Эксперты: в Петербурге нет храмовой градостроительной политики
26/11/2012 15:07
С приходом на пост губернатора Петербурга Георгия Полтавченко стало очевидно усиление позиций в городе Русской православной церкви. Эксперты полагают, что это позволило религиозной организации получить статус игрока строительного рынка, хотя и не слишком значительного. Сами объекты нередко вызывают скандалы в обществе, в том числе на уровне нелогичного размещения или нетрадиционной архитектуры.
Петербургский градоначальник Георгий Полтавченко был известен как покровитель православия еще до того, как занял пост губернатора Северной столицы. Он является одним из главных попечителей «Афонского общества», исполнительным директором которого в свою очередь является ныне вице-губернатор Игорь Дивинский. Господин Полтавченко известен и как жертвователь денег на строительство церквей в разных регионах России. Градоначальник регулярно присутствует на различных церковных мероприятиях и службах, встречается с представителями духовенства.
Все это позволило экспертам говорить о том, что позиции Русской православной церкви в Петербурге с началом его правления серьезно укрепились, в том числе и в сфере строительства. Как отметила в беседе с корреспондентом «Карповки» генеральный директор агентства недвижимости «Лондон реал инвест» Зося Захарова, прежде Церковь вовсе не имела веса в сфере строительства, однако теперь стала полноправным игроком строительного рынка. «РПЦ не способна составить конкуренцию мощным строительным компаниям, сдающим сотни квадратных метров жилья, в силу локальности возводимых объектов. Это игрок не крупный, но все-таки уже участник рынка», — полагает госпожа Захарова.
Не считает роль Церкви в строительной сфере значительной и гендиректор объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов. По его словам, доля заказов строителей, поступающих от православных организаций, составляет десятые доли процента от общего числа строительных подрядов. «Для строителей это не очень интересно, в основном наше сотрудничество с Церковью реализуется в сфере благотворительности», — отметил господин Белоусов.
При этом строитель подчеркнул, что в тех случаях, когда такие заказы все-таки появляются, функцию заказчика на себя берет не сама РПЦ, а зарегистрированные местные приходы или связанные с православными общинами организации, которые и собирают средства на строительство. «Нельзя говорить, что представители Церкви напрямую становятся строителями», — пояснил эксперт.
Порой представители Православной церкви и вовсе основывают для строительства новых объектов собственные девелоперские компании, такое право предоставлено религиозным организациям. Примером этого может служить ситуация в переулке Лодыгина, 3–5, где ради строительства православной школы и гостиницы для паломников был сначала расчищен один участок, а теперь на примыкающем готовится к сносу реконструированное под бизнес-центр историческое здание 1906 года постройки. Заказчиком работ и собственником участков является ООО «Вита-строй». Эта строительная компания на 100% принадлежит Константино-Еленинскому женскому монастырю в поселке Ленинское, подведомственному Санкт-Петербургской епархии РПЦ.
Одним из основных направлений строительной деятельности православных общественных объединений является восстановление снесенных в прошлом или строительство новых храмов в разных частях города. Практически каждый такой объект становится предметом горячего обсуждения, а то и конфликта, особенно если стройка ведется в центре города.
Например, серьезные споры вызвало строительство церкви Святой Ксении Петербургской на Лахтинской улице, 17. Прежде на этом месте располагалась небольшая хозяйственная историческая постройка, которую ради храма разобрали. Как только подрядчик ООО «Прогресс» по заказу прихода будущего храма начал работы по устройству фундаментов церкви, на улицу вышли жители окрестных домов, которые на собраниях и митингах требовали отказаться от храма, который закроет окна их квартир от солнечного света. Кроме того, вибрация на стройке привела к трещинам в окрестных строениях. Но стройку приостановили не власти, а отсутствие финансирования.
