Дом Неклюдова на Фонтанке, где бывал Пушкин, выставили на продажу
21/09/2012 15:27
Дом Неклюдова на набережной реки Фонтанки, 20, выставлен на торги. Новый владелец может приспособить пушкинский адрес под 4–5-звездочную гостиницу.
Дом Неклюдова, он же дом Министерства императорского двора или дом Голицына, построен в 1787–1788 годах. В XIX веке возвели дворовые флигели, в 1812-м — домовую церковь. Ни одна фамилия архитекторов не сохранилась.
Зато известны сведения о жильцах: в 1812–1824 годах здесь квартировал историк Александр Тургенев, его соседом в 1816–1824-м был брат декабрист Николай Тургенев. В их квартире собирались члены литературного кружка «Арзамас» Жуковский, Вяземский, бывал здесь и Пушкин. Сегодня дом Неклюдова — федеральный памятник архитектуры.
Торги проведет ОАО «Российский аукционный дом». В лот включили не только сам трехэтажный особняк, но и флигель соседнего дома Пашковых — № 18, литера Б. Сейчас они принадлежат ЗАО «Холдинговая компания „Форум“» Дмитрия Михальченко, и теперь фирма намерена избавиться от непрофильного актива.
Наиболее вероятным использованием обеих построек аукционистам представляется реконструкция под 4–5-звездочную гостиницу общей площадью 6,5 тыс. кв. метров. Сейчас общая площадь двух зданий — 5,9 тыс. «квадратов».
Начальная цена лота — 1 млрд рублей. Победитель оформляет покупку в собственность. Дата торгов пока не определена.
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Похожие новости
Заброшенной амбулатории на Большом проспекте В. О. нашли арендатора
На Собственном проспекте в Петергофе ушел с торгов дом Шарубина
В Зеленогорске ушла с торгов дача Вельтц на проспекте Красных Командиров
На улице Коммунаров в Ольгине продали с торгов дореволюционный дом
В Ломоносове продали с торгов расселенный жилой дом на Профсоюзной
Комментарии
В связи с законодательными ограничениями мы вынуждены отключить возможность комментирования. Чтобы оставить свое мнение, используйте ВК-паблик.

Дмитрий Литвинов
Спасибо, забавные картинки!
Лицевой корпус, что характерно, более-менее предполагалось оставить нетронутым, даже без мансарды. А вот во дворе — «развернуться» по полной. Но для этого нужно снять с охраны все дворовые флигели.
Видимо, товарищ потерял надежду подыскать соответствующую «мастерскую Славиной» для такой экспертизы, и решил переложить «проблему» на плечи будущего покупателя...
Федя Крюгер
Господа, не спорьте.
Вот вам интересная визуализация проекта реконструкции зданий от нынешнего собственника.
Там на сайте есть ещё пара интересных визуализаций.
Дмитрий Литвинов
В данном случае объекты просто выставляются на торги. Дальнейшее — уже дело возможных покупателей.
Петров
А зачем ломать над этим голову? У него в собственности 2 объекта. Оба он может продавать как хочет. Может и одним лотом. Но не как единый объект для реализации единого проекта. Ну будут 2 гостиницы. А не одна. Если он выставляет эти объекты как ресурс для создания одного объекта, если это в нашей действительности реально, то это сюжет для серьезной тревоги и системной угрозы наследию.
Дмитрий Литвинов
А как на практике-то решать эту ситуацию?
Имеется некий собственник, который владеет домом 20 и одним флигелем дома 18. Он решает свою недвижимость продать. Причем всю сразу. На каком основании ему это можно запретить делать?
Участки земельные могут и не объединять. Но что это изменит? Скажут, что тут два отдельных проекта — отель в доме 20 и маленький отель в доме 18. Но суть-то не изменится.
А в лицевом корпусе дома 18 детская художественная школа.
Петров
Флигель тоже можно продать также как квартиру. Речь не об этом. А о том, что нельзя части исторических комплексов перемешивать между собой, произвольно комбинируя из них новые комплексы — так от исторической идентичности ничего и не останется. А то, что земельный участок сформировали раньше Закона СПб О зонах охраны — так ведь таких случаев очень много. Но главное, что земельный участок под этим флигелем не нарушает границ исторического межевания — т.е. этот участок целиком укладывается в участок исторического домовладения дома Пашкова, и таким образом, остается его частью. В случае вовлечения его в реконструкцию с целью создания отеля из дома 20 его участок и участок дома № 20 придется объединить, и тем самым стереть границу участка исторического межевания.
Дмитрий Литвинов
Ну так квартиру-то можно продать «отдельно от всего комплекса ОКН». Почему флигель тогда нельзя — если он мало чем отличается от квартиры?
Земельный участок под флигелем сформирован до вступления в силу закона 820-7.
Петров
Зачем? Что тут особенного? Например, любой многоквартирный дом состоит из множества объектов собственности — никто ведь не делает из этого вывод, что его можно растащить по квартирам. Состояние флигель отличается от квартиры лишь тем, что флигель представляет собой отдельное строение. Физически он автономен, но юридически он может быть (и должен быть) рассматриваться как неотъемлемая часть неделимого исторического домовладения с правовым режимом тождественным режиму помещения многоквартирного дома. Кстати — тут по закону СПб историческое межевание — охраняемые границы земель участков установлены в отношении обоих участков.
Дмитрий Литвинов
А как быть, если данный конкретный флигель дома 18 находится в собственности частного лица, а остальные постройки на территории этого участка (и дворовая территория) ему не принадлежат?
Отнять флигель? Заставить выкупить весь участок?
Петров
Флигель во дворе находится на территории объекта культурного наследия федерального значения «Дом Пашковых». В силу этого он является частью его комплекса ОКН. От того, что сам он не является ОКН, можно рассуждать о том, достоин ли он сохранения в составе этого комплекса, можно ли его, например, снести построить что-то иное или разбить садик, или надо реставрировать — но во всех случаях в составе этого комплекса. Отчуждать его нельзя! Так же нельзя и к соседнему ОКН прилеплять части, не имеющие отношения к его исторической целостности. Части недвижимости, тем более исторической и охраняемой — это не пазлы, которые можно группировать как угодно. Иначе получится винегрет, в котором различить ценный объект уже не удастся.
Главный редактор
Флигель во дворе не памятник.
Федя Крюгер
Памятник продаёт не государство и не город.
Оба здания сейчас находится в частных руках.
Петров
Кто их выставляет на продажу? Почему в одном лоте оказались два различных объекта — оба памятники федерального значения, у каждого собственный земельный участок, собственная территория объекта культурного наследия. Их в принципе нельзя объединять в составе одного имущества, так как при этом гибнет самодостаточность каждого из них именно как исторически ценных объектов. В доме Пашковых городская художественная школа. Ее куда?
Автор лицевого здания Фонтанки 20 известен — Демерцов Ф.И. Автор церкви — Воронихин А.Н. и Витберг А.Л. — все звезды российской архитектуры первой величины. Авторы поздних перестроек тоже известны.
Здесь Пушкин не просто бывал. Это один из основных его петербургских адресов. В том числе, здесь им написана известная ода «Вольность». Есть помещение и окно, стоя у которого, и глядя на Инженерный замок, он сочинял эту оду.
Антон
предлагаю снести. чего мешается., не стеклянный, да еще и такой низкий. даешь десятиэтажный стеклянный бизнес центр!