Исследования  |  Новости  |  Интервью  |  #архрейтинг

 Новости строительства Санкт-Петербурга

Фарфоровское кладбище было, говорят эксперты и документы 

01/03/2013 17:35

Инвестор, планирующий застройку сквера «Спутник» напротив метро «Ломоносовская» убежден: никаких захоронений в данном месте не было, строительство здесь законно. Тем не менее эксперты, карты и даже публикации КГА уверенно подтверждают: некрополь здесь существовал с точностью 100%.

Накануне в Петербурге состоялась презентация проекта строительства торгово-развлекательного комплекса, который планируется воздвигнуть напротив метро «Ломоносовская», на месте кинотеатра «Спутник» и одноименного сквера, простирающегося почти до проспекта Обуховской Обороны. Мероприятие проходило в нервозной обстановке: у дверей пресс-центра, где оно проводилось, стоял пикет градозащитников, распространявших информацию о существовавшем на участке прежде кладбище, а внутри журналистов ждала пара массивных сотрудников охранного предприятия, сверявших личность приходящих со списком.

Фарфоровское кладбище на карте 1913 года

Фарфоровское кладбище на карте 1914 года

Инвестор заранее обеспечил себе группу поддержки проекта в лице депутата закса Игоря Высоцкого, председателя Международной ассоциации общественных организаций Ленинграда Валентины Леоненко, а также потомка зодчего Красовского, спроектировавшего один из храмов на Фарфоровском, и ряда других лиц.

Тем не менее главными действующими лицами мероприятия стали не они, а Алексей Каёкин, гендиректор ЗАО «Петровский строитель» (входит в группу «Конрад» Вагифа Мамишева), которое и будет вести стройку. Он рассказал о планах строительства на территории четырех-девятиэтажного ТРК со стеклянной башней. Также менеджер поспешил отбиться от нападок активистов и журналистов, сообщив, что по решению владельцев территории московская фирма «РТгеолог» провела исследование, установившее: никаких захоронений на территории нет. Одновременно прозвучали громкие заявления о том, что протестующие против данного строительства действуют за деньги, а документы, доказывающие существование некрополя, сфальсифицированы.

«Карповка» решила проверить, насколько убедительными были аргументы «Конрада». Представитель упомянутой компании «РТгеолог» в беседе с корреспондентом «Карповки» подтвердил факт исследования, и рассказал, что работы на объекте велись исключительно методом радиогеолокации, они заняли около двух рабочих дней. При этом авторы экспертизы затруднились пояснить, какая именно цель перед ними стояла в рамках данного исследования.

Также в «РТгеологе» отметили, что не возьмутся делать официальных заявлений по поводу отсутствия или наличия в почве останков в силу того, что для этого необходимо иметь перед глазами полный спектр данных, содержащихся в отчете об экспертизе. В настоящий момент этот документ перешел в единоличную собственность заказчика, который и примет решение о публикации всего отчета или его фрагментов.

Фарфоровское кладбище на карте 1916 года

Фарфоровское кладбище на карте 1925 года

При этом петербургские специалисты с большим сомнением относятся к возможностям использования данного метода для поиска останков на территории утраченных некрополей. Как рассказал «Карповке» руководитель поискового отряда «Северо-Запад» Илья Дюринский, теоретически такой метод применяться для поисков останков может, однако для получения адекватных результатов необходимо, чтобы исследователи имели должную квалификацию и пользовались строго определенными моделями техники.

Кроме того, данный метод может применяться для поиска костей далеко не во всех грунтах. Господин Дюринский также подчеркнул, что итоговые данные такого исследования будут выглядеть «не как картинка телевизора» и потребуют серьезной работы по интерпретации данных.

Более жесткую позицию занял руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции Петр Сорокин. Археолог заявил в беседе с «Карповкой», что в данном случае примененный метод однозначно не может дать объективной оценки наличия или отсутствия на участке захороненных останков. Господин Сорокин пояснил, что грунтовые кладбища, захоронения на которых осуществлялось в течение долгого времени, представляют собой «землю в земле», в которой нельзя увидеть даже конкретных могильных ям.

«Данным методом исследования таких археологических объектов проводиться не может», — уверен археолог. По его словам, такая техника скорее предназначена для поиска конкретных рукотворных объектов, например руин зданий или остатков фундаментов.

