Грустный праздник.104-летие со дня основания КГИОП отметил градостроительными скандалами и уголовными делами
16/11/2022 17:27
Петербургский комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП) 15 ноября отпраздновал 104 года. Структура, которая была создана, чтобы сохранить объекты культурного наследия в целости как можно дольше, в последние годы отличилась причастностью к ряду градостроительных скандалов. А в этом году, после того, как Петербург захлестнула новая волна сносов исторических зданий, за КГИОП взялся Следственный комитет РФ и лично его глава Александр Бастрыкин.
История КГИОП началась с ноября 1918 года, когда коллегию по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомата просвещения переименовали в Отдел по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины. На новое учреждение возложили функции по сохранению культурного наследия Петербурга.
В 1930-х годах отдел впервые составил список памятников, состоящих под госохраной, который насчитывал 201 объект. Впоследствии отдел не раз менял названия, сохраняя за собой основной функционал. После войны его сотрудники заложили основы ленинградской школы научной реставрации памятников, а их опыт стал общегосударственной практикой. В 1960-е годы ведомство (тогда уже Госинспекция по охране памятников) провело комплексное изучение исторической застройки города XVIII – XX веков. В 1970-80 годы оно приняло на учет более тысячи зданий исторической застройки города.
В 1988 году инспекция выходит из подчинения Главного архитектурно-планировочного управления и становится самостоятельным органом по охране памятников. В середине 1990-х она приобретает нынешний организационный статус и становится КГИОП.
Сейчас в задачи Комитета входит учет, выявление, сохранение, использование и охрана памятников истории и культуры. Он также занимается проведением историко-культурной экспертизы и согласовывает сметы на проведение работ по сохранению исторических зданий, а раз в пять лет должен обследовать их состояние с разработкой долгосрочных программ по сохранению. На деле орган не раз согласовывал снос исторических объектов полностью или частично. Этим и привлек к себе внимание Следственного комитета в 2022 году.
Два самых громких скандала были связаны со сносом манежа Финляндского полка и флигелей особняка Салтыковой. Манеж снесли в пользу строительства жилого квартала. Объект появился в 1854 году, однако в советские годы на нем надстроили этаж. Из-за этого в КГИОП посчитали, что постройка больше не является исторической и разрешили снос. Градозащитники пытались судиться с Комитетом, однако спор успехом не увенчался.
Во втором случае особняк тоже получил застройщик, который начал работы по реконструкции с частичного сноса, чтобы организовать отель. Их удалось остановить только после того, как в дело вмешался глава СКР Александр Бастрыкин, который лично приехал на объект. После его визита было повторно возбуждено уголовное дело по факту сноса, так как первое дело отменила прокуратура. Тогда же Бастрыкин пообещал встретиться с градозащитниками и осмотреть все объекты культурного наследия, против сноса которых они выступают.
Что касается КГИОП, то еще в мае в отношении его сотрудников было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий. Поводом стало письмо петербургских депутатов в СКР. По их мнению, чиновники готовят исторические здания к сносу, меняя года постройки на послереволюционный. В этом случае закон допускает демонтаж построек. В качестве примера они привели историю с манежем, снос Васильевского винного городка и торговых бань Екимовой, а также подготовку к демонтажу дома на Рижском и корпусов фабричных зданий общества «Тюдор». В августе в КГИОП прошли обыски, а спустя месяц стало известно о задержании главы комитета Сергея Макарова. Как пишут СМИ, по версии следствия, Макаров умышленно игнорировал признаки историко-градостроительной ценности манежа Финляндского полка. Впрочем, это не помешало ему продолжить работу.
В то же время нельзя не отметить медлительную работу городских чиновников, включая КГИОП, в вопросе взаимодействия с инвесторами. Хотя реконструкция памятников архитектуры – очень непростая и дорогая задача, все же находятся те, кто готов провести такую работу и помочь приспособить исторические особняки для современного использования.
Так, годами тянется история с реконструкцией и превращением в общественное пространство рынка Апраксин двор – злачного места в центре города прямо возле популярных туристических маршрутов. Взяться за этот памятник архитектуры XVIII века готов стратегический инвестор города КЦ «Питер» в партнерстве с компанией Glorax. С ней, кстати, в этом году Смольный подписал соглашение по созданию общественно-деловой инфраструктуры на территории Петербурга. А рынок стал самым крупным из проектов, которые упоминаются в документе. Вложить в его реконструкцию планируется 50 млрд рублей. У инвестора есть не только возможности, но и опыт, ведь ранее ему уже удалось реконструировать несколько объектов на территории рынка, воссоздав два корпуса по историческим чертежам.
Проблема заключается в том, что у города нет правовых оснований для передачи одному инвестору всех корпусов Апраксина двора. Для этого необходимо принять специальный законопроект, который находится на рассмотрении в заксобрании уже пять лет. Прояснить судьбу Апраксина двора инвесторы пытались еще в прошлом году, пригласив на встречу представителей комитета по инвестициям, комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, КГИОП, а также администрации Центрального района. Однако все чиновники встречу проигнорировали. Зато на следующий же день в комитете имущественных отношений провели свое совещание по «Апрашке», не позвав на него ни одного арендатора. А позже даже была создана рабочая группа, которая должна пересмотреть план реконструкции рынка и затрат на него. Но бизнесменов не включили и туда.
Зато проекты КГИОП были отмечены в финале ежегодной премии «Золотой Трезини», которую проводят в Санкт-Петербурге. В частности, парадная анфилада помещений дома И.В.Пашкова – Дома Департамента уделов победила в номинации «лучший реализованный проект интерьера общественного пространства».