Вторая сцена Мариинки напоминает архитекторам торговый комплекс
12/07/2012 15:27
Завершается строительство второй сцены Мариинского театра на улице Декабристов, 34. Когда новый проект здания был представлен на градсовете, он был раскритикован. «Карповка» решила спросить архитекторов, как смотрится новое здание в реальности.
В 1997 году художественный руководитель Мариинского тетра Валерий Гергиев обратился к президенту России Борису Ельцину с предложением построить новый театр. Его решено было возвести позади старого здания театра, на другой стороне Крюкова канала. В 2003 году провели международный архитектурный конкурс. Его выиграл французский архитектор Доминик Перро.
В 2005 году началась расчистка квартала между улицей Декабристов, Крюковым каналом, улицей Союза Печатников и Минским переулком. Снесли Дворец культуры имени Первой пятилетки на улице Декабристов, 34, построенный в 1930-е годы.
Был снесен и сохранившийся фрагмент Литовского рынка XVIII века постройки (набережная Крюкова канала, 5) с пристроенным в начале XX века доходным домом. Этот выявленный объект культурного наследия сначала хотели сохранить весь, потом фасадную стену, но в итоге разрушили все. Также под снос пошла школа № 243 в стиле сталинского ампира (набережная Крюкова канала, 5а).
В 2006 году Главгосэкспертиза не согласовала проект рабочей документации господина Перро. Контракт с архитектором был остановлен ввиду невозможности создания стеклянного здания. Был объявлен новый конкурс на разработку проекта, который «должен гармонично вписываться в сложившуюся средовую застройку Санкт-Петербурга».
К тому моменту шло возведение нижних этажей здания. Соседние дома стали проседать, потом чиновники отчитались, что проблему решили. Некоторые эксперты называли осадку запредельной.
Победило ОАО «Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений» (КБ ВиПС), чей проект основывается на концепции канадской компании Diamond & Schmitt Architects (руководитель — Джек Даймонд). Говорили, что этой фирме якобы создали особые условия (ее реализованные проекты нравились Валерию Гергиеву). Градсовет раскритиковал архитектуру здания и его фасады, отметив лишь удачные планировки и функциональные решения.
Весной 2010 года проект сдали в Главгосэкспертизу. К концу 2010 года, когда было построено пять этажей из семи, получили положительное заключение.
Затем выяснилось, что выданный проект в два раза дороже предложения Доминика Перро, от которого отказались. Общая стоимость объекта составила около 20 млрд рублей, хотя первоначально планировалось 9 млрд. Финансовая сторона проекта вызвала пристальное внимание Счетной палаты.
Новое здание театра будет иметь семь надземных этажей и три подземных. Проект новостройки предусматривает воссоздание фасада Литовского рынка. Между старым и новым зданиями театра через Крюков канал перекинут грузовой мост, названный отдельными экспертами вандализмом. В комитете по охране памятников сообщили, что мост не был согласован.
Заказчиком нового строительства выступает ФГУП «Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации». Как рассказал сегодня нашей интернет-газете официальный представитель дирекции, сейчас работа в завершающей стадии. Практически закончено устройство монолита. Ведется отделка. В декабре 2012 года стройка должна завершиться.
Александр Супоницкий, руководитель архитектурной группы «Суарт»:
«У меня к объекту грустное отношение, потому что в первой своей редакции он был задуман очень красиво, а затем история не состоялась. Не первый раз случается ситуация, когда работа иностранного архитектора заканчивается лишь эскизом.
Те проектировщики, которые пришли со второй редакцией проекта второй сцены, они повели себя более прагматично, чем все участники предыдущего конкурса. Они уже не хотели заметного авангардного решения. И вот по одежке протянули ножки.
Образ, который получился, на торговый центр не похож. То, что он решен в современной стилистике — это плюс. Раз решили, что авангард нам еще рано — вот нормальное сдержанное здание в традиционной манере современной архитектуры. Думаю, что авторы и ставили задачу сделать нормальный доброкачественный рядовой проект. Но обращу внимание, что это не рядовая застройка, просто здание привлекает гораздо меньше внимания, чем могло бы. Оно сделано спокойными штрихами. Это именно вторая очередь Мариинского театра».