Еще одним аргументом застройщика в пользу того, что кладбища в этом месте никогда не существовало, является карта 1930-х годов, на которой участок, отданный под застройку, отмечен как просто зеленая зона (речь, по видимому о «Новом плане Ленинграда» 1933 года). «Могу сказать со всей ответственностью, что захоронений никогда не было, блокадных захоронений тем более не было. Фарфоровское кладбище и церковь были на берегу Невы, ближе к Шлиссельбургскому тракту и вокруг метро „Ломоносовская“. Никаких захоронений там не было ни-ког-да ни в XVIII, ни в XIX, ни в XX веках, тут было болото!» — заявлял накануне Алексей Каёкин.

Фарфоровское кладбище на карте 1925 года

Фарфоровское кладбище на карте 1933 года

Тем не менее карты и схемы других эпох говорят об обратном. Еще на плане Гублита 1925 года некрополь в этом месте существует. Даже на более позднем плане, отпечатанном «Лениздатом» в 1939 году, кладбище между проспектом Села Володарского и Кладбищенской улицей наличествует. Тот же результат демонстрирует исследование карт из книги «Весь Ленинград» (1925 год), плана Суворина (1916 год), плана Петербурга с ближайшими окрестностями (1914). Подтверждают наличие некрополя даже иностранные источники. Его четкое изображение можно найти на картах Финляндской Республики, созданных в 1924 году.

Все эти источники инвестор предлагает не брать в расчет, поскольку они могли быть изменены по чьей-то злой воле. Однако даже если допустить наличие такого гигантского пласта ошибок и правок в архивах Хельсинки и Петербурга, остаются вполне официальные публикации, подлинность которых подтверждают в том числе и чиновники профильных ведомств.

Некрополь присутствует на планах из Российской национальной библиотеки, представленных в официальном атласе «Петербургская градостроительная графика XVII–XXI веков». В комитете по градостроительству и архитектуре «Карповку» заверили, что ошибка или внесение более поздних изменений в оригиналы этих карт, опубликованных силами чиновников, практически исключена. Они сохранялись, подготавливались к публикации и атрибутировались исключительно квалифицированными архивариусами РНБ.

«У меня нет никаких сомнений, что кладбище там было», — подводит итог топографическим изысканиям «Карповки» исполнительный директор Фонда Лихачева, соавтор книги «Кладбища Санкт-Петербурга» Александр Кобак. Эксперт подчеркнул, что некрополь присутствует на планах вплоть до 1960-х годов, а потому добиться признания его несуществующим инвестору будет очень непросто.

Фарфоровское кладбище на карте 1939 года

Фарфоровское кладбище на финской карте

Алексей Шишкин

Изображения, прикрепленные к публикации:

Фарфоровское кладбище на карте 1939 года Фарфоровское кладбище на карте 1933 года Фарфоровское кладбище на карте 1925 года Фарфоровское кладбище на карте 1925 года Фарфоровское кладбище на карте 1916 года
Теги: кладбище, группа конрад, кга, петровский строитель, фарфоровское кладбище

свадебные платья со шлейфом купить




Подписывайтесь на нас в Яндекс.Новостях



 Похожие новости 

 Детский сад в Нейшлотском переулке собираются снести под жилье

 Жилье на Торфяной у Серафимовского кладбища построит Setl Group

 «Канонер» нанес уничтоженные кладбища Петербурга на карту

 На бывшем Шеферовском кладбище на Ленинском устроили парковку

 Развязку с Соколиной улицей в Пулковском могут перепроектировать


 Комментарии 


  1. Сонечка

    18/07/2013 в 16:45 | #1 | Ответить | Цитировать

    Федя Крюгер , да вы тролль! Какая ересь.

  2. Сергей

    15/07/2013 в 16:15 | #2 | Ответить | Цитировать

    В те годы было как-то проще, нашли пару черепов и груду костей, так это ерунда. Вот неразорвавшийся снаряд, это да.

  3. Федя Крюгер

    15/07/2013 в 11:51 | #3 | Ответить | Цитировать

    @АННА

    Вагиф Имамович, переломитесь. Негоже правоверному мусульманину прятаться за личиной анонима. Лгать и обманывать харам. Вы забываете. А ещё глава диаспоры...

