Алексей Ерофеев, член правления петербургского Союза краеведов
Мощный аккорд в архитектурной симфонии
29/07/2013 16:43
Относительно архитектуры советского периода чаще всего приходится сталкиваться с негативными оценками. Возможно, для городов, где, кроме стандартных домов массовых серий, не было ничего создано, это и справедливо. Что же касается Петербурга, правильней, конечно, сказать, Ленинграда, ибо советским, да и то с натяжкой, Петербург был всего лишь три месяца, то надо пристальней взглянуть в его лицо.
И окажется, что в послевоенные годы, до известного хрущевского постановления об устранении архитектурных излишеств, в историческом центре города не было построено ни одного здания, диссонирующего со сложившейся дореволюционной застройкой. А были такие, которыми можно любоваться до бесконечности, как выдающимися памятниками зодчества. Не конкретно советского, а вообще зодчества.
Один из них расположен на углу набережной Фонтанки и улицы Пестеля.
«Это один из лучших жилых домов Ленинграда». Такими словами охарактеризовал в 1947 году председатель президиума Академии архитектуры Лев Руднев только что построенное по проекту Евгения Левинсона в соавторстве с Андреем Грушке здание.
В 1930-х годах стоявший на этом месте дом конца XVIII столетия снесли по причине его ветхости. Существовал оригинальный проект дома с башней, выполненный в стиле конструктивизма Яковом Рубанчиком, однако по ряду причин он был отклонен. Не в последнюю очередь из-за того, что такой дом нарушал силуэт набережной Фонтанки на столь ответственном участке исторического центра.
А через два года после победы в Великой Отечественной войне появился «один из лучших домов Ленинграда». И с этим утверждением архитектора Руднева (автора ансамбля Марсова Поля) невозможно, да и не нужно спорить. В нем, поставленном на сохранившемся фундаменте, все гармонично. Он тактично вписан в исторический облик города. Притом что архитектурное убранство его довольно строгое, особенно в сравнении с соседними домами-аристократами, левинсоновское здание в то же время выглядит весьма монументальным.
В нем чувствуется мощь государства, победившего в жестокой войне. Военная тема отражена и в медальонах, украшающих фасад. На них изображены профили советского воина, женщины — труженицы тыла, а также Нарвские ворота, которые символизируют ратную славу Отечества. Нелишне вспомнить, что Нарвские ворота часто присутствовали на плакатах периода войны и блокады.
Эти медальоны роднят советский дом с окружающими, украшенными фамильными гербами и различными медальонами, но одновременно выделяют его как памятник другой эпохи. И в этом тоже огромное достоинство архитекторов. В первую очередь, конечно, Евгения Левинсона, сущность творческой натуры которого тот же Руднев еще за год до постройки дома на улице Пестеля определил следующими словами: «Одна из самых существенных сторон его работ — это, прежде всего, искренность, та искренность, которая является основой для всякого искусства».
Принято считать, что архитектура — это застывшая музыка. Дом № 1/12 у Пантелеймоновского моста — это мощный аккорд в неповторимой архитектурной петербургско-ленинградской симфонии.
Изображения, прикрепленные к публикации:
Комментарии
garde
Коль НЕ ПОНЯЛ, так лучше и не светиться своим дилетантизмом. :)
Раз я Пикассо не понял, то значит как Нацисты делали — взять да снести на помойку «дегенеративное искусство»!?.
Да, ВЫ батенька, коль ничего не поняли ни в истории ни в эстетике, так и не мучайтесь писаниями и откровениями малоискушенного человека.
Вы интересовались при чем тут Сталин — ответ надеюсь ясен.
Конструктивизм — общепризнанное в мире высочайшее достижение советской архитектуры. Дикие в эстетическом образовании и малообразованные люди пишут такие детские бредни вроде того, что Вы тут изложили. :) Не советую вам где-либо еще откровенничать в таком стиле — сразу понятно, что человек не в теме.
читатель
@garde
Читатель — «знает».
