Музеи выступили против передачи Церкви двух храмов в Петербурге
01/12/2011 16:06
Благовещенскую церковь Александро-Невской лавры и Исаакиевский собор нельзя передавать Русской православной церкви. Против инициативы председателя комитета по охране памятников Александра Макарова выступили два крупных музея города.
Вчера в перерыве заседания совета по сохранению культурного наследия чиновник заявил, что Благовещенскую церковь нужно передать верующим до 2013 года, когда будет отмечаться 300-летие лавры. На такое заявление господина Макарова подвиг наместник лавры епископ Выборгский Назарий (Лавриненко). «Этот храм совершенно однозначно должен быть возвращен монастырю, это будет справедливо. Церковь была оторвана в 20–30-е годы совершенно незаконно», — заявил глава КГИОПа.
Сейчас здание находится в ведении Музея городской скульптуры. Там крайне негативно отнеслись к идее главного охранителя Петербурга, но комментировать на диктофон отказались. Говоря в принципе об объекте, замдиректора по научной работе Надежда Ефремова рассказала корреспонденту «Карповки»: «Благовещенская усыпальница — один из основных объектов Музея городской скульптуры. Она используется как крупнейшее, уникальное собрание художественной мемориальной скульптуры. Она является национальным пантеоном России».
Госпожа Ефремова заметила: музей не может не контактировать с Церковью, тем более что Благовещенская располагается на территории Александро-Невской лавры. «Понятие „сохранение памяти“ включает в себя и проведение поминальных служб. Такая честь отдается и похороненному здесь Суворову — всегда отмечается и дата рождения, и дата его смерти. Все необходимые и традиционные ритуалы проводятся», — пояснила госпожа Ефремова.
Александр Макаров невзначай поделился «приватным мнением» и насчет Исаакиевского собора: «Совершенно очевидно, что все это должно быть под омофором, во владении Русской православной церкви».
«Это очень неуклюжее и недопустимое заявление руководителя, сделанное в канун выборов. Господин Макаров залез в сферу, которая не является предметом ведения КГИОП», — заявил Интерфаксу директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров. Возглавляемое им учреждение ведет многолетнее сотрудничество с РПЦ, выстраивает отношения с духовенством путем диалога.
«У нас есть хрупкие отношения с РПЦ, они развиваются и имеют свою особую стратегию. Мы создавали это равновесие двадцать лет не для того, чтобы случайные выпады нового в городе человека это разрушили», — подчеркнул господин Буров.
Ничего плохого в том, что в этих двух храмах существуют музеи и иногда проводятся службы, нет, сказал корреспонденту «Карповки» член правления Союза краеведов Санкт-Петербурга Алексей Ерофеев. «Я помню, что в советские времена в Мцхете (это древняя столица Грузии) приводили на экскурсии в старинные церкви, а между тем там постоянно проводились службы. Я думаю, что сочетание музея и Церкви вполне возможно, оно не противоречит здравому смыслу», — отметил наш собеседник.
Господин Ерофеев обратил внимание, что у епархии зачастую есть интерес только к тем храмовым зданиям, которые находятся в хорошем или — как в случае с Исаакиевским собором — в идеальном состоянии. При этом в регионе есть церковные постройки, которые пустуют, находятся в аварийном состоянии, но об их передаче РПЦ не просит. «К сожалению, некоторые бывшие православные церкви заняли сектанты», — посетовал Алексей Ерофеев.
Кстати, как нам удалось выяснить, сейчас в Петербурге два бывших православных храма находятся в ведении иной конфессии — Покровскую церковь на Боровой улице, 52, и Троицкую церковь на Большой Озерной, 29, занимают баптисты.
«Само строительство Исаакиевского собора и его дальнейшее поддержание не были бы возможны без государственной поддержки. Причина — статус главного собора столичной епархии и его масштаб. Поэтому эксплуатация этого здания силами только Санкт-Петербургской епархии по понятным причинам будет непосильным бременем», — объяснил корреспонденту «Карповки» зампредседателя архитектурно-художественной комиссии епархии священник Александр Берташ.
Иная история с Благовещенской церковью лавры. «К сожалению, экспозиция Музея городской скульптуры, размещенная в храме, хотя и относительно недавняя, но была построена так, чтобы, по сути, исключить возможность богослужений. Там уже с 1930-х годов постарались уничтожить церковное пространство», — посетовал наш собеседник.
Сейчас главное, чтобы в Благовещенской могли полноценно проводиться службы, подчеркнул отец Александр.
Фото Дениса Панова
Организации (компании):
Изображения, прикрепленные к публикации:
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях
Похожие новости
Караулку в Александровском парке в Пушкине ремонтировать не будут 10 лет
На Синопской набережной завершается строительство часовни-ротонды
Представлена третья концепция колокольни Смольного собора
Дом Вуича на Церковной улице в Пушкине почти полностью разобрали
На Синопской набережной строят временную часовню-ротонду
Комментарии
Иван
Все верующие являются сектантами. Секта это обособленное течение внутри исходной материнской религии. Исходной религией был не практикуемый ныне анимизм. Так что РПЦ, Свидетели Иеговы, Сатанисты и прочие товарищи ничем не отличаются друг от друга. Зачем им передавать государственное имущество, имеющее культурную и историческую ценность, не понятно. Более того, нужно вернуть государству все что было передано ранее.
виктор
Эрзац-господа читаю вашу болтовню о передаче соборов церкви. А на каком основании, ни один собор в России церкви не принадлежал т.к. церковь со времен Петра 1 церковь была структурой государства, а Главой церкви был император Российский, следовательно все принадлежало государству и 1917г. все соборы следовательно перешли государству, или всему народу поэтому церковь отдыхает или если есть необходимость и возможность пускай АРЕНДУЕТ Хватит грабить народ России
Vladimir
«Я думаю, что вы так думаете)»
— Нет, я так не думаю.
Редактор
Я думаю, что вы так думаете)
Vladimir
«Наверное, статья посвящена сектам»
— Почему вы так думаете?
Редактор
Наверное, статья посвящена сектам.
Редактор
И что?
Vladimir
А какие он конкретно группы верующих причислил к сектам?
ВладимирЕ
Г. Ерофеев вносит напряженность в общество произнося подобное.
Используя в негативном смысле не правовое слово «сектанты» он создает негативную атмосферу в отношении религиозных организаций, что официально зарегистрированы Минюстом и прошли все необходимы для этого экспертизы.
Хотя удивляться, собственно, нечему.
В этих, да и не только этих, вопросах, дремучесть показательна...
Михаил
Дремучее правовое невежество проявляет член правления Союза краеведов Ерофеев. В законе отсутствуют сами понятия «секта» и «сектанты». И почему он, выступая как один из руководителей светской общественной организации, встает на сторону РПЦ?