  4. АННА

    15/07/2013 в 11:26 | #4 | Ответить | Цитировать

    Да ну,неверится, что там кладбище какое-то. Карты не доказательство. А вот то, что «Спутник» там построили почти сразу после войны –вот это доказательство обратного. Никто бы в жизни на месте захоронений защитников Ленинграда не построил через десяток лет кинотеатр.

  5. Дима

    26/06/2013 в 18:03 | #5 | Ответить | Цитировать

    Ну, вы, ребята, развели тут дискуссию ни о чем.

  6. Славянка

    25/04/2013 в 12:31 | #6 | Ответить | Цитировать

    Ну уж, нет, Ольга. Ничего «не начали».

    Пусть останется, Как есть.

    И это вполне законнное требование жителей района. Кстати, ТРК нужен. Но выберите другое место. Особенно жители просят нормальный ПРОДУКТОВЫЙ Магазин.

  7. Ольга

    09/03/2013 в 02:32 | #7 | Ответить | Цитировать

    Тогда не понятно о чём думали, когда строили вестибюль метро. Раз уж всё равно постройка на это месте ведётся, то всякое противостояние постройке ТРК уже не имеет никакого смысла. Пусть делают то, что начали!

  8. Алик с Анд

    05/03/2013 в 20:27 | #8 | Ответить | Цитировать

    @Алексей Шишкин

    Возможно. Я не знаю, выходит ли административный корпус за линию дома 42 корпус 1, то есть где именно будут сваи, но сам кинотеатр не расположен на территории кладбища (что усиленно внушается) , в отличие от наземного павильона метро и трамвайной эстакады. АЗС в нереконструированном виде существовала давно, по крайней мере в 1985 она уже была

  9. Алик с Анд

    05/03/2013 в 20:05 | #9 | Ответить | Цитировать

    @ra

    да, несильная, метров 100 в сторону

  10. ra

    05/03/2013 в 12:04 | #10 | Ответить | Цитировать

    @Алик с Анд

    Можете во мне не сомневаться Алик, я уж точно не склонен доверять вашим «совмемещениям из космоса», или из там с Анд, и я не буду плясать под ту дудку, под которую сейчас пляшете вы...

    Несмотря на то что советские карты 30-50-х достаточно схематичны и при масштабировании будет сильная погрешность, из них хорошо видно, что планировка улиц практически не изменилась в этом конкретном месте — это достаточно очевидно любому разумному существу.

  11. 05/03/2013 в 10:11 | #11 | Ответить | Цитировать

    Спасибо! Ваш вариант у меня почти не вызывает возражений, но, согласно ему, ТРК будут строить именно на кладбище. По крайней мере бизнес секцию.@

    Алик с Анд

  12. Алик с Анд

    05/03/2013 в 01:19 | #12 | Ответить | Цитировать

    @Алексей Шишкин

    fotki.yandex.ru/users/roa.../735336/?page=14 примерно так. Если нужно более точно, то завтра сделаю.

  13. 05/03/2013 в 00:06 | #13 | Ответить | Цитировать

    @

    Алик с Анд

    Рискну вам предложить на современной карте изобразить предполагаемый контур кладбища. Думаю, что после 4 часов сравнений это не будет для вас большим затруднением. По моим прикидкам, как объекты не сдвигай, какое искажение в проекцию не закладывай, кусок кладбища на участок «Конрада» попадает.

  14. Andy

    04/03/2013 в 23:21 | #14 | Ответить | Цитировать

    > В СПбВедомостях хорошее письмо блокадника о Фарфоровском кладбище

    хорошее письмо, оч. чуйственное. Только вот не только деревья www.spb-mitrofan-society...for_sputnik1.jpg но и моя родная деревня Купчино благополучно сгорела в блокадных буржуйках.

  15. AnM

    04/03/2013 в 22:01 | #15 | Ответить | Цитировать

    В СПбВедомостях хорошее письмо блокадника о Фарфоровском кладбище www.spbvedomosti.ru/artic...7045@SV_Articles

    Но ведь новоявленным «гоподам» плевать и на ветеранов, и на блокаду, и на нашу память. Ведь это наша память, а не их.

  16. Алик с Анд

    04/03/2013 в 21:32 | #16 | Ответить | Цитировать

    @ra

    Память людская несовершенна, особенно когда касается чужих рассказов.

