Игумен Александр Федоров: Спас на Сенной можно восстановить
23/04/2009 21:01
Успенскую церковь на Сенной площади можно восстановить. Об этом сегодня сообщил председатель архитектурной комиссии Санкт-Петербургской епархии Александр Федоров. Он прокомментировал заявление главного архитектора Санкт-Петербурга Юрия Митюрева о невозможности восстановления церкви Спаса на Сенной.
«На этом месте можно построить храм по всем техническим нормам. Трудно комментировать главного архитектора, потому что, возможно, ему дали неверную информацию или его неправильно поняли... Думаю, что это какая-то ошибка, но уж не знаю, чья», — заявил священник сайту «Русская линия».
Об Успенской церкви господин Митюрев выскался в ходе онлайн-интервью на портале «Санкт-Петербург.ру». «Я, конечно, был бы за то, чтобы церковь была восстановлена, но там есть техническая проблема — на историческом пятне этой церкви находится наклонный ход метро, и построить на этом месте церковь не представляется возможным. С технической точки зрения это небезопасно, а сдвигать ее было бы исторически неправильным. Поэтому Успенская церковь не будет восстановлена», — сказал чиновник.
Добавим, что Спас на Сенной был взорван в самом начале 1960-х годов специально для строительства наземного вестибюлья станции метро «Площадь Мира» (ныне «Сенная площадь»). Однако, несмотря на это, павильон по проекту архитекторов Арона Гецкина и Валентины Шуваловой лишь своей парадной лестницей заходит на фундаменты церкви.
В 2003 году в память о снесенном храме слева от метро установили часовню-киоск.
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Началась разборка дачи Мюзера на Театральной улице в Зеленогорске
Выдано разрешение на воссоздание дома на углу Корпусной и Пионерской улиц
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
Завершается перестройка руинированного здания на Введенском канале
Комментарии
горожанин
Депутат Законодательного собрания градозащитник Алексей Ковалев:
На месте сносимых павильонов вполне может быть рекреационная зона, это хорошая идея. Что же касается восстановления храма – я целиком и полностью поддерживаю эту инициативу. Место для него можно найти без проблем, вокруг цветники разбить – было бы неплохо.
Редактор
1. Не заметил, чтобы там речь шла о сносе «Сенной площади».
2. Насколько я понимаю, это они заявляли только для того, чтобы снять с себя вину. Типа временное — поэтому и рухнуло. Спасибо за внимание к моим текстам :)
3. Не знаю. Там уже почти полгода висели одни и те же тексты. Думаем, как сделать лучше.
Андрей
1.Новый единый вестибюль станций петербургского метрополитена «Сенная» и «Спасская» будет находиться в новом здании торгового центра «Пик», сообщили корреспонденту «Санкт-Петербург.ру» в пресс-службе петербургского метрополитена.
«Вестибюль будет располагаться на месте парковки, которая сейчас находится возле торгового центра „Пик“. Сам вестибюль будет открыт через пару лет», — подчеркнули в пресс-службе
2.он -временный.
то же время руководство метрополитена заявило, что павильон «Площади Мира» – «Сенной» строился как временный, всего на полвека.
3.А ТОР-обсужений больше на сайте не будет?
Редактор
Снова жду ссылок на источники :) Гарюгин обещал встроить нынешний вестибюль «Сенной» в новое здание. Да и вообще откуда информация, что он временный?
Андрей
На Достоевской вестибюль не меняли. В нём вообще не велись никакие работы. А вестибюль Сенной недавно объявили временным сооружением, так что его уберут и следа не останется.Но перестроить как Горьковскую не получиться, нужно будет ждать завершения строительства ТК, хотя бы основных работ.
Редактор
Конечно, может. Пример — станция метро «Достоевская»
Андрей
Увы.Но где-то писалось, что строительство повечёт закрытие вестибюля на два года. Да и разве может быть иначе?
Редактор
Серьезно? Если не сложно, дайте ссылку, где такое написано.
Андрей
Как я и предполагал существует некоторое сопротивление проекту , простенькое по сути , но влиятельное. Это руководство метрополитена. Вероятно его "авторитетным " мнением руководствуются чиновники, испытывающие лимит времени на хорошие дела.
