Александр Завьялов: «Застройщики должны воспитывать вкус к архитектуре»
25/04/2018 14:40
Среди современной типовой застройки спальных районов появляются редкие примеры внимательного отношения к архитектуре. Этим завоевывает своего покупателя холдинг AAG. С владельцем холдинга Александром Завьяловым «Канонер» поговорил о том, актуален ли сейчас вопрос архитектуры, почему Васильевский остров перспективнее других исторических районов и когда начнется неминуемый снос «муравейников».
— Ваша компания анонсировала жилой комплекс на 12-й линии Васильевского острова и представила его проект. А что будет с деревянным особняком Бремме, который стоит на этом участке?
— Особняк будет полностью воссоздан в дереве. Сейчас здание находится в критическом состоянии. Там нечего ремонтировать, одна труха.
— Что в нем будет после воссоздания?
— Есть разные концепции. Рассматриваем вариант размещения социального учреждения — школы искусств, а возможно, там расположится организация, которая займется обслуживанием жилого дома.
— В состав комплекса будет входить гостиница. Зачем она там?
— Земельный участок, который мы приобрели, принадлежит гостинице «Наш отель», выходящей на 11-ю линию. И создание второй очереди отеля было условием с их стороны.
— Это второй проект AAG на Васильевском острове. Еще один — на 20-й линии. Почему выбрали эту локацию?
— Мне очень нравится Васильевский остров. Я считаю, что за последние годы он приобрел огромное количество преимуществ по сравнению с другими районами: это быстрая связь с аэропортом и загородом через ЗСД, доступность центра, приличная инфраструктура, нормальные торговые центры, без которых остров долгое время страдал. Я в Васильевский остров верю гораздо больше, чем, например, в Петроградскую сторону.
— Оба проекта на Васильевском имеют похожую стилистику. Кто управляет архитектурой в AAG?
— Я. Большинство решений рождается в моей голове. Дальше работаем уже в формате креативной группы, формирующей общую концепцию и образ проектов. На этом этапе подключается мой творческий партнер Степан Липгарт. Наше совместное бюро Liphart Architects является эксклюзивным поставщиком архитектурных решений для всех проектов холдинга.
— Почему эта архитектура не «современная», какую так любят сейчас делать члены Санкт-Петербургского союза архитекторов, а тяготеющая к классике?
— Я бы сказал, что наши дома выполнены в духе неоклассицизма с элементами ар-деко. Этот стиль нравится мне лично, мы здесь находим общий язык со Степаном Липгартом.
— Раз уж вы вспомнили Липгарта. Расскажите, почему вы выбрали именно его в качестве главного архитектора AAG?
— А это химия. Знаете, как в любви: разве можно объяснить, почему вы влюбились в эту девушку, а не в другую? Нельзя. Возникли чувства, эмоции, переживания, общие интересы. Так и у нас со Степаном возникли одинаковое видение, желание какого-то архитектурного манифеста, понимание, что можно деньги зарабатывать не только на массовой застройке, но и на архитектуре.
— Кто вас познакомил?
— Нас познакомил Максим Атаянц. Я предлагал Атаянцу заняться разработкой совместных творческих концепций. Он сослался на занятость, но порекомендовал хорошего человека — и познакомил со Степаном. Так все и пошло. Степан переехал из Москвы, открыл здесь офис.
— Не мешают ли ему творить петербургские проектировщики? Даже по заседаниям градсовета видно, что они часто ставят палки в колеса молодым архитекторам, и уж тем более из других городов.
— Нет, не мешают. Степан получает все наши заказы гарантированно. У него нет никакой конкуренции, мы никогда не предложим проекты другим, пока находим общий язык со Степаном.
— AAG, получается, редкий девелопер, который так много внимания уделяет архитектуре. Чем вы это можете объяснить? Сказывается ли наличие архитектуры и ее особенности на продажах?
— Мы уделяли и будем уделять много внимания архитектуре. Нашим приоритетом является создание другого образа жизни, другой среды, другой атмосферы. Этот образ жизни создается благодаря выразительной архитектуре, продуманным планировочным решениям, серьезной концепции благоустройства и организации пространства. Я считаю, что застройщики в целом должны воспитывать вкус к архитектуре.
— Почему, на ваш взгляд, сейчас часто вообще отказываются от архитектуры, в тех же спальных районах? Да и нужна ли окраинам архитектура?
— Все происходит от нашей культуры. Наверное, в минимальном количестве архитектура должна быть. Она должна создавать уют, ландшафт, соединение со средой. Но какая может быть архитектура у 25-этажной «точки» или «стены», которые стоят рядом друг с другом? Какую там архитектуру не создавай, гармоничной среды не получишь.