    Мне же больше всего хочется, чтобы вы научились думать самостоятельно, а не плясать под дудку более умных людей.

    Остальное — эмоции.

  17. Алик с Анд

    04/03/2013 в 21:05 | #17 | Ответить | Цитировать

    @Татьяна

    В основном, на Неву и карьер, берега слегка оползли за это время, но в целом форма мало изменилась . Помимо всего прочего на плане 1933 нарисованы канавы или просеки на месте будущих Седова и путепровода. Пруд в парке Бабушкина и аллея вдоль пруда. Старинный корпус ЛФЗ (пр.Обуховской Обороны, 151), он тоже никуда не мог уехать. На территории ГОИ — есть кусок застройки (очень небольшой) по древней Щемиловской, тоже совпал. Музей. Место где стояла церковь Преображения Господня (она же блокадный морг) (на планах она всё сдвигается и сдвигается к мосту, а реально как было, так и есть)

    Так что Бабушкина сдвинута от Кладбищенской метров на 50 и миф о строительстве кинотеатра на кладбище — только миф, он стоит как раз на бывшей улице. Это видно и без наложения, где именно на планах 1913 и 1914 (и 1925) улица приходит к парку Невского общества устройства народных развлечений (а угол парка именно на старом месте, улицу пробили западнее), и при наложении плана 1925 на современную карту — внизу не просто сдвиг, у меня получился примерно такой же.

    Сдвиг угла через дорогу по южной стороне кладбища. Форма дома 42 корп.1 повторяет контуры кладбища и не построено на нём, а дом 42 корп.4 (где Централизованная бухгалтерия) стоит на его территории.

    В 1940 г. завершено строительство здания исполкома Невского райсовета (архитекторы И. И. Фомин, Е. А. Левинсон, Г. Е. Гедике). Был выбран участок у предмостной площади, и здание расположилось на нем буквой Г (это цитата). Кладбище было по внутреннему контуру, и оставим достройку здания до буквы П на совести архитекторов.

    По поводу блокадных захоронений. У меня большой скепсис по рытью могил в промёрзшем грунте на этой территории, скорее всего приезжал грузовик и отвозил покойных на Пискарёвское. Это легко проверяется в архивах Пискарёвского, такие записи существуют, достаточно мерзкие, типа накладных, я не помню конкретно про Невский район. Тем не менее музей ЛФЗ стоит на кладбище (треугольник на планах 1913 и 1916).

    Поклонный крест конечно красиво расположен, но сама церковь Сошествия была примерно на месте вентиляционной шахты метро. Ну и прикиньте, где был центр прирезанной части кладбища.

    PS Мне тоже не нравится проект, но надо играть честно

  18. Роман

    04/03/2013 в 18:59 | #18 | Ответить | Цитировать

    А я вообще не понял, в чем проблема. Там какое-то особенное кладбище было?

    То, что Приморский район и Купчино стоят на месте мусорки никого особо не волнует, зато кладбище...

    В Милане, например, кладбище — это целый квартал архитектурных и скульптурный творений: вот такое кладбище требует сохранения.

    Меня, лично, больше беспокоит имя Вагиф... на девелоперском рынке.

  19. Татьяна

    04/03/2013 в 16:01 | #19 | Ответить | Цитировать

    Алик с Анд, а Вы когда карту накладывали на спутник, вы на что ориентировались?

  20. ra

    04/03/2013 в 11:42 | #20 | Ответить | Цитировать

    @Алик с Анд

    Сами планы конечно не могут быть доказательством, а вот якобы документы, говорящие о том, что кладбища нет — конечно же могут!

    И получается, что не важно, что документы, где пишут что нужно, при наличии возможностей «покупают», и даже не важно что есть люди, которые помнят о захоронениях в том месте...

    Нужно действительно разобраться, произвести археологическую и историческую экспертизу под общественным контролеим с обеих сторон!

    И если г-н Мамишев так уж уверен, что кладбища не было — чего же так переживать?

  21. Velta

    03/03/2013 в 22:09 | #21 | Ответить | Цитировать

    @Andy

    У нас нет метро.

