Костел Сердца Иисуса освободили от советских пристроек
13/12/2012 11:26
Костел Святого Сердца Иисуса на улице Бабушкина, 57, реставрируют и обновляют. В здании уже демонтированы советские межэтажные перекрытия, идут работы по воссозданию стрельчатых окон.
Cтроительство храма во имя Святого Сердца Иисуса за Невской заставой было начато в 1908 году по проекту зодчего Стефана Галензовского. Постройка должна была иметь вид трехнефного неоготического храма с элементами модерна, с высокой кровлей и двумя башнями. В связи с финансовыми трудностями строительство храма продвигалось очень медленно, однако строителям удалось возвести высокую готическую кровлю и вытянуть ярусы башен до конька кровли.
После революции, в 1918 году, строительство было остановлено, в конце 1930-х годов после пожара готическая кровля и нижние ярусы колоколен были демонтированы. Церковь была приспособлена под новые нужды, внутри храма были возведены четыре этажа. Сначала церковь передали под кинотеатр, а затем под общежитие работников Ленгаза. В 1970-е годы его передали тресту «Спецстрой». В 1996 году в храме, возращенном католической церкви, прошло первое после закрытия богослужение. Костел является памятником архитектуры федерального значения и одним из самых необычных сооружений за Невской заставой.
В настоящий момент в костеле идет реставрация. Как рассказал «Карповке» настоятель храма Христиан Лабановский, при первом постсоветском настоятеле межэтажные перекрытия разбирать не планировалось, а в самом храме предполагалось расположить также и центр социальной помощи. Позднее предпочтение было отдано частичной разборке, но когда демонтаж балок начался, стало ясно, что лучшим решением будет полное удаление советских конструкций. К настоящему моменту исторический объем храма полностью восстановлен.
По словам настоятеля храма, проект реставрационных работ был выполнен институтом «Спецпроектреставрация». В настоящее время ведутся работы по восстановлению исторических готических окон. Работы проводит ООО «Строительная культура». Финансирование реставрационных работ ведется за счет частных спонсоров, а также денег, выделяемых Министерством культуры. В этом году из федерального бюджета на реставрацию было выделено 12 млн рублей, которые были пущены на восстановление стрельчатых окон храма. Общая стоимость реставрации предварительно оценивается в 160 млн.
Отец Христиан отметил, что рассчитывает провести первую службу в обновленном храме на ближайшую Пасху. К этому времени будет уложен новый пол костела, а также оборудован цокольный этаж. Настоятель храма пояснил, что в нем расположатся служебные помещения церкви и школа катехизации. Ради этого будет незначительно поднят уровень пола здания, данное решение согласовано с комитетом по охране памятников.
В будущем в костеле предстоит провести еще целый спектр реставрационных работ, в частности, воссоздать утраченный фасадный декор и фриз, опоясывавший постройку, восстановить историческую кровлю, которая была на десять метров выше существующей. Точные сроки окончания всех работ в памятнике пока не называются.
Кроме того, прихожанам хотелось бы видеть храм Святого Сердца Иисуса воссозданным и завершенным полностью, каким он был задуман автором Стефаном Галензовским, то есть с готическими колокольнями. В 2009 году эта идея обсуждалась на совете по сохранению культурного наследия, однако не нашла поддержки. Тем не менее приход не оставляет попыток добиться разрешения на придание храму законченного архитектурного облика.
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
На Синопской набережной строят временную часовню-ротонду
На Новодевичьем кладбище воссоздадут Скорбященскую церковь
Несостоявшийся сквер на бульваре Александра Грина отдадут под храм
Комментарии
ahvalj
Как страшно было жить. Уже тогда...
весовщик
я, например, однозначно предпочитаю ранний мягкий модерн с цветочками и русалками
=====================
кто же нет ? только не русалок.
вот я нашел в питерской газете 1901 г :
«Духовенство столичных кладбищ обратило внимание на то, что стали появляться на могилах памятники в декадентством стиле, с изображением сирен, демонов и проч., возбуждает ходатайство о недопущении памятников и решеток с изображениями несоответствующими религиозно-нравственному духу православия.
Декадентство, по словам газет, проникло даже в таможенное ведомство: так на Неве, ниже Николаевского моста установлена новая таможенная пристань, построенная в строго декадентском стиле. Двери, ведущие на пристань, — косые, верх украшают две башни разной величины с какими-то необычайными вавилонами. В общем, пристань своим необычайным видом привлекает общее внимание»
ahvalj
Дом Перцова такой один. Как Дом с башнями на площади Толстого. Когда-нибудь я архетипы отсниму и выложу. Съёмка зданий — дело хитрое и долгое: я не знаю ни одного послереволюционного фотографа, у которого бы это получалось, в книжках советских и нынешних только чёрно-белая печать и отечественная полиграфия маскируют убожество симков.