Рафаэль Даянов, руководитель мастерской «Литейная часть-91»:
«В контексте города это здание не сидит. Мы имеем набережную Крюкова канала с историческими сооружениями, которые, как правило, не превышали два этажа. Потом в 50-е годы-кое что появилось более высокое. Но Мариинка-2 вышла из контекста. Это слон, сундук, называйте как хотите.
И мне удивительно, почему петербургским архитекторам не разрешают работать в Петербурге. Может быть, в Канаде это смотрелось бы где-нибудь на озере Онтарио. Но эта архитектура вне контекста нашего города. Что касается моста, который там перебросили, это просто хамство. Это пощечина для нашего города».
Александр Кицула, руководитель архитектурной мастерской «Я.К.»:
«Мое отношение к этому проекту отрицательное. То здание, которое на выходе получится, с моей точки зрения, не стоило того, чтобы сносить квартал, сносить ДК Первой пятилетки. Фасады, которые выходят на сам Мариинский театр и в переулок, ничего кроме оторопи у меня не вызывают.
Проект продвигался, с моей точки зрения, по принципу „чем дальше — тем хуже“. Лучше было реализовывать проект Мосса. В крайнем случае можно было реализовывать проект Перро, хотя он мне не нравился. Ну так, по крайней мере, мы бы имели в городе некий подарок, сделанный одним из известных фокусников мировой архитектуры типа Мосса или Перро. Сейчас мы будем иметь непонятно что, сделанное непонятно кем».
Сергей Орешкин, руководитель архитектурной мастерской «А. Лен» (он с коллегами подавал свой проект):
«Фасад вдоль Крюкова канала безобразный. А фасад, который выходит на Декабристов, — абсолютный торговый комплекс. Куцый, странный фасад. Не знаю, спасает его натуральный камень или нет.
Изначально стартовая планка этого объекта была взята настолько низко, что там превалировали коммерческие интересы. То есть там интересы города, интересы архитектурного решения стояли если не на пятом плане, то в лучшем случае на третьем плане. Первое — деньги, осваивание бюджетных денег. Второе — некий элемент престижа. И только потом город.
Канадский проектировщик зашел сюда, имея за спиной полтора театра в Канаде. При этом театры — это такие стекляшки. Неплохие интерьеры, все остальное — очень средняя архитектура канадско-американская. И это в такой зоне, в центре Питера, без настоящего конкурса!
Если вы отмотаете назад и откроете конкурс, в котором участвовали и Эгераат, и Арато Исодзаки, тот конкурс был на порядок выше архитектурно, на порядок выше соответствовал достоинству архитектуры города. А потом вышла абсолютно нелепая компания „ВИПС“. Канадец, может, не виноват, это его уровень такой. Это архитектура среднеамериканского города тысяч на 500 жителей или меньше.
Город большую потерю понес. И это очень хорошо работает на мельницу русских архитекторов, которых грязью поливали две подряд администрации. Которым говорили, что русские все бездарные. Посмотрите, какое безобразие американцы делают. И это при таком-то бюджете! Там можно было сделать золотой объект».
Владимир Попов, председатель Союза архитекторов Санкт-Петербурга:
«Да что тут комментировать? Это несчастная работа, несчастный проект, с самого начала он не давался. Про это я не хочу говорить — это сплошное огорчение».
Евгений Подгорнов, руководитель мастерской «Интерколумниум»:
«Всем было понятно, что есть первая Мариинка, а будет — вторая. Но все равно, это должно было быть самостоятельное здание. Его должны были решить интереснее, чем сейчас получается. Задача была не вписать здание в окружающую застройку, а создать событие.
Здание Перро было событием. Новое таковым не является. Оно не рядовое, оно никакое. Плоские фасады, какой-то невнятный эркер сзади. Получился многофункциональный комплекс. Хочешь — торговля, хочешь — театр.