Немало споров вызвало и начало археологических работ на месте Рождественской церкви на Песках (перекресток Красноборского переулка и 6-й Советской улицы), которые должны стать первым шагом к воссозданию снесенного в советское время храма второй половины XVIII века. Жители окрестных улиц разделились во мнении: одна часть горожан требует сохранить существующий на месте храма сквер, другая выступает за восстановление церкви.
Сторонников воссоздания поддержал и архитектурный критик Алексей Хваль, отметивший архитектурные достоинства церкви, солидарен с ним и историк петербургской архитектуры Борис Кириков. Яростная полемика возникает и вокруг других воссоздаваемых храмов: Спаса на Сенной, церкви в Ломоносовском саду и других.
Существует и иная проблема, когда религиозные объекты строят, не посоветовавшись со священноначалием. Так, множество негативных откликов заслужил храм-часовня Святого Мирона, включенный в состав жилого дома «Зенит» на проспекте Королева, 7, и встроенный между двумя стеклянными объемами торговых комплексов. Объект возводился на деньги строительной компании «С.Э.Р.».
«В этом есть полнейший абсурд: как можно совместить вместе магазины, фитнес-центр, секс-шоп и церковь? Что же касается архитектуры, то Русская православная церковь, как известно, не может себе позволить свободы в форме храма. Это всегда должна быть традиционная архитектура. А совместить современный жилой дом и традиционный храм очень сложно. Такое включение всегда будет выглядеть натужно», — высказал свою точку зрения в комментарии корреспонденту «Карповки» архитектурный критик Алексей Лепорк.
Как отметил в беседе с нашим корреспондентом Борис Кириков, в советское время со сносом церквей город серьезно обеднел, были утрачены многие исторические доминанты Петербурга. Эксперт полагает, что наметившаяся сегодня тенденция к воссозданию утраченных церквей и соборов положительно скажется на облике Северной столицы.
Среди построек, которыми следовало бы заняться в первую очередь, господин Кириков назвал Спас на Сенной (сейчас идут раскопки фундамента храма), Благовещенскую церковь на площади Труда, Введенский собор напротив Витебского вокзала, церковь Мирония на Обводном канале. Кроме того, историк называет резонным воссоздание барочной Матвеевской церкви на Большой Пушкарской, 33 (создан проект воссоздания, конкретных шагов по его реализации пока не делается), а также Скорбященскую церковь на проспекте Обуховской Обороны, 22.
Что касается протестов против воссоздания, то историк уверен, что их не избежать: «Всегда найдутся люди, которые предпочтут гулять на этом месте с собаками». Есть противники восстановления и в профессиональном сообществе, часть специалистов считает отстройку памятников заново неприемлемой, подчеркнул господин Кириков.
В положительном ключе высказываются о воссоздании храмов и некоторые градозащитники. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» зампред Санкт-Петербургского митрофаньевского союза Илья Попов, тот факт, что при нынешней власти стало возможно говорить о будущем воссоздании утраченных духовно-градостроительных доминант, можно оценить как позитивный. Он напомнил, что в советское время в Петербурге было уничтожено более сотни церквей, а потому речь сейчас может идти о восстановлении только самых ценных и значимых объектов.
Господин Попов подчеркнул, что эти церкви, скорее всего, будут малозаполнены, однако, по мнению эксперта, это не должно стать препятствием к воссозданию. «Большой вопрос, насколько жизнеспособны были бы столь близкие приходы в центре города, многие церкви заполнялись бы отчасти. Сейчас народ не имеет той сильной веры, которую имели наши предки. Однако храмы надо воссоздавать на вырост ради прошлого и будущего», — полагает градозащитник.
Сложнее ситуация с многочисленными церковными стройками, которые возникают в периферийных и окраинных районах Петербурга. Наш собеседник полагает, что среди новых храмов лишь немногие постройки смогли стать украшением того района, где они возникли. В основном в спальных районах церковная жизнь проходит в немасштабных деревянных церквях, которые малоинтересны с точки зрения архитектуры и неудобны для прихожан.