НО! Вам-то, вероятно, повезло: Вам дано жить среди ПОДЛИННИКОВ, творений Кваренги и Росси. Мне же повезло меньше: в моем родном городе творений неизвестных вам крепостных архитекторов 19 века выжило, в том числе и не без участия творцов «бесценного конструктивизма», домов двадцать не больше. А с последователями Штакеншнейдера и Мессмахера и вовсе не повезло. В результате во всем городе только десяток кварталов «сталинок» и могут порадовать глаз как цельностью замысла (застраивались целые кварталы — как и учил Росси), так и (некоторые) качеством исполнения (облицовка искусственным камнем, обилие гирлянд и венков). В то же время, конструктивистские творения первых пятилеток выполненные, в том числе, по американским проектам я с детства воспринимал как уродство и другого отношения к этим стекло-бетонным параллелепипедам не могу ни понять, ни оценить. Простите за прямоту, но обожаю Санкт Перебург именно за органичное сочетание разных стилей и ... редкость «конструктивизмов»
Andy
Ну, Ярема как раз и прокололся на этих «домиках с колоннами»:karpovka.net/2012/09/26/66406/
вЪсовщикъ
Козев и Ярема с вами не согласятся...
garde
Коль читатель не знает: рекламируемый дом представляет стиль, навязанный обществу сталинским тоталитарным режимом. ВКПб и НКВД насаждали с серидины 1930-х гг. насильно этот неоклссический стиль как ЕДИНСТВЕННЫЙ официально разрешенный для употребления. Жестокая цнензура не допускала никаких отклонений от одобренного партией Сталина стиля в архитектуре: от общественного туалета и проходной какой-то рембазы до горсовета и ДК все здания должны были быть в одной партийной архитектурной униформе — в сталинской неоклассике. Такова историческая правда. Не все хотят это вспоминать, а иные и не знают, убаюканные сказками о том, что все советские архитекторы как один в едином порыве бросились штудировать увражи и творения Палладио наплевав в одночасье на великие всемирно признанные достижения архитектуры конструктвизма. Им де так ВДРУГ ВСЕМ в один момент захотелось...а попробовали бы они НЕ ЗАХОТЕТЬ в том режиме.
читатель
garde
При чём ТУТ Сталин и сталинизм? Автор просто дом похвалил за «попадание» в стиль окружающей застройки...
В любом случае, в отличии, от Марииинки-2 на него посмотреть приятно!
Инженер
Не усложняйте...
Ученик зодчего
Узость представлений о том что такое современность в архитектуре свидетельствует о невежестве. «Смелость и новаторство» — лишь легковесный лозунг, за которым стоит личина и оскал элементарной финансовой алчности, пытающейся оправдать строительный экстремизм.
Almak
Привет, sperling :)
257
Самое интересное в этом доме — его острый угол ,выходящий на перекресток ,остальное действительно попало в стиль
Инженер
...Просто дом своего времени, своего стиля, причем с ленинградской сдержанностью, в этом и плюс, в целом-не выбивающийся из контекста набережной.
Особо превозносить нет смысла, но и ругать-тоже.
garde
Кому-то очень хочется возбудить почитание архитектурного сталинизма в нашем общественном мнении, склонить обывателя к положительному восприятию этих сталинских комодов... :) Есть такое сообщество идейных наследников махровой обветшалой неоклассики, которым все неймется и хочется протащить свои эстетические идеалы прошлых веков в современность не мытьем так катаньем. Для этого видимо нужны такие ВБРОСЫ в публику таких одиозных восторгов, характерных для 1940-х гг.
Но все уже повзрослели кроме пары активных тут комментаторов, которые по-прежнему ходят в коротких штанишках 1940-х гг. и пытаются заразить всех своим бравурным отношением к сталинским поделкам.
Довольно сталинизма в архитектуре, дорогу смелому и новаторскому в зодчестве.
Хватит толочб неоклассическую воду в растрескавшейся давно сталинской лагерной ступе.
вЪсовщикъ
всеядный был мастер...и в конструктивизме поработал. и в АрДеко, и вот в сталинском ампире
а на склоне лет — и в хрущевском модернизме ( ДК на пр ОбОбороны)
Мимо шел
Там рядом еще пачка аналогичных шедевров — дом с доской мужественным защитникам полуострова Ханко и угловой дом Пестеля с Моховой...
Макс
Здание на самом деле больше похоже на банк или полицейскую управу ;)
О его художественной ценности говорить смешно... а, восхищаться и подавно