По поводу моста через канал трудно сказать, как это будет выглядеть. Пока больше похоже на такие конструкции, когда теплосети прокладывают».
Филипп Никандров, автор проектов «Охта центра» и «Лахта-центра» (подавал свой проект вместе с мастерской RMJM):
«На мой взгляд и судя по фотографиям, здание, его фасад и завершение кровельной части еще не доведены до степени готовности, при которой уже можно было бы судить об архитектурных качествах реализованного проекта и о его сочетаемости с окружающей застройкой. Мясо еще на сковородке. Оно еще сырое, брызжет кровью и раскаленным маслом. Запаситесь терпением, мы все еще успеем продегустировать».
Фото Алексея Шишкина
Объекты строительства:
Организации (компании):
ООО «Проектно-производственная фирма „А.Лен“»
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
АО «КБ высотных и подземных сооружений»
ООО «Архитектурное бюро „Литейная часть-91“»
Санкт-Петербургский союз архитекторов
ФГБУ «Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Завершился ремонт дома Таирова на Садовой улице после демонтажа остекления
Провиантские склады на Лермонтовском станут мастерскими Михайловского театра
На улице Булавского дореволюционный дом снесли для нужд Мариинки
С фасада дома Таирова на Садовой улице убрали остекление
Мариинский театр снесет дореволюционный дом на улице Булавского
Комментарии
IRINA
Более нахального здания пожалуй в городе нет. Видимо перепутали с деревней Кукуево. У меня предложение снести это безобразие за счет Георгиева(этот товарищ снес целый квартал исторической застройки, не думала, что он совершенно лишен художественного вкуса)). А матариалы после разборки пусть возьмет себе.
Серж
Сам архитектор и учился в Петербурге. Если нужно было кому-то отомстить Петербургу — то это удалось. Такой безвкусицы по все России навалом и от нее
идет тошнота. Жаль.
ариэль
любители -леблединного болота с новым театромКОЗЛОВ-омерзительнейший амбавр или цех соорудившие...пушкин недоумков предостерег-и тщетной злобою небудут тревожить вечный сон петра...пусть впереди большие пенремены-я это никогда не полюблю.в высоцкий да-Алле он бы на фасаде подошел но не в Коломне.гармония не только нарушена -попрана .консерватория театр посыпались...я не завидую всем кто принимал участие-зубами лично будете грызть и перестраивать внешнюю отделки стиль
Виктор Т.
«Затем выяснилось, что выданный проект в два раза дороже предложения Доминика Перро»
Дык откаты не были учтены.
весовщик
сорри за задержку был аут как и карповка.
с промкооперацией как раз Ваш конек - по сути единственная в Л-де декоративная композиция центрального фасада, растекловка и рельефы в чистейшем Ар-деко. такой чистоты как там в городе больше нет...
насчет Сакре-Кёр,
— надо же точно такая же мысль посетила меня там 5 дней назад при рассматривании ...полностью подписываюсь. у Виолле ле Дюка была статья об арх-ре рюссе — наверное приняли во внимание
при этом наткнулся на 2 церкви того же времени в самом престижном районе у Оперы — совершенно дикое смешение стилей, о котором у нас могут только бредить ... но тут с византизмом параллелей не проводят.кстати Вестминстерский собор в Лондоне тоже считается византийским
KD
Очередная порнография. Безусловно проект лучше, чем первоначальная стеклянная фекалия, но не намного лучше. Даже сравнивая с новыми театрами Европы, можно уже сделать вывод, что знаменитый театр вместе со знаменитым городом получил архитектурный «сарай». Стыдно должно быть тем, кто поднимал шумиху вокруг этого проекта, тем кто заявлял о том, что это будет великий проект. Единственной за что остается радоваться, что скоро, наконец-то, закроют старый театр, и отреставрируют, а то не менее стыдно, когда «прекрасные» туалеты «Великого» театра посещают миллионы туристов и гостей города... Кто там был — поймет!
ahvalj
Сталинская архитектура коряво воспроизводит десятые годы. Все отличия связаны с уквадратнением пропорций и падением исполнительского мастерства. Колхозникам казалось, что они получают высокое искусство.