Еще одной проблемой господин Попов видит размещение церквей. По его словам, храмы ставятся случайно там, где меценату или приходу удается выкроить участок под строительство. В результате оказывается, что культовые сооружения занимают места газонов, скверов и зон отдыха, что вызывает справедливое недовольство части местных жителей. Недовольны этим и сами верующие, поскольку возведение в случайном месте не позволяет подчеркнуть их роль духовных и градостроительных доминант, а также соблюсти многовековые традиции размещения храмов. «Здесь требуется градостроительная политика, основанная на здравом смысле», — советует Илья Попов.
Надежду на то, что такой политикой озаботится нынешнее городское руководство, выражают и внутри РПЦ. Как отметил в беседе с корреспондентом «Карповки» председатель архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии, настоятель Петропавловского собора архимандрит Александр Федоров, впервые о необходимости комплексного градостроительного подхода к возведению храмов в новых районах клир заявлял еще много лет назад. И благодаря отношению нынешней администрации появился шанс, что такой подход будет реализован на уровне конкретных управленческих решений.
Фото Дениса Панова, Дмитрия Ратникова
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
На Синопской набережной строят временную часовню-ротонду
На Новодевичьем кладбище воссоздадут Скорбященскую церковь
Несостоявшийся сквер на бульваре Александра Грина отдадут под храм
Комментарии
Алик с Анд
В том то и дело, что не 15 суток дали, а подтянули статью и так далее. Ну и в чью угоду прогнулось государство?
Алексей Юрьевич
Ляся поясните а в чём тут сращивание ??? какая связь между гражданками Самуцевич и иже с ней и сращиванием церкви и государства??? Приходят гопницы и устраивают шабаш в храме...Тут один господин с восторгом писал как возмущенные предки этих гопниц — обитатели Государственного Общежития Пролетариата — воодушевленно ломали после революции «православно-фашистские храмы»((( , жгли иконы и убивали этих самых «фашистов в рясах» (((( И что ...в чем Вы видите сращивание??? в том что этим безродным жучкам — потомкам революционных ГОПников на лиговке , которые вряд ли помнят как их прадедов и прабабушек зовут, государство мямлило мямлило и малопонятные речи вело, также как и приговор малопонятный вынесло???? Представьте что они забрались и устроили это в театре, в музее, в воинской части, в участке или еще где : их бы взяли, составили протокол о мелком хулиганстве и пятнадцать суток дали бы заниматься своим непосредственным делом — улицы мести...В чем тут сращивание???
Андрей
Ничего личного. Просто подавляющее большинство крупных городов России в урбанистическом плане убоги, безнадежны и плохо пригодны для нормального существования. Конечно, кое-где сохранился крохотный исторический центр с классической планировкой, но Петербург в этом плане одно большое исключение.
Естественно, у людей, которые выросли в подобных условиях (да даже в спальных районах Петербурга), формируются специфичные вкусовые установки. Для них город — это набор коммиблоков, где ночуют; дворов, где воюют за парковочные места; ТРК у метро, где можно поесть в Макдональдсе; и тесного центра, где офис и вечные пробки (вот бы все снести и построить дороги).
Эти люди (суть подавляющая часть населения страны) как «дети джунглей», которые с детства попали к обезьянам, им чужда человеческая мораль, они принимают хорошее за плохое, а плохое за хорошее. Бытие определяет сознание. Тут уже ничего не исправишь, как известно мировоззрение и будущий характер человека формируется до 5 лет.
Небоскреб
и что?
Небоскреб
Мурманск.
Андрей
Что-то я не сомневался даже, совершенно очевидно, что на твои вкусы основательно повлияла разруха, грязь, отсутствие канализации, покосившиеся деревянные домики или хрущевки. Сейчас лишь сублимация комплексов. Откуда ты?