  22. Алик с Анд

    03/03/2013 в 06:45 | #22 | Ответить | Цитировать

    убил 4 часа, чтобы совместить планы с «видами из космоса». Новообразованный переулок на плане 1939 года — это бывшая дорожка посреди кладбища. Поклонный крест примерно на месте, «Ломоносовская» и вытоптанный участок вокруг неё в юго-восточном секторе кладбища. Сама Кладбищенская проходила восточнее, примерно по фасаду кинотеатра, и действительно её совмещение с современной Бабушкина примерно такое, как показано на плане 1925 года, в районе пересечения с Ивановской несовпадение около 50 метров. Был ли кинотеатр построен на территории кладбища или нет — не представляется возможным, может оно начиналось от того места, где централизованная бухгалтерия (она точно на бывшем кладбище), а события при его строительстве — городской миф, документы об эксгумации в 60-е должны быть, а их нет, хотя вполне возможно, что участок был «зачищен» в 30-е годы. На месте захоронений на карте 1916 года (и вполне возможно блокадных) — музей. АЗС и трамвайная эстакада тоже находятся на территории бывшего кладбища.

    Вообще планы не могут быть доказательством из-за их схематичности

  23. Venajalainen

    03/03/2013 в 01:11 | #23 | Ответить | Цитировать

    @Парфененко Сергей

    Это ты Арво? Или твой однофамилец?

  24. Andy

    03/03/2013 в 01:07 | #24 | Ответить | Цитировать

    > я туда не могу ходить. Такое впечатление, что ходишь по костям

    а в метро Вы ездить можете?

  25. Dan

    02/03/2013 в 21:37 | #25 | Ответить | Цитировать

    @Алексей Грачев

    Да, есть такой подход: если снести кресты и надгробия, то кладбища нет. Но ведь могилы-то остались!!!

  26. Алексей Грачев

    02/03/2013 в 21:01 | #26 | Ответить | Цитировать

    Фраза с сайта Митрофаньевского союза "...Окончательно кладбище уничтожено в 1960-х годах при строительстве станции метро «Ломоносовская»...

  27. Парфененко Сергей

    02/03/2013 в 19:06 | #27 | Ответить | Цитировать

    Словоблудие «градозащитников» можно рассматривать как обман в корыстных целях , поскольку достаточно сравнить «старорежимные» карты с современным Петербургом — кладбище было на месте станции метро «Ломоносовская» и здания Администрации Невского района с бензоколонкой...

    Алексей Шишкин с «градозащитниками» просто пиарятся на костях усопших , впрочем чему удивляться , то у них 31 больница превращается чудесным образом в «детскую онкологическую» ... Противно. Господа , возьмите лопаты и копайте ! Нет , блин , вы только языком можете госдепу задницу лизать !

  28. Velta

    02/03/2013 в 18:12 | #28 | Ответить | Цитировать

    У нас в Красноярске на месте старого городского кладбища почти в центре города в середине 70-х начали строить большой концертный зал. Здание отличное, в малом зале превосходная акустика и очень красиво. Концерты замечательные, но я туда не могу ходить. Такое впечатление, что ходишь по костям. Захоронения, конечно перевезли, но копали экскаваторами. Нас. жителей, никто не спрашивал. Решили и сделали. Кстати там было много захоронений известных людей, например командор Резанов, тот по которого рокопера "Юнона " и «Авось». Приезжали американцы, даже места приблизительно не нашли. Стыдно до ужаса. Сейчас хоть люди протестовать могут, может чего-то и добьются.

  29. Живущая-на-Гончарно

    02/03/2013 в 17:35 | #29 | Ответить | Цитировать

    УЖАС!!!

  30. Андрей

    02/03/2013 в 13:43 | #30 | Ответить | Цитировать

    Andy :

    > застройщик пришлый, да еще и не русский

    т.е. Вы утверждаете, что если бы это был не Мамедов, а вполне себе природный Эдельштейн, ему было бы сложнее получить все необходимые свиделеьства и сертификаты?

    Лопухинский собирается застраивать Тиктинский, берег Рыбацкого — уроженец деревни Ходулы (Белоруссия) Заренков.

  31. Горожанка

    02/03/2013 в 13:14 | #31 | Ответить | Цитировать

    Ясно что прах предков там в любом случае, неужели все на продажу, даже такие места? Ну стыдно за город, дальше падать некуда.