ahvalj
Кстати, о Париже. Меня умиляет повсеместное упоминание византийских истоков композиции Сакре-Кёр, при том, что от византийских соборов там нет ничего, кроме элементов декора. Пятиглавие с колокольней (хоть и поставленной здесь со стороны апсиды) полностью взято из русской архитектуры барокко и классицизма — ни в Европе, ни в Византии, насколько я могу судить, так никогда не строили. Видимо, русские истоки столь знакового здания французам казались чем-то неприличным, отсюда и легенда про Византию. Ну а потом это стало общим местом, и Попки переписывают друг у друга, не задумываясь.
ahvalj
Я вижу ДК Ленсовета дважды в день на протяжении пятнадцати лет. Не могли бы Вы раскрыть мне глаза на его архитектурные достоинства? На фоне этого здания можно без декораций снимать фильмы про ужасы тоталитаризма. Даже с чисто каталожно-учётной точки зрения (столь популярной у педагогов и архитектурных критиков) единственным изобретением этого здания является острый угол на Малом проспекте. При этом всё, включая этот самый угол, исполнено вовсе не блестяще.
весовщик
ДК имени Ленсовета... хоть чем-то лучше?
========================================
лучше. Левинсон умел имитировать модные стили и был блестящим рисовальщиком
только что из Парижа. там умеют втихивать туристам даже заведомый хлам — сады Трокадеро напротив Эйфелевой . там стоит такой же Ар-Деко выставочных помещений 30-х гг, который с восхищением фоткают туристы. как же — знаменитая парижская переспектива с военной школой и небоскребом над всем этим
Андрей
ahvalj
А почему мы плачем сейчас? Когда за последние девяносто лет в городе архитектура была приличной? Если взять только самые видные места в центре: Институт прикладной химии, Петровская набережная, гостиница «Ленинград», площадь Финляндского вокзала, все окрестности Смольного собора, БКЗ, ТЮЗ, ДК имени Ленсовета, да тот же ДК имени Первой пятилетки — они все хоть чем-то лучше? Культура постройки закончилась с исчезновением тонкого слоя её потребителей в Гражданскую войну.
Юрий
Я вижу какой-то промышленный объект — это производственные площади завода, а не здание театра.
А никандров, похоже, с выбором профессии ошибся, надо было поваром. Да чтоб оно сгорело, такое «мясо».
Андрей
Было два красивых проекта — в первом конкурсе у "Земцова- Кондиайна ", во втором — у московского архитектора (фамилию не помню).
ahvalj
А почему мы плачем *сейчас*? Когда за последние девяносто лет в городе архитектура была приличной? Если взять только самые видные места в центре: Институт прикладной химии, Петровская набережная, гостиница «Ленинград», площадь Финляндского вокзала, все окрестности Смольного собора, БКЗ, ТЮЗ, ДК имени Ленсовета, да тот же ДК имени Первой пятилетки — они все хоть чем-то лучше? Культура постройки закончилась с эмиграцией тонкого слоя её потребителей в Гражданскую войну.
Ио
Компакт-диски в «Тристане и Изольде», слово «жопа», нет не на заборе, в устах Короля Лира у Додина, эта «архитеткура» в сердце Петербурга, ОБЖ, вместо уроков литературы. Чем ниже культура, тем управляемее стадо.
ahvalj
Я всё же не согласен с самим перровским подходом к застройке. При минимальном городском планировании такие здания, совершенно чуждые всему окружению, могут допускаться как провозвестники последующей смены застройки района (как это происходило с крупными доходными домами в окружении малобюджетных избушек), но ни в коем случае не как постройки на века, сознательно противопоставляемые сохраняемому и охраняемому окружению — и дело не в стилистике, а именно в абсолютной инаковости размеров, членений и цветового решения. Это как раз тот случай, когда следует вспомнить затасканное понятие «вкус».
Борщевик Сосновского
Спасибо за поддержку. Примерно это же я и хотел написать. Да, эстетика спорная, но это — действительно архитектура.
