Новости  |  Снос-2023  |  Исследования  |  #архрейтинг  |  Ратная палата (YouTube)
 

 Городские новости Санкт-Петербурга

До революции в Озерках были пароход и свой железнодорожный вокзал 

26/11/2021 23:19

Дом Гмызовой на Елизаветинской улице в Озерках

До революции Озерки были местом активного отдыха: здесь ходил пароход, существовал скетинг-ринг, работали рестораны, парикмахерские и булочные, имелся и свой вокзал — Озерковский. Этой местности посвящен новый выпуск краеведческого проекта «Ратная палата».

Дачный поселок в этих красивых местах возник в начале 1870-х возле открытой чуть ранее железнодорожной станции Шувалово. Улицы были названы по именам членов семьи графов Шуваловых — Варваринская, Екатерининская, Елизаветинская. Одна из дачных газет писала: «Местность застроилась до того, что строениям, воздвигнутым на песке, пришлось жаться одно к другому, пришлось жаться и к озерам, пришлось лезть в высоту».

Но это была не простая дачная местность. Почти одновременно с жилыми домами здесь появился концертный зал «Озерки». Он расположился между двумя озерами — Верхним и Средним Суздальскими — там, где сейчас теннисный комплекс. Концертный зал стал настолько популярным, что открытую через пару лет соседнюю станцию нарекли Озерками, а следом и весь район унаследовал название.

Наталья Яковлева, краевед:

«В 1881 году решено было переделать концертный зал под театральную сцену. Выступали здесь театральные труппы императорского театра, частные труппы, труппы провинциалов. Конечно, приглашались заграничные артисты. Для возвращения зрителей в город были организованы два театральных поезда».

Озера были не только для услады глаз. С начала XX века тут устраивали катания на лодках, было слышно, как «скрипят уключины и раздается женский визг». На Нижнем озере был яхт-клуб, а каждое лето дачники собирались посмотреть на парусные гонки. А еще тут существовало регулярное пароходное движение. Построенный в Финляндии большой катер с двускатным навесом, защищавшим пассажиров от дождя, украшали медные элементы и деревянные вставки, имитирующие дуб.

На Большой Озерной улице, 72, где сейчас зеленый забор, раньше находился театр «Шантеклер». На его территории в саду до революции существовал скетинг-ринг. Это было здание для катания на роликовых коньках.

Наталья Яковлева, краевед:

«Если сейчас наши подростки катаются на роликах по улице, то в то время — в 1900–1910-х годах — специально строили крытые здания. Все-таки это был не спорт, а в большей степени веселое времяпрепровождение. Дамы могли показать свои туалеты, что для дачников и дачниц было очень важно. Там же в буфете можно было заказать и шампанское».

Разумеется, в Озерках были и рестораны. Один из них стал особенным. В нем любил бывать Александр Блок. И именно в нем под бокалы красного вина была написана знаменитая «Незнакомка». Располагался этот ресторан при Озерковском вокзале на ныне утраченной Приморской железной дороге.

Деревянное здание находилось недалеко от нынешнего перекрестка Железнодорожной и Приморской улиц. Увы, но ни вокзал, ни ресторан до наших времен не сохранились. Зато по-прежнему стоит дом (Чистяковская улица, 1а), где в прошлом жили сотрудники вокзала.

Озерки привлекали внимание и других известных писателей, артистов, музыкантов. В разное время здесь жили писатель Лесков, этнограф Максимов, а на даче композитора Глазунова на берегу Верхнего озера любил бывать Шаляпин.

Последнее лето озерковской идиллии, как выразился исследователь петербургских районов Сергей Глезеров, пришлось на революционный 1917 год. В сентябре Александр Блок писал: «Осень. Я подошел к озеру: купальни заколочены, пароход перестал ходить, поездов меньше, листва редеет».

Сегодня в Озерках вновь кипит жизнь. В этом году на Верхнем Суздальском озере был открыт обновленный пляж с площадкой для отдыха. На Среднем озере устроена трасса для катания на досках.

Сохраняются и старинные деревянные дачи. Одна из них на Елизаветинской улице, 8/1, теперь используется под библиотеку. Это пример дачной архитектуры северного модерна конца XIX века.

Фото Дмитрия Ратникова

Изображения, прикрепленные к публикации:

Дом Гмызовой на Елизаветинской улице в Озерках

 Комментарии 


  1. Редактор

    06/12/2021 в 10:25 | #1 | Ответить | Цитировать

    Next

    :

    Не было на вокзале Озерковский (Сестрорецкой ж. д.) большого венецианского окна

    На вокзале Финляндской железной дороги было два таких окна на первом этаже. Но оба были в составе главного пассажирского зала. Так что тоже не подходит. Плюс мы не знаем, как выглядел задний фасад Озерковского вокзала

  2. Руслан

    29/11/2021 в 17:36 | #2 | Ответить | Цитировать

    Next :

    Не было на вокзале Озерковский (Сестрорецкой ж. д.) большого венецианского окна

    вопрос формулировки, Вы знаете что Иванов называл «венецианским окном»? я доверюсь дневнику (не мемуарам!) очевидца.

  3. Next

    29/11/2021 в 17:18 | #3 | Ответить | Цитировать

    Не было на вокзале Озерковский (Сестрорецкой ж. д.) большого венецианского окна

  4. Руслан

    29/11/2021 в 14:04 | #4 | Ответить | Цитировать

    "По одной из версий, именно в нем любил бывать Александр Блок и именно в нем он написал знаменитую «Незнакомку».

    это уже не версия, через 2 недели после Незнакомки, Блок потащил друга пить в Озерки,

    дневник Евгения Иванова, того самого друга:

    1906 г. «9 мая. После обеда нашего вдруг звонок. Господи! Александр Александрович...«Женя, я пришел, чтоб ехать с тобою в Озерки. Гулять. Хочешь?»...Он объяснил: «Вечером хотел пойти к Чулкову, но к Чулкову не пошел, а поехал “на острова” на пароходе и вдруг сам решил, лучше в “Озерки” и “пить”». Доволен, что я согласился вместе. Поехали на пароходе. Вышли у Новой деревни. Заехали в Озерки на поезде Озерковском... Приехали. Пошли на озеро, где «скрипят уключины» и «визг женский». В. Шувалово прошли...Потом Саша с какой-то нежностью ко мне, как Вергилий к Данте, указывал на позолоченный «крендель булочной», на вывески кафе. Все это он показывал с большой любовью. Как бы желая ввести меня в тот путь, которым велся он тогда в тот вечер, как появилась Незнакомка. Наконец привел на вокзал Озерковский (Сестрорецкой ж. д.) Из большого венецианского окна видны «шлагбаумы», на все это он указывал по стихам. В окне видна железная дорога, Финляндская ж. д. Поезда часто проносятся мимо…»

    А сам Блок в письме к Г. И. Чулкову от 10 мая 1906 г. подтверждает пьянку в тот вечер, правда размывая неявку к Чулкову на двоих: «Дорогой Георгий Иванович. Вчера мы с Евг. П. Ивановым шли вечером к Вам, но вдруг повернули и уехали на острова, а потом в Озерки — пьянствовать. Увидели красную зарю»



Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.

 



 RSS-лента комментариев  Лента комментариев к этой публикации