Ляся
Первый абзац статьи после лида
***Петербургский градоначальник Георгий Полтавченко был известен как покровитель православия еще до того, как занял пост губернатора Северной столицы.***
^.0^
Коренной. А разве тут много иногородцев?
Ляся
Уважаемый Алексей обратился с вопросом к читателям портала привести пример. И я его привела, а Вы пустились в его оценочные суждения. Приведите свой. Впрочем, мы действительно отвлеклись от тематики статьи.
И мое мнение по ней таково — РПЦ при поддержке власти захватывает городские земли, чтобы на них в дальнейшем развернуть строительство и получать с нее прибыль, переложив все расходы на строительство и содержание на горожан и бюджет. В районе 6-й Советской, где якобы ведутся археологические раскопки никого нет. Выкопали яму, обнесли забором и удалились до весны. И Вы можете продолжать верить в дух и атмосферу в построенных новоделах. В местности, где дух и атмосфера — туда никто не торопится вести реставрационные работы. Это я Вам на северные территории России намекаю.
Небоскреб
Okay)) а ты сам из какого города?(спрашиваю без уничижения, т.к. сам понаехалово 15 лет назад)
^.0^
В ситуации наличия сторонников и равнодушных всё гораздо проще, чем когда есть сторонники и противники. Когда заведение, создаваемое ради духа и атмосферы, вызывает такое количество споров и отрицательных эмоций, ограничиться подсчётом количества поддерживающих и протестующих недостаточно, хотя срез общественного мнения штука действительно полезная. Если появятся адекватные строительные стандарты, способные смягчить эту проблему, и если церковники будут больше прислушиваться к неверующим, договориться будет легче. А СМИ так и будут СМями...
Небоскреб
Соглашусь с вами, но при строительстве храмов стоит учитывать, что сми ,как правило, освещают только одну сторону (кстати, есть исключение — сюжет 100ТВ про храм на пустыре в нов. ок-ле, где сторонники храма смогли обозначить свою позицию), но если копнуть глубже, то сторонниками строительства выступают не меньше (а иногда и больше) людей. Просто специфика строек такова, что слышно только недовольных. К примеру сквер (пустырь) на Фомина, большинство жителей было за дворец искусств...
^.0^
Есть христиане, а есть законы светского государства, уродливым лицом развития которых становится упомянутый Вами депутат.
Если новые храмы вызывают недоумение даже у некоторых верующих, вероятно, лучше продолжать восхищаться красотой исторических построек.
Небоскреб
Я не говорю за всех граждан. Но уверен, что большинство православных (и христиане других конфессий) согласились бы со мной.
Насчет функционеров, не знаю ни одного, кроме % ";?*-милонова. Человек за семейные ценности, но отстаивая их, он не соображает — какой фарш сделают оппозиционные сми из этого. В общем — делает медвежью услугу.
Если брать архитектуру, то Россия всегда славилась (Владимир, Ярославль, В. Новгород и. т.д.) своими красивыми храмами (даже коммунисты-атеисты это признавали). Пусть будут новоделы, но в данном случае — дело не в исторических кирпичах, а в духе и атмосфере, которые эти храмы образуют вокруг знаковых мест.))
^.0^
Если бы все граждане были воцерковлёнными, тогда это были бы «мы». Хотя я говорил в первую очередь о функционерах РПЦ.
Впрочем, мы отвлеклись, П.Р. не имеют отношения к градостроительной политике в нашем городе.
Небоскреб
«Позиция церкви»(общности, уммы) = позиции ее адептов, т.е. нас с вами, ведь церковь — это не храмы (молельные дома), церковь — это объединение людей. Значит мы сами не определились, в связи с этим на нас и клали п.р., под определенным предлогом, навязывая нам комплекс вины и стыда(«они еще до сих пор молятся, мракобесы, верящие, что смерть — это не конец жизни»). Причем, исходят только из того, что им не нравится определенный политик,, принадлежащий к нашей церкви.
