иллюстрациях изобразили фонари в виде ростральных колонн. Кроме того, на небольшой площади на пересечении Смоленки и Одоевского запланирована каменная стела с многофигурными барельефами.
Впрочем, в холдинге дают много обещаний покупателям. Там утверждают, например, что «с введением в строй василеостровской части Западного скоростного диаметра такое понятие, как пробки, для здешних автомобилистов вообще перестанет существовать». Таким образом, и планы по установке памятников могут оказаться излишне оптимистичными. Источник «Карповки» в строительной среде и вовсе предположил, что на набережной могут поставить памятник президенту холдинга Вячеславу Заренкову, поскольку коммерсанту уже несколько лет не удается подкупить улыбкой депутатов закса и стать почетным гражданином Петербурга.
«Л1», застройщик жилого комплекса «Граф Орлов» на Московском проспекте, 185, намерена увековечить память о государственном деятеле, в честь которого ранее назвал свой комплекс. Сперва, как писала «Карповка», на фронтоне полукруглого здания, которое будет фланкировать Московский по типу Казанского собора, планировалось патетическая надпись с фамильным гербом Орловых. Идею не одобрил председатель петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников Александр Марголис, который в комментарии «Карповке» предупредил о возможных «очень больших неприятностях» с потомками графа.
Тем не менее в группе продолжили работу над концепцией, но, как можно видеть, отказались от идеи изображения герба. Возникла идея установить на Московском проспекте памятник Григорию Орлову. Скорее всего, он станет первым в России, посвященным фавориту Екатерины.
Собиратель фольклора Наум Синдаловский считает, что к инициативам строительных компаний по установке скульптур нужно походить с большой осторожностью. «С одной стороны, памятников вроде бы мало. Но с другой стороны, такое бессистемное отношение вызывает отрицательные эмоции: все в городе должно быть упорядочено», — высказал он свою точку зрения «Карповке». По его словам, иначе может «произойти непоправимое»: например, одному и тому же деятелю памятники поставят несколько разных организаций.
Совсем «забюрократизировать» процесс, конечно, тоже нельзя. В частности, памятников Первой мировой до сих пор не было, и их появление можно только приветствовать. «Но в каждом памятнике должен быть заложен высший смысл, городской, а не местечковый», — считает господин Синдаловский. Наш собеседник напомнил, как накануне 300-летия Петербурга на город уже обрушивалось огромное количество подарков в виде памятников, от которых сложно было отказаться.
Куратор международного фестиваля современной скульптуры Kyiv Sculpture Project Катерина Тейлор в разговоре с нашим корреспондентом отметила, что в мировой практике известно довольно много случаев, когда застройщики инициируют установку памятников. Такая практика, как правило, даже приветствуется. Но все предложения должны утверждаться экспертами в области культуры, городом и местным сообществом. Тогда представляется концепция, проводится конкурс для участников, которые выдвигают свои проекты. Предложенные идеи должны соответствовать моральным и эстетическим социальным нормативам.
«Если объект ставится в публичной среде, а не в своем дворе, огороженном забором, то необходимо все это учитывать. Те примеры, которые показываете вы, — это нонсенс. Какое отношение Есенин или Орлов имеют к жилому комплексу, кроме названия?» — сказала «Карповке» госпожа Тейлор. Она считает, что памятник — это сложный идеологически объект. Он налагает определенную ответственность и на заказчика, и на исполнителя. Место должно быть связано с памятником исторически или идейно. Если же этого нет, то скульптура не несет никакой культурной ценности.
Любительница архитектуры Ксения Кузьмина на примере памятника Есенину обратила внимание на стилистический разрыв между современными проектами жилых комплексов и крайне консервативной скульптурой. «Странен не сам памятник, а сочетание памятника и жилого комплекса — памятник традиционный, классический, можно сказать. Для новостроя могли придумать современную скульптуру, возможно, изобразить какого-нибудь персонажа из произведений Есенина, если уж сильно не терпелось поставить памятник», — сказала наша собеседница. Напротив, монумент Первой мировой войне в общем неплохо смотрится возле Витебского вокзала: «Меня бы такой памятник заинтересовал, если бы я проходила мимо. В нем есть идея, он хорошо сделан, и место вроде неплохое».
