«Наиболее спорные» дома в Петербурге вновь могут стать памятникам
12/01/2012 19:15
Некоторым бывшим выявленным объектам культурного наследия, снятым с госохраны КГИОПом под руководством Веры Дементьевой, могут вернуть статус памятников архитектуры. С таким заявлением сегодня выступил сам комитет. Градозащитники заявляют, что это не компромисс, но «лучше, чем ничего».
Выявленные объекты культурного наследия появились в Петербурге в 2001 году — тогда вышел соответствующий приказ. Такой статус имел временный характер; в будущем историко-культурную ценность выявленных объектов должны были подтвердить в ходе специальных экспертиз, а затем превратить их в памятники архитектуры регионального или федерального значения.
Но прежний председатель КГИОПа Вера Дементьева своими приказами сняла с охраны несколько десятков выявленных объектов. Так называемыми историко-культурными экспертизами занимались несколько мастерских, многие из которых были лояльны к потенциальным застройщикам. А ООО «Архитектурная мастерская Т. А. Славиной» стало одним из наиболее критикуемым фирм, которая, по мнению градозащитников, поставила на поток такие экспертизы и доказывала отсутствие ценности у многих старинных домов.
В результате за время правления Валентины Матвиенко было снесено более 100 исторических зданий, многие из которых считались выявленными объектами культурного наследия. Такими, в частности, были казармы Преображенского полка на Кирочной улице (там работает группа «ЛСР» Андрея Молчанова, сына Юрия Молчанова, самого влиятельного вице-губернатора времен госпожи Матвиенко), три доходных дома на углу Невского и Восстания (построен универмаг финской группы Stockmann), комплекс градских богаделен на Смольной набережной (тоже проект ЛСР), дом на Мойке, 74 («Адамант»).
Во времена Валентины Матвиенко, которая считалась близкой подругой Веры Дементьевой, оспорить приказы общественникам не удавалось. Только в ноябре, после избрания госпожи Матвиенко спикером Совета Федерации, прокуратура выиграла городской суд, который признал приказ 2004 года «недействующим с момента издания», а действия комитета «превышением полномочий».
Градозащитник Александр Кононов в комментарии корреспонденту «Карповки» рассказал, что у КГИОПа в 2004 году отсутствовала правовая основа для исключения выявленных объектов из списка памятников: на федеральном уровне необходимые акты были готовы только в 2009 году. Сам КГИОП подтвердил, что именно это стало основанием для решение горсуда.
Несмотря на смену руководства в комитете (сейчас главой является Александр Макаров), ведомство решило обжаловать решение суда. Градозащитники тогда заявили, что таким образом продолжается начатая при Вере Дементьевой практика борьбы против памятников, а не за них. А накануне судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ встала на сторону КГИОПа и отменила решение Санкт-Петербургского городского суда, тем самым посчитав действия госпожи Дементьевой законными.
Сегодня с заявлением по этому поводу вновь выступил КГИОП. Там считают решение Верховного суда логичным, но при этом обещают вернуться к рассмотрению вопроса о выявленных объектах наследия. Как стало известно, сегодня губернатор Георгий Полтавченко дал поручение Александру Макарову организовать новые историко-культурные экспертизы — по «наиболее спорным объектам, исключенным из состава вновь выявленных». Это необходимо, чтобы, возможно, вернуть их под охрану государства, а затем превратить в памятники регионального значения.
Это не компромисс, полагает координатор движения «Живой город» Юлия Минутина. В комментарии корреспонденту «Карповки» она сегодня заявила, что по-прежнему считает исключение выявленных объектов из-под охраны незаконным. Поэтому нужно было, чтобы по всем исключенным памятникам провели новые историко-культурные экспертизы — действительно независимые. Но решение Верховного суда конечно, сетует госпожа Минутина, а потому предложения Георгия Полтавченко «лучше, чем ничего».
Кроме того, как стало известно сегодня, губернатор принял еще одно важное решение — «ужесточить условия сноса зданий в историческом центре Санкт-Петербурга». Соответствующие изменения будут внесены в городское законодательство. В частности, подкорректируют закон о зонах охраны. Он разрешает снос старинных домов, если они признаны необратимо аварийными, и застройщики доказывают, что даже технически годные дома аварийные.
Фото Дмитрия Ратникова, Дениса Панова
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Перестроенные флигеля дачи в Ольгине лишили статуса памятника
Детский приют на Лермонтовском проспекте убрали из списка памятников
Дом Безобразовой на канале Грибоедова лишили статуса памятника
С 2010 года Белый дом лишил статуса памятника 17 объектов в Петербурге
Дом Фомина на Псковской улице лишили статуса памятника
Комментарии
Ио
Ясно. Спасибо.
Редактор
Бывают. Но пока состоялся всего один. На нем, в частности, присутствовала Людмила Зверева, которая отстаивает дом Абазы на Фонтанке.
Живой огород
«красивая лепнина» это Ваше субъективное мнение, для Вас она «красивая», а для кого-то «простенькая»...
73 ФЗ дает чёткие критерии по которым определяется, является здание объектом культурного наследия или нет, вот они:
1. историко-архитектурная ценность
2. научная ценность (тут понятно, это не Новгородский кремль)
3. мемориальная ценность (если в нем жили известные люди или происходили значимые исторические события)
еще есть критерий «имеющие особое значение для истории и культуры».
вот и все... поэтому просто «красивой лепнины» не достаточно.
Ио
Спасибо. Не знаю, можно ли доверять истонику, но вот еще по теме
Не знает ли кто, у Полтавченко бывают личные приемы граждан.
???
Его официальный адрес: Фонтанка, 145б, литера А
Ио
Скажите, плз., почему дом с такой красивой лепниной (save-sp-burg.livejournal.com/1963684.html ) на Фонтанке, 145 не является памятником или ВВО. Включить бы его заодно в ряды памятников! Попутно еще вопрос, tсли это флигель Б и лицевой, то где же А?
???
>> должны были подтвердить в ходе специальных экспертиз
либо опровергнуть. По идее, в зависимости от реальной ценности здания.