^.0^
П.Р. действительно отстой, но с дальнейшим развитием событий согласилось далеко не большинство жителей РФ. Равно как и с невнятной позицией церкви.
Небоскреб
Пуси -отстой, это признало большинство жителей РФ, просто вы варитесь в белоленточной информации, и поэтому создается впечатление, что весь мир против «кровавого режима», а церковь (ведь никто не виноват, что правители православные, и иногда туда приходят) назначили пособником. А ведь , думаю, церковь в вашей жизни представлена только храмами, которые вы видите иногда из окна транспорта. З.Ы. могу ошибаться и Вас силком тянут в храм, заставляя молиться на «режим жуликов и воров».
Ляся
Дело Pussy Riot
И будьте любезны, выбирайте выражения, жители города активно выразили свою точку зрения — а вы им сразу диагноз — жлобье завистливое. К тому же поразительная осведомленность о мечтах горожан. Месье телепат?:-)) Еще и проницательный — «Почему такой злой? Потому что у меня велосипеда не было!»©
Молчун
Если у Петербурга появится официальная политика храмостроения, сразу возникнет вопрос, где бы ещё официально построить мечеть. Это будет несколько неожиданно для православных активистов, и снобов от архитектуры, но жить с этим придётся всему городу. Вы готовы?
Алексей
Построят и хорошо. Согласен с Вами. Хуже не будет. Жлобье из зависти злится. По принципу -а что я с этого буду иметь...Им этим виртуалам квартирным чего не построй- все не Слава Богу — школу бы строили бы-дети кричат мешают, магазин или бизнес-центр — стоянка под боком не устраивает, полицейский участок или администрация — гнездо коррупции скажут под боком, столовая — ресторан -крысы разведутся, садик-парк — хулиганы-алкаши заведутся и собаководы...да мало ли чего можно придумать...эти виртуалы ведь настоящей жизнью не живут -потому и плохо всё -личным фантазиям не соответствует...а фантазии видимо не идут дальше мечты идиота — я лежу на спине в большой квартире на диване безвылазно в идеальных климатических условиях- во рту постоянно глоток водки и кусок колбасы а на хр.ну дама прыгает...)))) и так всегда ...)))) Мечта-С!!!!))) Только вот неосуществимая...((( потому и злости стока...
горожанин
упомянутые проекты в статье ( Лахтинская , Лодыгина, Сенная и пр) полезны для общества и украшасят город, почему кто-то их «крытикует» мне непонятно.
Алексей
«Так, множество негативных откликов заслужил храм-часовня Святого Мирона, включенный в состав жилого дома «Зенит» на проспекте Королева, 7, и встроенный между двумя стеклянными объемами торговых комплексов.»
Вот с этим вот согласен с этической точки зрения сомнительная постройка...перенимается типа опыт у побирушек синюх и синяков которые у храмов кучкуются...здесь в сущности подход тот же — присовокупимся туда — в данном случае в торговый центр — куда народ с деньгами приходит-авось раскошелятся...Печальный подход... А сочетание архитектурное вообще порно полное...уж лучше ьбы тогда сделали бы что-нить как протестанты в модернистском стиле из стекла и бетона в геометрических формах...
Алексей
«Касательного голосования — к построенным последние 20 лет тоже относится. «Вы за то что бы вместо построенной церкви восстановить сквер ДА/НЕТ». И тут ответ очевиден. Пока ещё очевиден, спасибо хорошему советскому образованию.»
В аналогичной ситуации : торговые центры , жилые дома, присутственные учреждения, спортивные сооружения тоже будем сносить методом прямого голосования ?????