Я опять воспользовался онлайн-конференцией и задал главе метрополитена Гарюгину вопрос о храме.
«нельзя историческим памятникам наносить серьёзный(!) урон»- великодушно сказал он.
«С другой стороны, мы все прекрасно понимаем, что если бы в тяжелые послевоенные годы не было принято решение, то...»- что ТО? Небыло бы станции метро, даже на месте ПИКа? Только участок храма годился для метро?- так он и сейчас почти не занят.Ортодоксальный взгляд на событие.
Об уровне его информированности говорит следующее:
он предлагает выложить контур храма на площади ( то что давно сделано)
и самое нелепое — «вестибюль закрывать — это неправильно»
Хотя сам его и собирается закрыть на период строительства нового выхода из метро и нового ТК. Слова про частичное восстановление храма он даже не заметил.
То есть по его логике строить мощные ТКомлексы вовкруг и рядом с метро можно, а восстанавливать храм, даже частично- это нереально.
Вот такой вот человек, старой закалки.
Vladimir
Скверов в деревне нету по определению. Сквер — это сугубый атрибут города или по-крайней мере посёлка городского типа, но никак ни деревни.
Knut
Любите скверы — езжайте жить в деревню! Лично я против скверов принципиально!
Андрей
Но не чисто православная, а объединяющая всех неравнодушных к этой теме горожан, а мотивы у всех разные: религиозные, исторические, эстетические и др.
Редактор
Прошу без оскорблений.
В данном случае необходимость воссоздания вызвана не столько самим фактом восстановления храма, сколько восстановлением исторического вида площади.
derin
Храм можно построить! Не обязательно на старом месте, а в глубине территории, около центра ПИК !
Другое дело, что вся православная шушера хочет чтобы кто-то что-то за них делал.
Только одно умеют — истерики закатывать и умные лица изображать.
Могли бы создать инициативную группу, собирать деньги на строительство, искать архитекторов . . .
В общем как обычно, пустая православная трескотня, словесный понос вместо конкретных дел!!!
Андрей
Николай, а зачем нужно было восстанавливать Петродворец, Царское село, Дрезден и т.п.?
А ещё затем, что Сенная площадь в нынешнем ввиде для Петербурга неприемлема. Попрбуйте взглянуть на площадь глазами гостей города.
Vladimir
Понял. Не буду.
Редактор
Vladimir, если можно, не отвечайте на комментарии вашего тезки Владимира. Он занимается откровенным спамом, при этом не отвечая на вопросы. Именно поэтому, как уже я написал выше, его реплики удаляются. Надеюсь на понимание.
Vladimir
Извините, Владимир, что опять встреваю, но мне непонятно, почему Вы с таким упорством приводите библейские цитаты, относящиеся ко времени действия Ветхого Завета, точнее, времени до воскресения Христа, пытаясь доказать, что рукотворные храмы являются домом Божьим.
Действительно, Иаков увидел видение дома Божьего, и Соломон позже построил храм, который был назван «домом Божьим», но ведь, я думаю Вы не будете спорить, что Бога, который вездесущ, ни одно физическое строение не может вместить по определению, и уж тем более быть домом Божьим.
Кстати, и у Соломона было такое понимание, и он именно об этом и сказал прежде, чем приступить к постройке храма. Прочтите внимательно Вторую Книгу Паралипоменон 2:6 — там он говорит, что само небо и земля не могут вместить Бога, и что он строит храм «разве только для курения», т.е. для совершения жертвоприношений Богу.
Да, храм назывался «домом Божьим», но только по тому, что он являлся прообразом действительного, настоящего дома Божьего, которому предстояло ещё открыться во времена Нового Завета. В послании Евреям, мы видим, что все устроения и обряды, которые были связаны с жертвоприношениями Богу, были всего лишь прообразами (Послание Евреям 8:5, 9:23) — прообразами того настоящего, чему надлежало открыться после воскресения Христа, т.е. во времена действия Нового Завета.