К сожалению, у большинства застройщиков сейчас деньги стоят на первом месте, а потому в экономклассе конкуренция идет исключительно ценовая. Если культура потребления как-то изменится и люди поймут, что можно заплатить немного больше, но получить совершенно другое качество, тогда и изменения начнутся.
— Законодательно этот вопрос не решить?
— Можно ставить запрет на всю эту регулярную застройку и заставлять по каждому проекту проходить определенный объем согласований. И насколько я понимаю, сейчас эта инициатива начала реализовываться. Да и от нашего президента намедни было что-то слышно про архитектуру. Было бы неплохо.
— А что будет с теми коробками, которые уже построили? Или так и будут портить собой облик города?
— Первая волна всей этой безумной, жуткой застройки сложилась в 1960-х годах, когда пошла массовая хрущевская серия. После этого, на рубеже 1970–1980-х, всё то же самое начали строить в девятиэтажном формате. Затем, в 1990-х — начале 2000-х, высотность домов увеличилась до шестнадцати этажей. И сейчас новая волна — по застройке 25-этажным «шлаком» «докадья» и «закадья». Встречаются яркие, интересные проекты, но это скорее редкие исключения на общем фоне.
Сейчас начинают разваливаться хрущевки, и мы сталкиваемся с проблемой их реновации. На следующем этапе, я так понимаю, подойдем к девятиэтажкам, еще через 15–20 лет займемся 1990-ми годами. А уже наши дети будут разбираться с тем, что сейчас настроено и начнет приходить в негодность лет через 30–40.
— Вы решили среди спального района в Веселом Поселке построить жилой комплекс в классической архитектуре. Это вызов другим застройщикам или попытка сделать отдельный красивый проект среди этого, как вы говорите, «шлака»?
— Я родился и вырос в этом городе. В детский сад и школу ходил мимо Исаакия и Александровского сада, учился рядом с Эрмитажем. Мой глаз привык видеть что-то приятное, и я не представляю себя в числе застройщиков массового сегмента, которые штампуют проекты, как пирожки.
Наш комплекс на улице Дыбенко стоит на угловом участке, что добавляет ему обособленности. С другой стороны, он достаточно спокоен по архитектуре, и надеюсь, не будет спорить с основным фоном. Я считаю, что люди, которые в нем будут жить, не пожалеют об этом.
— Сейчас набирает обороты четырех-пятиэтажное строительство на бывших пашнях вокруг Петербурга. За этим вы видите будущее?
— Очень хотелось бы, чтобы люди жили в среднеэтажных домах и в таунхаусах. Но для этого нужен общий культурный рост. Пока это, скажем так, не всегда случается. И перспектив роста массового спроса для подобного жилья я не вижу.
— Какие новые проекты у AAG? Будете ли вы рассматривать спальные районы?
— Мы будем рассматривать периферию центра, буферные локации. Нас не интересуют районы, примыкающие к КАД, «закадье». Недавно мы анонсировали новый проект на Охте, в районе Магнитогорской улицы. Разрабатываем концепцию застройки участков на Петроградской стороне, в Выборгском районе, но детали пока раскрывать не буду. Ну и дача Головина, деревянный памятник архитектуры, который мы отремонтируем под коммерческое использование.
— Рядом с дачей Головина, а именно на углу Черной речки и Выборгской набережной, AAG для владельца «Первой мебельной фабрики» Александра Шестакова занимается проектом жилого дома. На участке находится старинное здание — Императорский воспитательный дом начала XX века. Что с ним будет?
— Наша концепция предполагает его сохранение. Обсуждается теоретическая возможность перемещения этого здания целиком с фундаментом таким образом, чтобы оно эффективно интегрировалось в будущую застройку. Пока мы прорабатываем технические и юридические аспекты, проводим консультации с госорганами.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Комментарии
Andy
Можно вывезти@Светку из деревни, но нельзя вывести деревню из Светки?
Светлана
Нет, «народ должен перецца», как Вы считаете от Вашего архитектурного фнункционализма — от этих домов-сараев. Ну конечно! Понастроили Вы уже их полно.
Раз они такие прекрасные, то что же это вся туристическая публика, как стадо баранов, в исторический центр «прецца», как Вы выражаетесь? Ну не ценят люди красоты Вашего функционализма — вот дураки!
Знаете, стройте себе лично на собственном участке дом-сарай и восхищайтесь им сам. Исторический центр Санкт-Петербурга тоже по вкусам заказчиков застраивался. Ну надо же, какая наглость — заказчики эти в то время не ваши функциональные сараи заказывали, вот и получился центр Санкт-Петербурга такой как он есть — к Вашему сожалению. Отсутствием вкуса, видимо, тогда заказчики страдали — а вот Вы бы их научили любить ваши супер-сараи, стекляшки и футуристические дома-бублики, -призмы и прочие примитивные геометрические фигуры... В кубики Вы в детстве не наигрались?