Виктор пояснитесь пожалуйста...Я думаю многим будет интересно))))
Алексей
Уважаемый Виктор Вы иногда думаете что пишете или у Вас сплошной поток сознания неконтролируемого)))))???? :
«Вообще, если заглянуть даже совсем недалеко в историю страны, христианство в России должно быть запрещено наравне с фашизмом. И если фашисты уничтожали чужие народы, то попы свой. Благодаря последним годам стало понятно, почему население с такой охотой и радостью жгло церкви и гнало священников в 17-м, практически как партизаны немцев в 40-е. За столетия натерпелись. И вот они опять здесь и опять беспредельничают. Совести нет, закон не писан»
Вы это где-то вычитали или у Вас патологическая склонность к фантазиям и ко лжи????
Алексей
Таки может мне всё-таки кто-нибудь объяснить наглядным примером что есть сращивание Русской Православной Церкви и властей Российской Федерации ( исполнительной, законодательной и судебной ) ??? А то я человек сирый, некультурный, непродвинутый — никак не могу понять что такое это самое сращивание (((
Уважаемый инженер пояснитесь пожалуйста!!)))
Заранее благодарю.С уважением Алексей.
И еще : "Приватные разговоры на эту тему с нечужими мне верующими людьми заставляли задуматься в их... гм...нормальности. "
В смысле??? Что Вы имеете ввиду???
Матвей
Мне интересно, верна ли информация, размещённая на сайте домового храма Ефросинии Полоцкой на Стачек, 74, что идёт поиск места для восстановления часовни, размещавшейся ранее на месте дома.efpo.prihod.ru/forum/view/id/145/tid/184 Там же вообще пустого места нет. Памятник комсомольцам сносить, ненормально, это ж теперь история как никак. В центре площади ставить? Да что уж там не хотели сделать. Уж и арку хотели ставить. А по первичному проекту там должна была стоять стелла, что и смотрелось бы лучше всего на таком небольшом пространстве.
Виктор
Строительство любых религиозных объектов надо выносить на всеобщее голосование жителей микрорайонов, когда речь идёт об окраинах, и всех жителей города, когда речь идёт о центральных районах.
Голосование проводить в день ближайшего городского (выборы депутатов? президента? без разницы, спешить некуда).
И предлагать альтернативу в виде скверов или дошкольных учреждений.
Итог таких голосований впрочем известен заранее — 90% населения против церквей и мечетей.
Это было бы по справедливости. И этих сараев позолоченных было бы в городе на несколько порядков меньше, а зелени больше.
Ведь доходит до того, что люди сами собирают деньги, сажают деревья, ставят скамейки а приходят попы и всё это уничтожают.
Вообще, если заглянуть даже совсем недалеко в историю страны, христианство в России должно быть запрещено наравне с фашизмом. И если фашисты уничтожали чужие народы, то попы свой. Благодаря последним годам стало понятно, почему население с такой охотой и радостью жгло церкви и гнало священников в 17-м, практически как партизаны немцев в 40-е. За столетия натерпелись. И вот они опять здесь и опять беспредельничают. Совести нет, закон не писан.
Всё же пора вспомнить Конституцию — мы светская страна.
P.S.
Касательного голосования — к построенным последние 20 лет тоже относится. «Вы за то что бы вместо построенной церкви восстановить сквер ДА/НЕТ». И тут ответ очевиден. Пока ещё очевиден, спасибо хорошему советскому образованию.
Яйко
Судя по церковной архитектуре, характерной для спальных районов, у архитекторов та же беда, что и тех, кто проектируют жилые дома. Шлак, извините, а не храмы. Достачно посмотреть на последнее фото. А есть и еще одна сторона медали — когда архитекторы как бы безвозмедзно дарят свои «шедевры». Вспомните Кронштадтскую церковь на Стачек или первый вариант Ксении Блаженной — это ж мрак!
Инженер
Вероятно, плохо, что «коммуняки» порушили немало храмов.
Но былое возвращать не следует. Ну или делать это очень аккуратно и выборочно-имею в виду воссоздание...
Сейчас иная жизнь, иные цели и задачи.
Очевидное сращивание РПЦ и государства уже начинает пугать, и идет вразрез с законами страны.