Скульптор Ян Нейман считает, что, с одной стороны, надо развивать спальные районы, а с другой, та эпидемия установки памятников, которая есть в городе, должна прекратиться — и это задача главного художника.
Из названных памятников он не видит ничего плохого разве только в памятнике Орлову — «он герой Чесмы, тут все понятно», к тому же рядом Чесменский дворец. «Но саму эпидемию надо преодолеть. Нужно, чтобы идея прошла проверку конкурсом, а не просто так: захотел, нашел пацана-студента и поставил. В итоге получаются всякие „сестрички“ в Сестрорецке, которые года два назад появились на Приморском шоссе. Какое отношение река Сестра имеет к двум идиоткам, выдирающим друг у друга корзинку с ягодами? Да еще на двух сестричек две ноги — остальные затерялись где-то; наверное, кривые», — вспомнил Ян Нейман.
В то же время через «Карповку» скульптор посоветовал строительным компаниям спрашивать у экспертов, какие памятники сейчас нужны городу. Например, до сих пор не установлены монументы, посвященные Блоку и Чайковскому — «именам, которые просто кричат о том, что они должны быть увековечены на площадях, улицах».
Фото Дмитрия Ратникова, Алексея Шишкина
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Жилой дом на Комсомольском канале в Колпине лишился скульптур
Скульптуру «Виндсерфинг» вернули на пляж в Сестрорецке
Часть площади Труда возле Крюковских казарм вновь переделали
На Петроградской стороне открыли пешеходный маршрут «Путь Петра»
Скульптуру «Виндсерфинг» вернут на пляж в Сестрорецке в 2024 году
Комментарии
вЪсовщикъ
знаменитая г-хм поэма «Граф Орлов» имеется в Сети
надо будет порекомендовать Л1 выбить на памятнике особо пикантные строки:
[ censured ]
Редактор
Кстати, да: информацию про вагон поправил.
Редактор
Постепенно просьба удовлетворяется. Поставил фотографии «сестричек».
Редактор
Как связаны «отнюдь» и последующее «но»?
Alfablend
Алена_Ру
А причем здесь политика?
Алена_Ру
Отнюдь. Но «госпожа» пусть себе комментирует проекты памятника «небесной сотни» и развалины площади Независимости в Киеве.
Редактор
А на ваш взгляд, комментировать реалии Петербурга могут только петербуржцы?
Алена_Ру
А в целом — теплушка ли, вагон ли 1-го класса, какая разница, главное — памятник получился хороший.
Между прочим, коняшка на Ветеранов тоже славная.
Прохожий
Нет, там явно не теплушка. Там примерно такой вагон.
Максим Сахаристый
Памятники — на то и памятники, чтобы у нового поколения было, что сказать будущему. Это любовь к своей стране, и к тем, кто за нее воевал.
Алена_Ру
Автор статьи, видимо, теплушку в глаза не видывал...
Прохожий
На памятник Гвардии внимательнее посмотрите, уважаемый автор!
«По задумке, воины выглядывают из задней двери железнодорожного вагона, который отправляется на фронт» — пониже «какбэ креста» видны сначала ПОДНОЖКА (лесенка такая, если Вы не заметили), на ней собственно сидит воин, а ниже ещё и колеса вагона!
Т.о. воины выглядывают не в заднюю, как Вы утверждаете, а в БОКОВУЮ (входную) дверь вагона! Если бы это была «задняя» дверь ниже её торчала бы сцепка. Вот это действительно нелепо: вагон как бы идет поперек реального направления путей.