Молодец застройщик Александр Завьялов и архитектор Степан Липгарт! Наконец-то достойные, талантливые застройщик и архитектор творят в нашем городе и строят красивые здания. Уважаю!
вѢсовщикъ
финский архитектор V.Revell так и делал, когда проектировал в Торонто его ратушу
Andy
К сожалению, Вы правы,@вѢсовщикъ : норот прецца от «домиков с колоннами» и при наличии денег будет покупать студии в Девяткино (или уже в Лавриках?), которые ему будет впаривать Завьялов.
вѢсовщикъ
не умеет работать в функционализме
===============================
да тут нужен Master Class
берется 2 спичечных коробка, один ставится на стол плшмя, другой — «на попа».
затем нужно переместить глаз на уровень стола и двигать коробками, до тех пор пока глаз не получит оргазм от виденного
Andy
> Но какая может быть архитектура у 25-этажной «точки» или «стены», которые стоят рядом друг с другом? Какую там архитектуру не создавай, гармоничной среды не получишь.
Если застройщик не умеет работать в функционализме, то «домики с колоннами» ему не помогут!
Вальдемар Крокодилов
Спасибо за эту ссылку!
Катер
Не хотелось бы спамить, но:kgiop.gov.spb.ru/press-centr/news/26282/ . Лучший орган Петербурга.
ИНЖЕНЕР
Не раз уже говорилось, что все эти ППТ или как они там называются теперь (ПДП-раньше) и всё, что с этим связано, должны делать именно спеециально обыченные люди в городских профильных структурах. Всё это должно точно соответствовать как законам, так и долгосрочным планам, Генплану.
Так-в Финляндии, не так давно была где-то заметка на эту тему.
У нас же-беспредел.
И остановить это невозможно, и повлиять на застройщика.
Вальдемар Крокодилов
У нас в городе сейчас наконец-то действует очень продуманная система документов и норм, регулирующих охрану наследия. Лично я считаю, что это большое достижение. Есть только ОДИН (но очень существенный минус): нехватка кадров. В ГИОПе сейчас острая нехватка сотрудников, способных обеспечить торжество здравого смысла при исполнении всех действующих норм. Необходимо срочно расширять комитет и набирать на работу настоящих профессионалов.
???
Вот именно из-за этой «необходимости застройщиков жить здесь и сейчас» и требуются « ЗРЗ, ОЗ, выс.регламенты и прочее...» :)
ИНЖЕНЕР
Как же напрягают это ЗРЗ, ОЗ, выс.регламенты и прочее...
Когда есть просто здравый смысл, принципы градостроительства, современные технологии строительсва и ...необходимость жить здесь и сейчас.
Редактор
Лев
Если вы обратите внимание на границы ЗРЗ и ОЗ, то их них вырезаны все памятники.
Лев
Они распространяются не только на исторические здания ,а на всю застройку вцелом.На счет адреса -посмотрел,был не прав
Редактор
У вас противоречие в первых двух предложениях. Режимы ЗРЗ не распространяются на памятники, они распространяются на исторические здания.
Ну и да, здание на Черной речке находится в границах ЗРЗ —rgis.spb.ru/map/ShowPlace.aspx?id=169274
Лев
Исторический облик может подлежать сохранению только в зонах регулируемой застройки.Этот дом даже памятником не является.Причем опять градозащитники?
Вальдемар Крокодилов
Интересно. А где можно посмотреть построенные дома? Киньте пару ссылочек, пожалуйста.
Roman_P
Не упущу случай согласиться с вами; не так уж часто он представляется. )
Светлана
Молодец застройщик Александр Завьялов и молодец архитектор Степан Липгарт, правильно! Его точка зрения на 100% совпадает с моей.
Наконец-то появился в СПб застройщик осознающий свою ответственность, что его дома потом веками стоять будут, и исключительно талантливый архитектор. Спасибо им! Я восхищаюсь.
С появлением Степана Липгарта, каждый новый их ЖК красив, они не строят домов-уродов — нет коробок, стекляшек и футуристических геометрических фигур.
Из-за прекрасной архитектуры — я дольщик этой компании.
Павел П
Перемещение здания, если это не градостроительная ошибка, равно его уничтожению. Ценность представляют собой не отдельные дома, а исторический облик улиц и кварталов. Надеюсь градозащитники не пойдут на такой «компромисс».
ИНЖЕНЕР
Стандартное интервью.
Мы-необычные, а всякое такое проектируют какие-то другие.
Эти МЫ-точно такие же проектанты. Может получиться хорошо, а может и неудачно. Но об этом не покупатели будут судить.
Что касается деревянного здания, то в наших условиях подход к ним должен быть только японский.
Конечно, есть Каменноостровский театр, но это уникальный экземпляр и госфинансирование.
вѢсовщикъ
а насчет восстановления майолики на трухе особ Бремме
они не прорабатывают и не консультируются
?