Кроме того, очевиден отход церкви от объявляемыми ею общечеловеческими ценностями.
Приватные разговоры на эту тему с нечужими мне верующими людьми заставляли задуматься в их... гм...нормальности.
Я не против новых храмов, есть вполне себе интересные и никому не мешающие (?) примеры...
Но тенденция---плохая.
^.0^
Храмы на вырост это круто. Противопоставление собачников и прихожан тоже лепо.
oksana
Небоскреб
Смотрите здесь, уважаемый Небоскреб:
«...мэр Москвы, если хочет рассчитывать на поддержку православных экспертов на выборах 2015 года, должен к этому времени построить 400 храмов».
«…по предложению правительства города в различных районах Москвы будут построены от 200 до 600 типовых храмов. …в планы властей входит строительство только православных культовых зданий.»
Мимо шел
В Петербурге нет градостроительной политики.
И не было с момента переименования.
Vladimir
«Но вы тут не один ;)»
— Мне показалось, то было ваш ответ конкретно мне.
Vladimir
«... можно перечислить как минимум еще 3 статьи о фактах, не упомянутых в этой публикации ... @Vladimir»
— Спасибо, Alex, нолично я в курсе насчёт тех трёх фактов :)
Alex
Очень рад) Но вы тут не один ;)
Vladimir
«... можно перечислить как минимум еще 3 статьи о фактах, не упомянутых в этой публикации ... @Vladimir»
— Спасибо, Alex, нолично я в курсе насчёт тех трёх фактов :)
Небоскреб
Какие бюджетные деньги?
oksana
Я за восстановление исторических храмов, но не сейчас. В то время как в центрах занятости Петербурга на полном серьезе предлагают местным жителям зарплаты ниже 10 тыс. рублей в месяц, когда многие семьи и тем более матери-одиночки еле сводят концы с концами, работая почти без выходных, когда стоимость жизни неуклонно растет, а зарплаты у многих людей почему-то падают, РПЦ всё активнее отсасывает огромные деньги из бюджета на строительство всё новых и новых храмов. При этом резко повышая цены на свои услуги и не платя с них налог государству.
Пример: «пожертвование» (читайте -прайс) на таинство крещения в ближайшем от меня храме взлетело с 200 рублей в 2007 году до 2500 рублей сейчас, и подорожало в храме буквально всё. Увы, Церковь на глазах становится новым олигархом, жирующим в стране, где как минимум треть работающего населения хронически бьется в нищете. При этом РПЦ частенько стремится не ремонтировать то старинное, что уже есть, а строить всё новое и новое за счет бюджета.
Пусть для начала отремонтирует до конца один из старейших храмов Петербурга — храм Святых Петра и Павла в Знаменке, где давно проводятся службы, но не выделяются деньги на окончательное восстановление, и где многодетный батюшка крутится как белка в колесе, стараясь привлечь побольше прихожан. И на другие уже существующие старинные храмы, нуждающиеся в поддержке, нужно в первую очередь выделять деньги: в Петербурге уже есть множество готовых мест для молитвы.
А на деле РПЦ даже препятствует ремонту исторических построек, при этом захватывая их. Пример: это здание много лет разрушается на глазах окрестных жителей, его состояние всё хуже, а РПЦ не дала его отремонтировать застройщику соседнего жилого дома:karpovka.net/2012/08/06/54797/
Alex
В дополнение вышесказанному можно перечислить как минимум еще 3 статьи о фактах, не упомянутых в этой публикации:
1. В парке 300-летия Петербурга появится храм, изгнанный Матвиенко
2. На углу Долгоозерной и Королева построят собор высотой 50 метров
3. В парке на берегу Оккервиля хотят построить церковный комплекс
Vladimir
Великолепная статья, сводящая воедино многие предыдущие статьи и дающая полный обзор уже вполне назревшей в городе ситуации.