  32. Andy

    02/03/2013 в 11:37 | #32 | Ответить | Цитировать

    > застройщик пришлый, да еще и не русский

    т.е. Вы утверждаете, что если бы это был не Мамедов, а вполне себе природный Эдельштейн, ему было бы сложнее получить все необходимые свиделеьства и сертификаты?

  33. Andy

    02/03/2013 в 11:29 | #33 | Ответить | Цитировать

    > НИКАКИХ документов о переносе кладбища не найдено, за исключением переноса захоронения Панаева и еще пары-тройки известных деятелей на Волково кладбище.

    я же не про Волково, а про Ташкентскую

  34. житель городка

    02/03/2013 в 10:57 | #34 | Ответить | Цитировать

    БАБЛО, в нашем городке всем правит бабло — надо построить — любое заключение — не было кладбища, здание не представляет ценности — кто платит тот и заказывает заключение, тем более когда застройщик пришлый, да еще и не русский

  35. Dan

    02/03/2013 в 10:19 | #35 | Ответить | Цитировать

    @Andy

    Ваше отношение к материалу несправедливо и продиктовано какими-то интересами. Что касается ответа на вопрос, то НИКАКИХ документов о переносе кладбища не найдено, за исключением переноса захоронения Панаева и еще пары-тройки известных деятелей на Волково кладбище.

  36. garde

    02/03/2013 в 10:19 | #36 | Ответить | Цитировать

    @Andy

    Больше ничего более бредового не придумать было? :)

    Кому это надо было ? Костей хватало и без экзгумации.

  37. Andy

    02/03/2013 в 10:04 | #37 | Ответить | Цитировать

    Опубликует Ленправда этот материал или не опубликует — неважно, этот материал оч. хорошо показывает уровень нынешней журналистики, до которого, увы, скатывается и наш г-н Редактор. Тут даже не вопрос в том, что результатом этого «исследования» в кавычках (а на деле — пары минут гугления) явился набор карт с различными границами кладбища. Вопрос, на который так и нет ответа — были ли во время оно могилы эксгумированы, а останки отправлены на Ташкентскую для изготовления костной муки на благо Индустриализации и Коллективизации

  38. Dan

    02/03/2013 в 07:58 | #38 | Ответить | Цитировать

    Было бы очень здорово, если бы Санкт-Петербургские ведомости взяли на себя смелость опубликовать этот материал. А пока мы имеем бредни Яна Скамейкина.

  39. Питон

    02/03/2013 в 07:32 | #39 | Ответить | Цитировать

    Вагиф Мамишев — глава азербайджанской диаспоры в Питере! Вопросы ещё есть?

  40. SuperDrummer

    01/03/2013 в 21:54 | #40 | Ответить | Цитировать

    Кстати насчёт мошенничества? Можно ли привлечь застройщика к ответственности, за попытку ввести общественность в заблуждение по поводу кладбища? Наверняка ведь должно быть что-то в УК по данному поводу.

  41. Прохожий

    01/03/2013 в 20:18 | #41 | Ответить | Цитировать

    С такими проектами нужно бороться"рублем". если построят торговый центр на мемориальной территории -объявить ему коммерческий бойкот: не ходить туда и ночего не покупать...разоряться ,возможно что -нибудь поймут...Но для этого нужно иметь гражданское сознание в обществе...Сегодня это утопия .

  42. Прохожий

    01/03/2013 в 20:10 | #42 | Ответить | Цитировать

    Для застройщика это не доказательство...Какие- то карты старорежимные...какие то кости... Может что и было, да сплыло...Они свои бумашки нарисуют...Совесть давно продана...

  43. Оксана Л.

    01/03/2013 в 19:02 | #43 | Ответить | Цитировать

    Ого, целое историческое исследование.

  44. garde

    01/03/2013 в 18:08 | #44 | Ответить | Цитировать

    Спасибо за хорошую подборку материалов по актуальной теме. Словоблудие застройщиков в таких случаях можно рассматривать как обман в корыстных целях.

    Уж как минимум мошенничество в крупных размерах.



Прежде чем оставить комментарий, ознакомьтесь с правилами. В них, в частности, говорится о склонении Купчина и Репищевой улицы.
В некоторых случаях робот может отправить ваш комментарий на модерацию.