Если бы выглядывали в заднюю дверь, ИМХО, было бы правильнее и логичнее...
Анатолий
Памятники нужно ставить по делу и в дух великого города. Полумеры тут не нужны.
Алена_Ру
Памятник солдатам Первой Мировой вполне удачный. Шостакович и Есенин — оно понятно, там улицы в их честь, вон Чернышевский сидит на площади имени себя с глубоко советских времен, никого же не смущает, что позади гостиница, а перед носом парк?
Меня и Орлов не смутит, если автором будут не Церетели и не Шемякин.
А вот какое отношение к Петербургу и России имеет «госпожа Тейлор» и какое нам дело, что она там себе думает — это вопрос.
Andy
(8) — кстати, а крест-то вполне себе католицкий крыж!
ahvalj
Кстати, касательно львов, единорогов и прочих насекомых: это не памятники в собственном смысле слова, а скорее выносные элементы фасада — не стоит относиться к ним слишком серьёзно. Кроме того, и на Хрустицкого, и на Ветеранов большую часть суток всё это пребывает в окружении машин и никак не воспринимается самостоятельным объёмом. Я бы вообще не возражал против возведения памятников кому угодно в спальных районах: хуже уже не будет.
ahvalj
«Я так вижу» © Творец
(6) солдат сидит в скатке
(скатка — это шинель, скатанная валиком и скрепленная с обеих концов ремешком в кольцо. Сидеть в ней не только не удобно, но и нижним краем она задевает конструкции вагона и пачкается)
(7) что там выступает на заднем фоне телеги? Моя первая мысль что это путеочиститель паровоза, т.е. солдаты сидят не в вагоне, а на локомотиве! Но от такого способа перемещения железнодорожным транспортом возникаю совершенно иные ассоциации:
Наплявать, наплявать,
Я не буду воевать!
Ничего не знаю —
Моя хата с кра-ю!
Ну, если добиваться правды жизни, следовало бы задаться вопросом, почему Екатерина II на памятнике существенно габаритнее своих приближённых...
Виктор М
«Шесть львов установлены в 1999-м по периметру жилого комплекса «Дом со львами» на улице Танкиста Хрустицкого, 62» — львов там не шесть, их либо двенадцать, либо двадцать четыре.
Andy
(6) солдат сидит в скатке
(скатка — это шинель, скатанная валиком и скрепленная с обеих концов ремешком в кольцо. Сидеть в ней не только не удобно, но и нижним краем она задевает конструкции вагона и пачкается)
(7) что там выступает на заднем фоне телеги? Моя первая мысль что это путеочиститель паровоза, т.е. солдаты сидят не в вагоне, а на локомотиве! Но от такого способа перемещения железнодорожным транспортом возникаю совершенно иные ассоциации:
Наплявать, наплявать,
Я не буду воевать!
Ничего не знаю —
Моя хата с кра-ю!
Roman_P
Показалось, что на первой фотографии единорог. :)
ahvalj
Я тут пространно высказывался (ещё до просмотра вживую):karpovka.net/2014/08/01/139985/
Памятник приятен, хотя с точки зрения фотогеничности (1) чуть широковат, (2) сидящий солдат с афроудмуртской физиономией чересчур экзотичен, (3) подходящий свет там бывает после семи часов вечера с мая по июль: в этом году его уже не будет, (5) памятник стоит слишком близко к стене — даже на моей полнокадровой матрице телевиком на F/4 фон почти не размывается.
Алексей Шишкин
И какое у вас итоговое впечатление? Мне, честно говоря, понравилось, несмотря на угнетающую узость пространства перед монументом.
Алексей Шишкин
Есенина прежде всего
Редактор
Мало? А какие хочется?
Алексей Шишкин
картинок нехватает!
ahvalj
Через пару дней после установки памятника солдатам Первой мировой войны я часа полтора провёл там с фотоаппаратом: за это время памятник сфотографировали несколько десятков прохожих.