В том же послании сказано, что Христос совершил вечное жертвоприношение — принёс в жертву Самого Себя — и вошёл не в рукотворное святилище, по образу истинного построенное, а в самое небо, и «воссел одесную Бога», т.е. рядом с Богом (Евр. 9:24; 10:12). Вот там-то и находится дом Божий, где Христос и был до своего первого пришествия.
Далее, мы видим в Новом Завете, что дом Божий «расширяется» посредством того, что Бог поселяется в духе верующих в Него людей (Римлянам 8 — почто вся глава говорит об этом) и в их сердце. В послании Ефесянам 3:17 говорится о Христе вселяющемся (буквально: строющем Свой дом) в сердах верующих. Таким образом верующие люди — их сердца — являются домом Божьим, но отнюдь не рукотворные храмы! (Кто-то может построить храм и даже посвятить его Богу, но при этом в сердце своё Бога по-прежнему не впускать — так у Бога не будет дома ни в том храме, ни в сердце такого человека).
Апостол Пётр сказал, что верующие, являясь живыми камнями вместе состраиваются в духовный дом (1 Петра 2:5). Таким образом, верующие являются храмом Божьим, о чём сказал и Павел (1 Коринфянам 3:16), но опять-таки обращаю Ваше внимание, что здесь нет ни слова о рукотворных храмах!
С принесением вечной жертвы Христа отпала необходимость во всех жертвоприношениях времён Ветхого Завета, как и отпала необходимость и в том ветхозаветном храме. Иисус пророчествовал, что храм будет разрушен, что от него не останется и камня на камне (Матфея 24:2), что и случилось в 70-м году первого века — храм был разрушен римскими войсками и до сих пор не восстановлен. Тем не менее верующие состраивались в храм духовный и после разрушения того храма вот уже на протяжение 2000 лет.
В Новом Завете Иисус дал верующим несколько заповедей, например, совершать Его вечерю — «преломлять хлеб» (1 Кор. 11:24), или любить друг друга (Иоанна 15:12), без чего невозможно совместное состраивание в духовный дом Божий, но нигде в Новом Завете нету места, где Он бы велел верующим строить физические храмы, которые после посвящения становились бы домами Божьими. На самом деле, где собираются верующие — в каком месте или помещении — не так важно. Главное, чтобы собирались. А первые верующие собирались как в храме (пока он ещё не был разрушен), так и по домам (Деяния 2:46), преломляя там хлеб.
Я, кстати, вовсе не против сохранения памятников архитектуры, но я против придания «статуса дома Божья» какому-либо зданию на основе манипулирования стихами из Библии.
Николай
А зачем надо восстанавливать эту церковь? В любом случае это уже будет новодел, непредставляющий собой никакой архитектурной ценности.
Редактор
Владимир, извините, но вы не прислушались к моей просьбе, поэтому комментариями с огромными цитатами из библейских источников я был вынужден удалить.
кот учёный
Владимир , зачем печатать, дайте ссылку и спасибо!
Vladimir
Приведённые стихи из Библии не имеют никакого отношения к физическим храмам. В Бытие Иаков никакого храма в том месте вообще не построил и не собирался строить. В Матфее — разговор идёт о том, позволительно ли или нет с точки зрения учения в Ветхом Завете, платить налоги Царю (помимо десятин приносимых Богу) — ни слова о физическом храме. В первом послании Коринфянам не надо опускать из цитаты предыдущий стих: «Разве вы не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий обитает в вас?» (ст. 16), что доказывает, что речь идёт совсем не о физических храмах, а о верующих людях.
Не стоит так грубо использовать Библию.
Владимир
Если есть возможность и средства — Православный храм нужно восстановить — «...Божие Богу.»
Владимир
БИБЛИЯ,
БЫТИЕ,гл.28:18-22
20 И положил Иаков обет,сказав:если Бог будет со мною,и сохранит меня...
21 ...и будет Господь моим Богом:
18 То этот камень,который я поставил памятником,будет домом Божиим...
1-Е ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА,гл.3:17
Если кто разорит храм Божий,того покарает Бог,ибо храм Божий свят...