ahvalj
Ну, от сецессиона там как раз листики с головками наверху. Эркеры взяты из франко-бельгийского модерна, а тело здания вообще выдаёт десятые годы — на нём органичнее смотрелся бы более суровый декор. Во дворе господствует и вовсе какой-то загадочный загеометризированный ранний модерн, какового в городе больше я не помню. Дело в том, что тенденции сменялись так быстро, что наблюдателю нелегко было разобраться, что с чем сочетается, а что знаменует новое направление. Это нам, с комментариями тётенек, писавших диссертации по этой теме, кажется, что картина ясна. Вот я, например, однозначно предпочитаю ранний мягкий модерн с цветочками и русалками. Окажись я домовладельцем даже в 1914 году (и даже в 2014), я бы наплевал на моду и построил себе домик именно в этой манере. Не исключено, что и тогда архитекторы и владельцы хотели попробовать и того, и сего, даже спустя несколько лет после потери мотивами актуальности.
Неровно строили все — тот же вроде бы талантливый Лидваль почему-то строил хорошо только здания с камнем. Посмотрим на посредственнейшие дома на Малой Посадской, на Лесном или на Профессора Попова. Перетятковича я уже упоминал: Спас-на-водах, банк Вавельберга, банк на Большой Морской против Дома Городских учреждений на Кронверкском и Министерства торговли и промышленности на набережной Макарова... Дело в том, что делать что-то системно хорошо можно, как правило, только при отработанности процесса — предшественниками (как в классицизме) или тобою самим. А здание — не музыка и даже не картина, пробы и ошибки остаются на улицах на десятилетия, иначе не научишься. Удивляться тут нечему — мы вот с модернизмом имеем девяносто лет и десятки тысяч зданий этих самых сплошных ошибок.
весовщик
PPS. как там насчет «пары десятков, если не больше, распространённых архетипов» ?
весовщик
да. мне здесь вот что интересно
63-ий и перцев дом построен примерно в одно время
но если перый всеми формами выдает поздний этап стиля, то декорация перцева — Сецессион с 10-летним опозданием
все эти Претро и Минаши конечно творили в стиле «что угодно»... с разной степенью удачи и таланта
ahvalj
Он оказался в неудачном окружении, да и покрашен теперь плохо — до недавнего времени он был двух оттенков сиреневого, что ему шло гораздо больше. Мне нравится в нём всё, кроме излишней вытянутости вверх — надо было окна пошире сделать, что ли...
ahvalj
По-моему, я тут после оны, самый незатыкающийся комментатор.
ahvalj
А что там можно назвать взлётом? Совершенно разнородные детали кое-как скомпонованы в один фасад. Есть здания стандартные, но ладные — их обычно не замечают (тот же дом напротив, не упоминавшийся, кажется, ни в одной книжке по модерну), а ведь для их создания нужен куда больший талант, чем для простого эпатажа. Мы забываем, что начало XX века было взрывом формотворчества, каждый год в архитектуре появлялась масса нового, при этом издавались журналы, каталоги, выпускались открытки, да и сами архитекторы постоянно туда-сюда ездили — совсем не трудно было подхватить мотив здесь, идею там... Мне в перцовском доме нравится двор, ну и лепнина наверху, хотя в лепнине больше поражает вложенный труд (нелегко было вылепить все эти сотни листьев), чем эффект: я сослепу в первый раз вообще принял её за отслаивающуюся штукатурку, серое на сером.
Алексей
Во-первых Гонцкевич не поляк.
Во-вторых дом Перцова вы ходожественным взлётом не считаете??
весовщик
я деликатно промолчал...вас и так трудно разговорить
а 63-ий дом конечно великолепен...
ahvalj
Маразм подкрался незаметно: я был уверен, что дом по Лиговке 63 строил Галензовский, а оказалось, что вовсе даже Гонцкевич. «Все эти поляки — на одно лицо» © Ну, тогда за Галензовским особых худождественных взлётов не числится...
ahvalj
У Петербурга нет символа наподобие Эйфелевой башни, Вестминстерского дворца или Василия Блаженного. Петропавловский собор или Исаакий недостаточно характерны и декоративны. Представьте себе полностью достроенный растреллиевский Смольный монастырь со стасорокаметровой барочной колокольней, серебряными с золотом куполами и качественной (а не линялой, как сейчас) бело-голубой раскраской — сооружение, непохожее ни на что другое на свете.
А.В.Ч.
Ну, скажем так: Смольный и без колокольни хорошо смотрится, а костел без колоколен — это непонятно что, явный недострой.
ahvalj
Я, собственно, за достройку всех трёх колоколен. Колокольню Смольного монастыря не стали строить по нежеланию сменившейся заказчицы, сам Растрелли-то не просто продолжал хотеть её завершить, но и упоминал в качестве построенной в списке своих работ.
А.В.Ч.