Гиппогриф
>>Проект Перро вы считаете КРАСИВЫМ?
Я — да. В любом случае, такую эстетику можно принимать или не принимать, но работа Перро это архитектура. А то, что строят в итоге, в особых комментариях не нуждается, т.к. по оригинальности и эстетическому наполнению оно не далеко ушло от слова из трёх букв на заборе.
Главный редактор
Попытаемся выяснить. «Рюрик» точно уже не должен этим комплексом заниматься. Может, сами военные?
Елена
А, кстати, ввиду оканчания стройки Мариинки — вопрос к журналистам Карповки: на уголу улиц Декабристов и Глинки по диагонали от Мариинского начинается реконструкция под ТК , офисы и гостиницу? Там все здания (военное училице или общежития) начали затягивать сеткой. Это ведь тоже мега-проект, который целый блок зданий до р.Мойки затрагивает. Есть какие-то подробности?
Б. К.
Очень точно сказано. Достаточно посмотреть на гергиевские постановки опер — служанка, перебирающая компакт-диски и вставляющая их в компьютер в «Тристане и Изольде», толпа бомжей в синтетических куртках около помойки в сцене свадьбы в «Сказании о невидимом граже Китеже», Роберт и Водемон, приходящие в сад Иоланты на лыжах... Дарю музыкальному критику заголовок для рецензии на гергиевскую постановку : «Слепой музыкант»ю
lxpro
Я, вот, тоже не понимаю, почему этим кирпичом перегородили набережную. Ведь наверняка, поставят там забор и даже прохода не оставят! Не говоря уже об испорченном виде. Эхх...
Елена
Проект Перро вы считаете КРАСИВЫМ? На вкус и цвет... Более того, ни одна фирма не взялась изготовить это уродище, т.к. это не представляется возможным в нашем климате.
Я очень надеюсь, что этот сарай хоть чем-то снаружи декорируют... Надеюсь, изнутри он поинтересней смотреться будет.
ahvalj
А вот что предлагалось построить — в лучших австро-венгерских традициях — сто тридцать лет назад:
Конечно, на Марсовом поле этому зданию не место, предпочтительнее было бы на одном из плацев (Семёновском, к примеру), но мы бы не имели сейчас проблемы с размерами театра.
Борщевик Сосновского
Уж как всем не нравился проект Перро... А имели бы красивое здание.
Пусть необычное, но красивое...
А так получили САРАЙ в два раза дороже!
Елена
Действительно, хуже и бездарнее ничего нельзя было придумать... А облицовка в «живую»смотрится еще гораздо хуже , чем на фото, как дешевое тротуарное мощение... Самое ужасное, что уже ничего не исправишь.
Посетитель
Точно подмечено про Обводный канал.
ТРК Лигов (м. Обводный канал) по-моему даже лучше получился. Только там без всяких конкурсов, растяже и доп смет
???
Нет еще одного ужасного вида — с Садовой. Там уже сейчас видно,что перспектива канала будет «закупорена» этим «мостом». А ведь это — один из открыточных видов города (с колокольней Никольского собора)
stasil
даже квадрат можно было сделать элегантным и вписать прежде всего в существующее пространство. К примеру, это прекрасно удалось сделать фондохранилище Эрмитажа в Старой деревне. А это здание хорошо смотрелось бы на Обводном канале, оно было бы там к месту
ahvalj
Здесь показательно ещё и то, что талантливый в одной сфере искусства человек часто оказывается лишён каких-либо ориентиров в других областях. Гергиев наверняка мог повлиять на выбор проектов, в том числе выступив публично, — но нет, ему важнее был сам факт появления двух новых сцен Мариинского театра, а к архитектурной составляющей обеих этих построек он, по всей видимости, вполне равнодушен. Учитывая, что и само основное здение театра по меркам конца XIX века весьма убого, городу не повезло уже в третий раз.
Mike
При чём тут мясо Никандрова. Здание похоже на гигантский забор, плоскомордое, как Лужков говорил.