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ,гл.22:17-21
21 ...итак отдавайте кесарево кесарю,а Божие Богу.
кот учёный
участок храма в меньшей степени влияет на возможность озеленения, меньше чем ТК, торговые павильоны (которые растут в ширь между прочим) и автомобили.
Редактор
К сожалению, не нашел взаконе об объектах культурного наследия пункт, в котором бы запрещалось создание в зоне охраны утраченного объекта культурного наследия зеленой зоны. Не исключаю, что плохо искал.
Vladimir
— Извините, но мне не понятно, почему там ничего не может быть посажено? Под чьей охраной этот участок находится? Почему бы той власти, под чьей охраной тот участок находится (а я полагаю, эта власть — государство), и не распорядиться, чтобы там был разбит сквер? И что эта за охрана такая, что возможность зелёных насаждений исключает сразу же, а перед ларьками, туалетами и стихийной стоянкой машин бессильна?
Редактор
Сделано
Андрей
Вы правы Владимир, зелёные насаждения там необходимы, наверно так и будет , если торговые павильоны будут убраны и тротуар расширен.В общем там нужна реконструкция не только зданий, но и всей местной городской среды(экореконструкция).
Но участок храма не влияет на эту ситуацию, более он находится под охраной, на нём ничего не может быть ни построено, ни посажено. Возможно только восстановление памятника истории и архитектуры, либо оставить всё как есть: ларьки, туалет, стихийная стоянка машин.
P.S.просьба модератору -уберите предыдущий мой комментарий
Vladimir
Там ни храмов, ни торговых центров никаких не нужно. Там просто нужен зелёный сквер, и как можно скорей — а то сплошной асфальт да стены, ничего живого!
горожанин
в продолжении истории...
кот учёный
лично я за то чтобы по Садовой сделали выделенную полосу для трамвая и запретили парковку на площади и расширили тратуары, снесли ларьки и прочий мусор — тогда Владимиру будет где провернуться.
Затем восстановить храм, это можно и нужно сделать.
Vladimir
Какой ещё храм! Там и так не провернуться!
весовщик
«ну тож близехонько» -:)
а в пределах городской черты 1917 г?
Редактор
Сейчас восстанавливаетсяЕкатерининский собор в Пушкине .
весовщик
Вот несмотря на все проклятия в адрес новоделов, столичные города вовсю практикуют строительство новоделов,особенно церковных.
Так навскидку в Москве «восстановлены» Храм Христа Спасителя, церковь Казанск.Б.М. на Красной пл, колокольня Большого Вознесения.
В Киеве еше больше — Успенский собор Лавры, Михайловский монастырь, Десятинная и Пирогощская церкви.
В Питере — ни одного с 1992 года. А Спас на Сенной имел как выдающее градостроительное значение в силуэте города, так и духовное в жизни православного люда
николай
николай
общественности следует настаивать на восстановлении храма и реконструкции Сенной площади.
Петр
Вы, Вася, не правы. Так как в этом споре не прав Митюрев. Он просто не знает, где проходит наклонный ход. Он вообще мало чего знает из градостроительных проблем Петербурга — нам опять достался ГлавАрх-объемщик, который никогда не думал о том, что есть такая отрасль — градостроительство.
Так вот. Храм восстановить возможно. Это известно всем, кто следит за этим сюжетом давно. Этот технический вопрос уже давно решен. Не надо про комиссию. Не надо про экспертов. Тем более в связи с КГИОП. Если вы хотите знать правду, будьте разборчивы в выборе тех у кого спрашиваете.
горожанин
жулики- и Митюрёв, и эксперты и кгиоп. Уволить их и проблема восстановления будет решена.
Денис
а почему тогда можно Пик-2 строить? странно, да? магазин строить — метро не мешает, а церковь строить — метро мешает :)
Вася
Это решение не главного архитектора, а КГИОП. Была комиссия, были эксперты. Результаты задокументированы. А главный только озвучил официально мнение.
Отец Александр выразиллся так под влиянием эмоций, а журналюги раздули тут не знамо что...
николай
и это говорит главный архитектор города...? Позор.