Все-таки есть разница: колокольню не достроили умышленно, а костел не достроили по понятным причинам вынужденно. Во-вторых, колокольня — полностью отдельное сооружение, а тут — недостроенная часть сохранившегося сооружения. Достройка костела выглядит логичнее, во всяком случае.
ahvalj
Тут, собственно, не столь важно, кто автор: тогдашние архитекторы вполне справлялись с хорошо разработанными стилями (благо, примеров и каталогов было навалом), но часто пасовали при необходимости проявить фантазию. Сравним сказочные перетятковичевские банки Вавельберга и на Большой Морской (взятые с отработанных итальянских прототипов) с его же убогим почти сталинским Домом городских учреждений на Кронверкском или унылейшим Министерством торговли и промышленности на набережной Макарова (где как раз проявлялась фантазия). Готических соборов за вторую половину XIX — начало XX веков в мире было построено много тысяч, так что при минимальном профессионализме одиннадцатитысячепервая постройка без особых наворотов должна была выйти прилично. Насколько я могу судить по картинкам наверху, всё скромно-грамотно, без провалов.
ahvalj
«Орднунг мус зайн», как говаривали немецко-фашистские захватчики. Главная вековая беда России — в отсутствии порядка. Один орган должен отвечать за сохранность застройки, другой — за новое строительство, третий — за достройки исторического, и только в их диалектическом взаимодействии мы получим что-то приличное.
Мой просвещённый вкус пасует. Голензовский построил волшебный модерновый дом на Лиговском 63, один из самых качественных модерновых фасадов в городе (maps.yandex.ru/-/CVB97G-N ), Претро — два очень хороших необарочных дома (maps.yandex.ru/-/CVB97S28 и maps.yandex.ru/-/CVB97064 ) и один северомодерновый (maps.yandex.ru/-/CVB97One ). Все четыре упомянутых фасада и разбивкой, и декором куда лучше перцовского. Впрочем, многие архитекторы тогда строили очень неровно (Лидваль, Перетяткович, Минаш), так что ляпы могли быть и у Галензовского, и у Претро.
весовщик
Как следует из названия, она должна заниматься поддержанием статус кво
=====================================================
надеюсь, что там собрались разумные люди, а не буквоеды
Какой вой поднялся по поводу новоделов, когда «Газпром» заикнулся о строительстве
====================
справедливости ради следует уточнить, что там был обычный шантаж:
мы вам восстановим Растрелли, а вы закроете глаза на кукурузину напротив
обязательно надо посетить костел — к своему стыду ни разу не видел.
на Ваш просещенный вкус , кто — он или Претро декорировал фасaды перцева дома ?
Виктор М
Часто звучит орган в лютеранском храме Святой Екатерины на Большом пр. В.О., 1. В.т.ч. во время проведения кинофестиваля «Невский Благовест» (в этом году уже закончился).
Оксана
В таком костеле можно было бы разместить настоящий орган и устраивать концерты органной музыки — как в Риге в знаменитом Домском соборе, в советские времена туда со всей страны приезжали толпы любителей этих концертов. Постепенно и строительство колоколен окупится. Особенно если рядом появится какой-нибудь интересный для посетителей музей или туристический объект, чтобы можно было попасть в один день и туда, и на концерт в собор.
ahvalj
Ох, а вот в авторском замысле была колокольня Смольного монастыря, и даже до первого яруса её в своё время достроили — я давал ссылку на советскую книжку про Растрелли. Какой вой поднялся по поводу новоделов, когда «Газпром» заикнулся о строительстве! Конечно, надо достраивать и строить — просто, не совет по наследию должен это решать, его задачи как раз охранительные.
Дмитрий Литвинов
Не понимаю в данном случае позицию Совета. Если бы, скажем, башен исходно не было по проекту, а сейчас их вдруг придумали и решили соорудить... А так — это ведь просто завершение авторского замысла.
Оксана
Если восстановят колокольни, интересно было бы послушать католический колокольный звон и сравнить с православным. Пока что удавалось бесплатно послушать только церковный орган — музыку в живом исполнении в католической церкви Успения Пресвятой Девы Марии на 1-й Красноармейская ул., дом 11, недалеко от метро «Технологический институт».
Елена
Хотелось бы увидеть храм в полном объеме, как его задумывал автор.
ahvalj
Мне кажется, Совет по сохранению культурного наследия — не вполне та организация, которой надлежит заниматься подобными вопросами. Как следует из названия, она должна заниматься поддержанием статус кво, то есть: не было башен на 1917 год, значит, их не будет и на 2917. Если мы задумываемся об улучшении облика города, имеет смысл подумать о создании организации, занимающейся достройкой и доделкой проектов, не завершённых в своё время по финансовым или форсмажорным (1917 год и ещё более трудное мирное время) причинам. Интересы у обоих заведений будут противоположными, и творческое взаимодействие обоих начал может пойти городу на пользу.
Алексей
Как внутри красиво, даже без отделки. Этот храм безусловно жемчужина этого района.